Лето — пора не только отпусков, но и кинофестивалей. Они растут как грибы после теплого дождика. Только что отшумели фестивали «Новое движение» в Великом Новгороде, «Зеркало» в Ивановской области, «Западные ворота» в Пскове, VOISES в Вологде, стартовал «Горький fest» в Нижнем... На очереди киносмотры в Ессентуках, Калининграде, Выборге, Горно-Алтайске — и далее везде.
Всего на просторах России ежегодно проходит порядка 150 кинофестивалей, большинство из них финансируется из федерального или областного бюджета. Широко живем! Особенно учитывая, что кино тоже в основном снимается на государственные, а не на частные инвестиции. Получается, государство финансирует кино, чтобы потом финансировать кинофестивали, на которых это кино показывают опять-таки за счет щедрых государственных вливаний. Такой вот усталый бег цирковой лошади по замкнутому кругу.
По идее, фестивали должны вызывать у публики интерес к новинкам экрана, желание чаще посещать кинотеатры, которые у нас то и дело пустуют, особенно в горячее летнее время. Но в реальности все происходит иначе. Публика более-менее ходит на бесплатные фестивальные показы, но этим ее любовь к кино большей частью исчерпывается, свой трудовой рубль из кармана зрители доставать не спешат. Нынче среднестатистический россиянин покупает билет в кино не чаще одного раза в год. Для сравнения: советский зритель во времена, которые принято называть «застоем», посещал кинотеатр 18 раз в год. Почувствуйте разницу!
На фоне фестивального буйства, слегка напоминающего пир во время чумы, меня искренне огорчили результаты кинотеатрального показа за истекшее полугодие. Да, за шесть месяцев 2025 года на экраны выходили вполне себе зрительские фильмы, собравшие в прокате более 1 млрд рублей. Среди них «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (3344,2 млн рублей), «Финист. Первый богатырь» (2680,1 млн), «Пророк. История Александра Пушкина» (1636,5 млн), «Батя-2. Дед» (1594,6 млн), «Кракен» (1121,9 млн).
Вроде бы есть повод порадоваться. Но эти лидеры проката значительно уступили по сборам не только «Чебурашке» — рекордсмену российского кино, собравшему в свое время порядка 7 млрд, но и прошлогоднему «Холопу-2» (3842,2 млн). При этом амбициозный «Кракен» в постановке Николая Лебедева оказался убыточным проектом. Как и «Злой город» Константина Буслова, «В списках не значился» Сергея Коротаева, «Северный полюс» Александра Котта, «Красный шелк» Андрея Волгина и ряд других высокобюджетных колоссов, не отбивших даже затрат на свое производство. Прибыльных проектов, как водится, набралось от силы с десяток, а более сотни вышедших на экраны картин принесли казне убытки.
В итоге посещаемость кинотеатров в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 11,5%. В кинозалы пришли около 65 млн зрителей — на 8 млн меньше, чем годом ранее, и почти вдвое меньше, чем за тот же срок в допандемийном 2019-м. Минкультуры, правда, рапортует о росте кассовых сборов на 6,5% по сравнению с прошлым годом, но забывает уточнить, что они достигнуты благодаря росту цен на билеты. Средняя стоимость билета за год выросла с 356 до 429 рублей. Получается рост более чем на 20%, это вдвое превосходит официальную инфляцию.
В июне цены на билеты подскочили уже на 25%, а за последние пять лет они выросли примерно на 70%. Немудрено, что люди стали реже ходить в кино. Да и репертуар, состоящий из бесчисленных экранизаций детских сказок, перелицовок советской киноклассики, спортивных драм, глуповатых комедий, зрителям, похоже, приелся. Ничего нового наша индустрия в ближайшее время предложить не в состоянии. Особенно взрослому думающему зрителю. Взвинчивать же стоимость билетов и дальше (прокатчики говорят о «справедливой» цене в 500 и даже в 1000 рублей) вряд ли получится — зрители просто проголосуют ногами и забудут дорогу в кинотеатры. И тут уже никакие фестивальные ристалища нашему кино не помогут.