В конце прошлого года состоялось яркое событие в жизни отечественной оперы — фестиваль «Опера Live» ставший лабораторией молодых исполнителей. Более месяца золотые голоса России доставляли радость ценителям музыки своим разнообразным репертуаром. Корреспонденту «Труда» удалось поговорить со знаменитым баритоном — автором идеи фестиваля, ведущим солистом театра «Новая опера» Василием Ладюком.
— Василий, почему вы выбрали именно это название фестиваля?
— Английское слово live значит «живой», и организаторы фестиваля вложили в его использование двойной смысл: «живой» звук, «живое» исполнение — а кроме того опера как живой, развивающийся организм, отличающийся необычайным разнообразием внутренних форм. Отсюда и формат фестиваля, делающий его не похожим ни на что, ранее существовавшее. Здесь не только собственно опера, но и хоровая музыка, и романсы, и джаз. Овладение ими значительно расширяет возможности исполнителей, позволяя им петь музыку, с одной стороны, Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Доницетти, Верди, а с другой, Гершвина и даже Бернстайна.
— Первое выступление прошло в «Новой опере» имени Колобова. Выбор ведь проводился осознанно?
— Конечно, первые шаги в своей профессиональной деятельности я сделал на сцене «Новой оперы». С тех пор это мой родной дом, моя любимая сцена. Надеюсь, так это останется и в будущем. Поэтому вполне естественно, что для чисто оперного компонента фестиваля была выбрана именно эта сцена. Также неслучайно мы начали с «Севильского цирюльника»: этот спектакль стал в какой-то степени моей визитной карточкой. Участие в нем доставляет мне большое удовольствие, и у меня такое впечатление, что не только мне, если судить по реакции публики и критики.
— Среди мероприятий фестиваля — концерт «Памяти учителя» к 80-летию со дня рождения выдающегося дирижера, народного артиста СССР Виктора Сергеевича Попова. Каким вам запомнился Виктор Сергеевич?
— Виктор Сергеевич был разный: строгий и жесткий, добрый и заботливый, одержимый идеей и неукротимый в ее реализации, преданный музыке и бескомпромиссный в подходе к делу своей жизни. Одним словом, большой человек и большой музыкант! Мои однокашники по хоровому училищу и по Академии хорового искусства любили и боялись его. Сначала боялись, что он будет ругать тебя за нерадивость, а потом, повзрослев, боялись, что не будешь достойным общения с этим великим человеком. Для нас он был учителем и отцом, другом и наставником, а в музыке, в профессии стал для его воспитанников целым миром. Не покривлю душой, если скажу, что изначально всем, чего достиг, я обязан Виктору Сергеевичу Попову.
— Фестиваль «Oпера Live» шел почти 2 месяца. Все ли из задуманного удалось?
— Это был наш первый опыт, так сказать, пробный шар. Пять музыкальных представлений — большая работа. Что-то корректировалось в процессе, и все недочеты, недоработки будут учтены при подготовке следующих фестивалей. Но в общем, как мне кажется, фестиваль прошел удачно. Это видно по тому, как реагировали зрители, как это освещалось в прессе. В частности, отмечалось, что фестиваль «Oпера Live» стал одним из наиболее ярких музыкальных событий уходящего года. Он прошел на лучших сценах Москвы: кроме «Новой опера», это Международный дом музыки, Концертный зал имени Чайковского. В этом заслуга не только организаторов, но и участников: солистов, членов хора «Мастера хорового пения», музыкантов оркестра — в общем, всех, кто участвовал в его подготовке и проведении.
— Василий, а у вас не возникало желания выступить в родном городе Праге?
— Ну, я бы сказал, он мне родной относительно. Все-таки Родина — понятие более широкое, чем место, где ты появился на свет. Но так случилось, что действительно родился я в Праге, где мой отец, военный дирижер, проходил службу. Мне, естественно, всегда хотелось посетить те места. И вот в июле этого года мы с Динарой Алиевой и замечательным оркестром Чешской филармонии в Зале имени Сметаны исполнили «Травиату» в концертном варианте. Безусловно, для меня это было особое выступление.
— Раньше говорили, что опера — искусство для избранных. Но к вам на выступления приходит самая разная публика, собираются аншлаги. На последнем концерте в Московской филармонии яблоку было негде упасть.
— Опера зарождалась и развивалась при дворах европейской знати, т.е. изначально это был элитарный жанр, чем определялось, в частности, и содержание оперных произведений. Таким этот вид искусства оставался на протяжении длительного времени. Но времена меняются. На оперную сцену приходят новая музыка, иные сюжеты, свежий взгляд на классические произведения. Меняется и публика. Мы — представители нового поколения и являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками всех процессов, происходящих на оперной ниве. В частности, и посредством таких вот фестивалей. Если то, что мы делаем, интересно зрителю — и опытному, и молодому, если зритель охотно приходит смотреть и слушать нас, то, наверное, мы делаем что-то хорошее, правильное.
— В этом сезоне музыкальный мир отметил юбилей Александры Пахмутовой, а меньше чем через год будет праздноваться 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова. Знаю, что к музыке обоих композиторов у вас особое отношение.
— Общение с музыкой Александры Николаевны длится уже несколько десятилетий. Мальчиком в хоре я пел ее произведения. Виктор Сергеевич был первым исполнителем многих произведений Пахмутовой для хора. Став взрослым, уже как солист я сотрудничал с этим замечательным композитором, не раз выступая на различных сценах. Ее 85-летний юбилей отметили грандиозным концертом в Кремлевском дворце в присутствии шести тысяч зрителей. Она выдающийся мелодист. Исполняя ее песни, испытываешь большую радость и одновременно трепет перед огромным талантом автора... Что касается Георгия Свиридова, то этот композитор занимает особое место в моей жизни. Могу сказать, что «Подъезжая под Ижоры» и «Зимняя дорога», которые я выучил еще студентом, — мое первое приобщение к камерной музыке. 18 февраля в театре «Новая опера», в рамках музыкального фестиваля «Вокальные перекрестки» пройдет камерный концерт, который мы традиционно проводим не на сцене, а в Зеркальном фойе. Вместе с директором театра, а по совместительству замечательным пианистом Дмитрием Сибирцевым мы исполним два вокальных цикла Георгия Васильевича. И с гордостью не столько за себя, сколько за Свиридова скажу, что билеты этот концерт уже невозможно достать. Раскупили.