Главная Культура 00:13 12 Февраля 2013 196
Депутаты предлагают ввести квоту на зарубежное кино

Предлагая чужие рецепты для спасения отечественного кино, наши парламентарии его топят

Леонид Павлючик

Прошлый год трудно назвать удачным для российского кино. Напомню: ни один наш фильм не вошел в десятку самых кассовых лент, а доля отечественного кино в прокате упала до рекордного минимума — 13,8% от общих сборов. Наша газета едва ли не первой забила тревогу по поводу состояния нашего кинематографа (см. статью «Серенько и средненько» от 19 декабря). Но обозреватель «Труда» не мог тогда предположить, что назревшие реформы в отрасли будут подготавливаться столь стремительно и: столь непредсказуемо.

Так, уже под Новый год над Фондом кино, через который проходят основные денежные вливания в отрасль, стали клубиться тучи. А 29 января этого года его руководитель Сергей Толстиков был смещен со своего поста. Между тем, будучи, в общем, человеком со стороны, он за три года работы смог наладить внятные правила игры в кинобизнесе, положить конец разговорам об откатах в кино. Он смело шел на контакты и дискуссии с оппонентами, выдерживал свою независимую линию в общении с властью и в итоге сумел заслужить уважение большей части профессионального сообщества. Но именно его сделали главным ответчиком за провал неудавшейся киностратегии.

В эти дни Толстиков помогает освоиться в должности новому главе фонда — 33-летнему Антону Малышеву, успевшему поработать и кинопродюсером, и госслужащим. Пока Малышев-джуниор (он сын ректора ВГИКа Владимира Малышева) входит в курс дела, в эти самые дни проходят обкатку всевозможные рецепты спасения отечественного кино. Нередко, увы, один другого радикальнее и экзотичнее.

Так, член думского комитета по культуре Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) внес в Госдуму законопроект, который в частности предписывает: доля иностранных картин в российском прокате не может быть выше 20% (сегодня она составляет, напомню, порядка 85%). Эксперты уже шутят, что выполнить это можно будет только в том случае, если Россия в одночасье закроет границы, отрубит интернет и превратится в Северную Корею.

Гораздо более реалистичным, во всяком случае на первый взгляд, кажется подход к ситуации видного единоросса Сергея Железняка. Он внес на рассмотрение два законопроекта, которые, по его мнению, должны помочь нашему кино в «конкурентной борьбе с западной киноиндустрией». Один законопроект устанавливает минимальную долю отечественных фильмов на 2013-й для всех кинотеатров уже, слава богу, не в 80, а всего лишь в 20%. В дальнейшем по замыслу автора эта квота каждый раз будет определяться правительством РФ. Кинотеатры, не соблюдающие норму, будут наказываться штрафом от 100 до 400 тысяч рублей. Другой законопроект Железняка предполагает сохранить существующую ныне льготу на НДС в отношении национальных фильмов и обложить налогом всю иностранную кинопродукцию. Но и эти вроде логичные меры поддержки национального кино вызывают у специалистов нешуточную тревогу. Во-первых, НДС на зарубежные фильмы повлечет за собой повышение цен на билеты, а поход в кино в России, учитывая среднюю зарплату, и так несоразмерно дорог: от 200 до 600 рублей. Стоит ли говорить, что подорожание основной массы билетов обернется оттоком зрителей из кинотеатров, которые и так в среднем заполнены всего лишь на 18%. Во-вторых, зрители давно уже ходят не просто в кино, как в советское время, а на конкретный фильм. И относительная дешевизна билета на картину, условно говоря, Петра Иванова не заставит киномана отречься от мысли посмотреть фильм, скажем, Квентина Тарантино. И в-третьих, у российского кино сегодня попросту нет должного количества (не говоря уже про качество) новых лент, чтобы заполнить искусственно высвобождаемую для него нишу. По мнению известного продюсера Сергея Сельянова, те примерно 30 российских картин, которые представляют коммерческий интерес для проката, никак не могут на сегодняшний день собрать требуемые 20% кассы. Не крутить же в отсутствие достойных киноновинок тонущего «Чапаева» и бородатого (во всех смыслах слова) «Депутата Балтики».

Что же делать? Мириться с тем, что российское кино находится на задворках кинопроцесса в своей же собственной стране? Разумеется, нет. Но квотирование кино — антирыночная по своей природе мера, она противоречит нормам ВТО, куда нас только недавно приняли. А жесткое административное навязывание своих фильмов в ущерб зарубежным может ударить по доходам кинотеатров (многие из них и так живут трудно, их рентабельность составляет 10-15%) и окончательно отвратить зрителя: насильно мил не будешь.

Наше кино может окрепнуть только в реальной конкуренции с мировым кинематографом, считает еще один известный продюсер, Александр Роднянский. Тем более что в недолгой истории российской киномузы был прецедент, когда без всяких квот доля нашего кинематографа в прокате и так составила почти 30%. Это, напомню, случилось в 2005 году. Тогда основную кассу российскому кино сделали два фильма-лидера: «Девятая рота» и «Турецкий гамбит», спродюсированные и мощно раскрученные крупными телеканалами. А к этому локомотиву были прицеплены вагоны с такими разными, но по-своему притягательными для зрителей фильмами, как «Бой с тенью», «Статский советник», «Солдатский декамерон», «Попса». А артхаусные хиты «Коля — перекати поле», «Космос как предчувствие» собирали свою, куда менее многочисленную, но верную паству.

Это и есть путь: снимать больше хороших и разных фильмов. Не 60-70, как у нас повелось в последнее время, а 150-200, как во Франции, где, кстати, вопреки расхожему заблуждению, квот для национального кино нет. «Наша система основана на поддержке и импульсе, но не на запрете», — утверждает вице-президент «Юнифранс» и специалист по российскому кино Жоэль Шапрон. Свою высокую долю в прокате (под 50%) французское кино поддерживает разнообразием и качеством фильмов, умелой пропагандой своих достижений, искренним патриотизмом воспитанной на родном кинематографе публики. Наконец, количеством кинозалов (их во Франции в шесть раз больше, чем в России), в которых можно найти кино на любой вкус. От родных для них Бессона и Брессона до заокеанских блокбастеров и: фильмов Звягинцева, Лозницы, Дворцевого, которые, кстати, во Франции собирают денег больше, чем в России.

Я понимаю: этот путь и далек, и долог, а ввести ограничения и квоты проще, чем, скажем, начать борьбу с пиратством в интернете, чем инициировать строительство кинотеатров в небольших городах, куда вообще никакое кино не доходит — ни российское, ни голливудское. Сергей Железняк надеется, что его законопроекты будут приняты уже нынешней весной. Киносообщество в своей массе надеется, что этого не произойдет вовсе, иначе последствия для нашего кино и наших зрителей могут быть печальными. Если не губительными.

 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11771
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7439
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7119
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6443
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6273
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?