Кроме Гран-при картина была удостоена на фестивале также приза кинопрессы «Пять звезд» и заняла третье место в зрительском голосовании «Выборгский счет». Потом были призы на других киносмотрах. А под конец минувшего года Гильдия киноведов и кинокритиков при Союзе кинематографистов РФ наряду с эпической фреской «Ветер» Сергея Члиянца назвала камерный «День рождения...» лучшим фильмом года.
Авансы в адрес «Дня рождения», как мне, слегка завышены, но именно с таким внушительным бэкграундом выходит на встречу с массовым зрителем первая большая работа 35-летнего режиссера Рауля Гейдарова, во многом для него автобиографическая. По первому образованию Рауль технолог разведки ископаемых. Но после армии, где он служил в десантных войсках, ему пришлось поработать охранником, строителем, официантом, продавцом. Однажды во время дружеского застолья ему попала в руки VHS-камера. Возникла идея любительского фильма. Рауль, по его словам, что-то снял, смонтировал, кто-то из знающих людей фильм увидел и сказал, что, возможно, он родился режиссером.
Дальше была учеба в Питере, затем во ВГИКе в мастерской Александра и Владимира Коттов. И снятая несколько лет назад получасовая лента «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама», в которой Рауль рассказал об одном длинном зимнем дне своей шумной грузинской семьи. По сути, «День рождения» стал продолжением той искренней, исповедальной короткометражки. В «Дне рождения» действуют практически те же персонажи: бабушка (народная артистка Армении Джульетта Степанян), мама (невероятная Мариэтта Цигаль-Полищук), дядя Анзор (выразительный Ян Гахарманов) и, наконец, главный герой фильма 17-летний Дато (звезда «Черной весны» Артем Кошман). Парень мечтает стать кинорежиссером по примеру своего кумира, американского классика Сидни Люмета («Телесеть», «Собачий полдень», «12 разгневанных мужчин», «Серпико», «Игры дьявола»), с которым Дато родился в один день — 25 июня, и ему это кажется добрым знамением.
В юношеской мечте о престижной профессии по нашим временам нет ничего необычного, но для Дато она выглядит изначально несбыточной. Живет он в выжженном солнцем каменистом поселке где-то в Краснодарском крае. На дворе конец нулевых — они в этом провинциальном захолустье ничем не лучше 90-х. Отца у парня нет, мать давно сидит в тюрьме, больному СПИДом дяде Анзору, тесно повязанному с местными криминальными кругами, жить осталось недолго, старенькая бабушка (по-грузински бебия) еле справляется с хозяйством и сама нуждается в поддержке. Да и денег на билет до Санкт-Петербурга, где учат на режиссера, у Дато и бабушки нет, если не считать горстки спрятанных в Библии «гробовых». И потому бебия день за днем раскатывает тесто и готовит хачапури — это не только вкусно, но и дешево.
Так что вместо кинорежиссуры парню, уже пробующему писать новеллы, делать раскадровки фильмов, скорее всего, придется учиться на бурильщика в местном колледже. Но тут на пороге дома возникает непутевая, но молодая, красивая, харизматичная мама — ей скостили срок на зоне. А прихваченный ею по дороге богатый мужичок-сибирячок дарит новоявленному пасынку видеокамеру. Мечта неожиданно становится близкой, осязаемой реальностью, чтобы назавтра, когда мать возьмется за старые делишки, вновь разлететься на мелкие осколки. Проклявший мать и потерявший веру в будущее, Дато сам на время завязнет в криминальном болоте, чтобы с помощью любящей бебии и заложенных в его натуре искренних, добрых начал все-таки вырулить к солнцу и свету. И стать на шаг ближе к осуществлению своей мечты.
Нельзя сказать, что сценарий, написанный Раулем Гейдаровым вместе с Лидией Ярцевой, отличается большой оригинальностью. В нем хватает клишированных общих мест, драматургических лакун, сентиментально-наивных творческих решений. Но режиссер, выросший в схожей среде, досконально знает изображенную на экране жизнь. Он насыщает расхожий сюжет о трудном взрослении подростка уникальными подробностями станичного быта, узнаваемыми социальными типажами «братков», их шероховатыми, солеными диалогами, пестрой разноголосицей южнорусского застолья, мягким юмором домашних сцен, мелодиями той поры. И фильм начинает дышать и жить.
И еще «День рождения» замечательно снят подвижной, нервной камерой Александры Негуч, энергично смонтирован. И в нем здорово играют не только исполнители главных ролей, но буквально все участвующие в фильме актеры. Каждый мелькнувший на экране персонаж, будь то криминальный авторитет Алик (Казбек Багаев), или манкая поселковая красавица Ольга (Инна Хотеенкова), обретает выпуклые, рельефные черты, как если бы он был вырезан острым резцом скульптора.
Несмотря на имя Сидни Люмета в названии фильма, Рауль Гейдаров, человек всесторонне насмотренный, сыплющий в интервью именами Андрея Тарковского, Ларса фон Триера, Паоло Соррентино, Аббаса Киаростами, Аличе Рорвахер, братьев Дарденн, опирается, скорее, на традиции старого доброго грузинского кино. Не случайно его короткометражка обыгрывала название раннего фильма Тенгиза Абуладзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». Как не случайно и то, что среди своих любимых картин Рауль называет «Солнце неспящих» Темура Баблуани, а в ткань «Дня рождения» вмонтирован уважительный поклон в адрес Георгия Данелии и его шедевра «Мимино». До уровня вышеозначенных мастеров Раулю Гейдарову еще тянуться и тянуться, но рождение в нашем кино перспективного молодого режиссера уже определенно случилось.
P. S. Зрительская премьера фильма «День рождения Сидни Люмета» с участием съемочной группы состоится 26 января в московском кинотеатре «Октябрь».