Решение о сокращении штата принимают не от хорошей жизни. И когда оно принято, собственники фирмы начинают действовать в трех направлениях. Во-первых, они сокращают непрофильные отделы, к примеру, отдел пиара в строительной компании или отдел техподдержки в логистической фирме. Во-вторых, руководство, как правило, стремится избавиться от дорогостоящих профессионалов. В-третьих, оно смотрит, не раздут ли штат в конкретных отделах.
Если с непрофильными отделами сомнений у директора обычно не возникает, то с увольнением дорогостоящих сотрудников все не так просто. На мой взгляд, лучше оставить одного дорогостоящего и эффективного сотрудника, чем трех, работающих хуже, но получающих существенно меньше. По моим наблюдениям, даже в условиях кризиса эффективность не повышается и плохие работники не начинают работать лучше. Но многие руководители поступают иначе: уволив одного дорогостоящего специалиста, они рассчитывают сэкономить денег больше, чем составляет зарплата трех посредственностей, и оставляют, скажем так, "эконом-вариант".
В российском бизнесе чаще увольняют дорогих, а значит, эффективных работников. От хороших профессионалов избавляются еще и потому, что они, как правило, очень требовательны к условиям труда, сроку выплаты заработной платы. Если руководство не способно обеспечить человеку все это, он становится неудобным и его стараются уволить. Поэтому если вы профессионал, то в период кризиса умерьте аппетиты: так больше шансов не быть уволенным. Остальным же совет – работайте честно, особенно в кризис!
Наконец, под сокращение могут попасть сотрудники слишком больших отделов. В российских компаниях вообще не существует стандартов по количеству людей в отделе - где-то раздута бухгалтерия, где-то логистика. Когда были деньги, можно было не бороться за эффективность технологического процесса, а брать числом. Сейчас ситуация изменилась. Недавний пример. В компании, которая занимается продвижением финансовых услуг, в начале кризиса (после того как объемы финансирования сократились в 10-12 раз) уволили примерно 70% продажников. Но уже через два с половиной месяца объемы финансирования значительно выросли, и оказалось, что оставшиеся 30% прекрасно справляются!
Словом, решение о сокращениях принимается в каждом случае индивидуально, в зависимости от цели бизнеса. Например, в магазине косметики и парфюмерии на 400 квадратных метров площади нужно 10-12 продавцов, которые работали бы в две смены. То есть 5-6 девушек одновременно. Но в реальности такая схема не всегда верна: если мы продаем элитный товар, достаточно двух продавщиц на целый зал, а если наши 400 "квадратов" занимает недорогая одежда, то нужно либо нанять десять человек, либо поставить двух охранников на выходе, да и кассиров посадить побольше. Единого подхода нет, и для принятия правильного решения об оптимизации затрат нужно наблюдение и анализ ситуации.
Алексей Асеев, независимый бизнес-консультант