В преддверии Олимпиады в Италии возникло несколько поводов для споров и вопросов. Первый, уже традиционный: участие в Играх наших спортсменов под нейтральным флагом свидетельствует об отсутствии у них патриотизма — или бог им судья, пусть себе стараются? Второй повод с добавлением изрядной дозы возмущения: как же так, права на трансляцию приобрел не общедоступный федеральный телеканал, а платный онлайн-сервис? И третий: кто вообще будет смотреть всю эту красоту?
Вначале месяца ФОМ провел опрос об отношении граждан к Играм. И, в частности, поинтересовался, стоит ли показывать их на российском ТВ. «Да», — ответили более половины респондентов. И указали следующие причины: многим они интересны (21%); это крупное международное событие, россияне должны быть в курсе (11%); участвуют наши спортсмены (10%); спорт объединяет людей (6%); Олимпийские игры всегда надо показывать (3%); воспитывают в людях любовь к спорту (3%); больше нечего смотреть (1%). Последний процент особенно умиляет.
А вот как обосновали свое решение те, кому данное мероприятие претит: там не будет сборной России с гимном и флагом (12%); неинтересно в принципе (5%); это моя позиция в связи с политикой Италии и Запада в целом по отношению к России (2%); в стране происходят более важные события (1%); Игры проводятся нечестно (1%). И еще трогательный пункт: отказ от трансляции позволит российским телеканалам сэкономить деньги (1%).
Теперь о собственно трансляции. «Матч ТВ» не стал показывать Олимпиаду вовсе не из принципиальных соображений. Он просто уступил в конкурентной борьбе за права. По словам гендиректора «Газпром-Медиа Холдинга» Александра Жарова, при покупке оных учитываются две составляющие: стоимость и возможность вернуть потраченные средства за счет рекламы. В этом смысле Олимпиада представлялась довольно рискованной. А ключевой фактор риска — как раз крайне ограниченное участие российских спортсменов, снижающее интерес массовой аудитории и, соответственно, рекламный потенциал трансляций.
В результате победа осталась за Okko. Во сколько ему это обошлось, официально не сообщалось, но источник «Ведомостей» утверждает: более чем в 10 млн долларов. «Как эти деньги отбивать собираются? — наверняка удивился непосвященный обыватель. — Ах, ну да, сервис-то платный! Футбольную Лигу чемпионов на нем можно смотреть за 399 рублей в месяц, а если умножить на год... Интересно, сколько они за Олимпиаду заломят?»
Но тут — бамс! — выяснилось, что платформа покажет Игры бесплатно! Ну не здорово ли? Скачивай приложение на смартфон или на телевизор, подключенный к интернету, регистрируйся на сервисе, оставив свой номер телефона, и смотри не хочу!
Увы, в нашей стране еще остались несознательные граждане, обладающие лишь кнопочными телефонами и обычными «ящиками» с коллективной антенной. Есть и отдельные индивиды, которым просто лень что-то там искать, скачивать. Но это их проблемы, могут и в спорт-бар сходить. Правда, владельцы некоторых из них говорят, что будут включать Олимпиаду, если достаточное количество посетителей попросят.
Факт тот, что Okko — помимо непосредственно зрелища — предоставляет зрителю и множество других возможностей: например, смотреть повторы и обсуждения специалистов в студии, выбирать язык перевода и прочее. Правда, едва только стало известно о приобретении платформы, злопыхатели сразу принялись бубнить: то-то придется редакторам сервиса повкалывать, отслеживая картинку! Вдруг в Италии какое непотребство возникнет! Все же помнят скандальную церемонию в Париже с пропагандой ЛГБТ (признано в России экстремистским движением и запрещено)! Пока вроде обошлось. А то ведь могут так штрафануть!
И последнее. Какая ж выгода платному сервису от дармовой трансляции, обошедшейся в кругленькую сумму? Отвечаем: это точный маркетинговый расчет. И вот его принципы. Дайте клиенту какой-нибудь ништяк бесплатно, и его лояльность к вам многократно возрастет. И раз уж ради Игр, преодолев лень и предубеждение, он все-таки прошел регистрацию, то зачем потом от нее отказываться? То есть аудитория пополнится за счет консервативной публики. А если сервис покажется новоприобретенному пользователю удобным, то потом за другие развлечения он и платить будет готов: Наконец, 14 «оkkoянных» дней, что длится Олимпиада, вполне достаточно для выработки условного рефлекса: хочешь приятно провести время — иди сюда.
Но вот что плохо. Если надежды маркетологов Okko оправдаются, тот нам об этом непременно сообщит. Если же нет, мы так и не узнаем, скольких зрителей на самом деле заинтересовала Олимпиада. Но лет эдак через надцать это точно аукнется, когда некому будет представлять нашу страну на очередной Олимпиаде. Раньше, посмотрев соревнования мирового уровня в каком-нибудь отдаленном поселке, мальчишки грезили о спортивной карьере и мечтали стать олимпиониками. Государство под это строит в регионах спортивные школы, пытается развивать детский спорт. А сейчас получается, что все эти труды напрасны?
