25 экспонатов из творческого наследия великого Репина Третьяковка приобрела еще в 2007 году у дочери близкого друга семьи художника графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль. Первоначально эти рисунки и эскизы принадлежали старшей дочери мастера Вере Ильиничне Репиной, потом она завещала их своему сыну Гаю Репину, а тот передал их отцу графини. Почтенная дама из-за преклонного возраста не смогла приехать из Германии в Москву на открытие выставки. Посредником между Третьяковской галереей и владелицей рисунков выступил известный в мире коллекционер и меценат князь Голицын.
В течение трех лет с момента поступления коллекции научные сотрудники Третьяковской галереи разгадывали происхождение (хотя дочь художника Вера перед смертью отца просила его подписать все рисунки и холсты), смысл и время написания графических шедевров Репина. Даже сейчас некоторые рисунки, такие как "Среди солдат", "В Неаполе", требуют дополнительных исследований. Как сообщили "Труду" в пресс-службе Третьяковки, особенность рисунков и набросков художника состоит в их философичности, многотемности, художественной стихийности. Живописец с помощью карандаша или пера фиксировал свои размышления, отражающие духовную жизнь русской интеллигенции в начале ХХ века (Репин был очень близок ко Льву Толстому, к писателю и философу Сергею Соловьеву).
Один из самых примечательных экспонатов выставки - перовой набросок Горького, сделанный на одном листе с зарисовкой композиции картины "Среди волн". Считается, что мастер запечатлел Горького в своей усадьбе Пенаты в 1904 году, когда тот читал поэму "Человек".
