Николай родился в 1938 году далеко от исторической родины - в столице Франции. Он выучился на инженера, долго служил в Алжире, стал унтер-офицером, воевал в Испании. Но русская натура повернула его жизнь в сторону православия. Успешный тогда инженер-кибернетик оставил профессию и был рукоположен в дьяконы.
- Веру для меня определила Россия. Я благодарен Франции, это тоже моя страна. Я ношу мундир, вместе с другими французскими военными мы поднимаем национальный флаг на праздники. Но все же я русский человек. И я всегда помню об этом.
Сам факт того, что гражданин европейского государства бросает кибернетику, в которой работает долго и успешно, и становится православным священником, вызывает удивление.
- Я же русский человек. Исконно. И я верю, что, несмотря на то что Пушкин отрицал религию, он был глубоко верующим человеком. Это нельзя не увидеть, если знаком с его стихами, - говорит отец Николай.
Первую паломническую поездку Николай Васильевич совершил в первый визит в Россию - он съездил в Троице-Сергиеву лавру.
- Приложился к мощам основателя обители преподобного Сергия Радонежского, и что-то дрогнуло в моей душе: И сразу мир перевернулся.
Николай Васильевич шутит над своим именем-отчеством - почти что Гоголь! Как же породнились в нем два классика золотого века русской культуры?
Прапрадед нашего героя, старший сын Пушкина Александр, был гусаром. Он участвовал в сражениях во время русско-турецкой войны, был награжден золотым оружием, впоследствии стал генералом. А еще Александр Александрович стал отцом 13 детей. (Это у них, видимо, наследственное). Мария, одна из его дочерей, внучка поэта, вышла замуж за племянника Гоголя. Так два поэта породнились не духовно, а буквально посмертно.
Как известно, при жизни Пушкин и Гоголь общались, но совсем не были дружны. Они не принадлежали одному кругу. По воспоминаниям современников, Гоголь хотел бы войти в ближний круг Пушкина. Но этого не случилось. Существует даже одна история (подлинная или вымышленная), объясняющая дистанцию в их отношениях. Рассказывают, что Гоголь все время забывал имя жены Пушкина, чем вызывал его нешуточное раздражение.
Фамилию Солдатенков протоирей Николай унаследовал от знаменитого купца-мецената и крупного издателя Козьмы Солдатенкова. В честь него он назвал одного из десяти (опять эта наследственная плодовитость) своих внуков Козьмой.
Не так давно он получил второе гражданство, российское, и стал почетным гражданином Москвы. Николай Васильевич - частый гость в России. Он передал золотой фамильный крест в Петербург, в Цусимскую церковь.
История с крестом уникальна. Эта фамильная реликвия принадлежит деду Козьме. Во время Цусимского сражения в Корейском проливе крейсер "Олег", на котором он служил, получил множество пробоин. Но дед остался жив. В память о погибших друзьях он заказал у знаменитого Фаберже напрестольный крест золотого литья. Этот крест и стал памятным вкладом моряка в храм Христа Спасителя, возведенный в Санкт-Петербурге после русско-японской войны. Петербуржцы называли его храмом Спаса на Водах, а иногда просто Цусимской церковью. В 1930-е годы храм был снесен, а все церковные ценности пущены с молотка. В том числе и золотой крест Козьмы Солдатенкова. Его приобрела на аукционе некая богатая американка. Видимо, был в том тайный Божий умысел, чтобы эта бесценная реликвия попала в ее добрые руки. В Париже, где она проездом остановилась в одном русском доме, она показала свое приобретение главе семейства. Старый генерал первым обратил внимание на надпись, выгравированную на оборотной стороне креста: "Дар лейтенанта Козьмы Васильевича Солдатенкова в память дорогих друзей, погибших в бою". И год освящения храма - 1911-й.
- Я был удивлен, что американка разыскала деда и вернула ему храмовый золотой крест совершенно бескорыстно, не взяв за свой подарок ни копейки, ни цента, - рассказывает Николай Васильевич.
Теперь отец Николай совершает с золотым крестом панихиду по погибшим морякам близ острова Цусима.
Себя он часто называет "летающим священником". Во Франции, как и в других католических европейских странах, православных церквей мало. Отец Николай служит в домашней церкви в Париже, а также обеспечивает приходы в тех храмах, где нет священника. Читает как на русском, так и на французском. Стихи обожает. И сам в тайне балуется. Хотя, как говорит, Пушкин завещал потомкам "не заниматься стихотворчеством".
- Он сам все уже написал, - обычно говорят они.
Но Николай Васильевич этот запрет нарушил. Правда, пишет он на французском. Впрочем, не самом чужом для Пушкина языке, чтобы не оскорблять памяти поэта...
Говорят...
Гоголь все время забывал имя жены Пушкина, чем вызывал его нешуточное раздражение