14 апреля выдающемуся пианисту Николаю Петрову исполнилось бы 70 лет. Безвременно ушедший два года назад музыкант оставил нам в наследство сотни великолепных записей классических шедевров, созвездие учеников и ежегодный фестиваль «Кремль музыкальный», который в
Одной из определяющих черт Петрова — человека и музыканта — была щедрость: он любил свою публику, играл для нее много, виртуозно, не жалея душевных и физических сил. Сохранить эту атмосферу постарались устроители фестиваля. Череда концертов, как и во все предшествующие годы, откроется в Большом зале Консерватории, где в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса прозвучит одно из любимейших произведений Николая Арнольдовича — Третий концерт Рахманинова со звездным солистом, учеником Петрова Александром Гаврилюком.
Со следующего дня программы — тоже по традиции — переместятся в Оружейную палату Кремля. Там выступит плеяда пианистов — от мастера транскрипции Вячеслава Грязнова до победительницы недавнего конкурса имени Шопена феноменальной
К юбилею «Мелодия» выпустила альбом из семи СD — произведения классиков, от Гайдна до Шостаковича, в записях Петрова с 1966 по 2006 год. А семья Николая Арнольдовича сделала подарок Центральной музыкальной школе, которую пять с половиной десятилетий назад окончил пианист: передала учебному заведению его рояль и учредила именную стипендию для лучшего ученика и шесть именных грантов. Также учреждена стипендия для лучшего студента фортепианного факультета Московской консерватории — альма-матер Петрова.
На вопрос «Труда», адресованный вдове пианиста Ларисе Петровой, о том, что нового открылось ей за последнее время в личности Николая Арнольдовича через рассказы его коллег и друзей, Лариса Григорьевна ответила: «Читайте только что вышедшую книгу о Петрове. Все, что там говорят о Коле Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Фазиль Искандер, Элина Быстрицкая и другие выдающиеся артисты, и есть такие открытия».
«В последние годы ему было очень плохо — отнимались руки, — пишет про Петрова Даниил Крамер. — Но никто из слушателей не знал, что он играл по наитию, не чувствуя клавиш. Это настоящий героизм! Я бы на его месте не сдюжил... Он ничего никогда не боялся. Был одним из немногих, кто понимал последствия, к которым ведет оглупление нации с помощью современной эстрады, того, что называется чудовищным словосочетанием «русский шансон». А писатель Фазиль Искандер передал свои впечатления лаконичным языком поэзии:
Коля, враг рутины,
Начертал передо мной
Богатырские картины
Богатырскою рукой.
