До «Ночи музеев» — самой нервной и суматошной ночи для всех работников музеев в году — остался месяц.
«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Постоянно возникают вопросы.
Только высшее образование
В музеях работают очень образованные сотрудники. Чаще всего они учатся на искусствоведческих факультетах гуманитарных вузов, проходят подготовку на кафедрах музееведения. Это сотрудники невероятно высокой квалификации. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. «Грубо говоря, нужно досконально знать культуру Древней Греции и уметь отличить оригинал от гипсовой копии.
Кроме того, среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем. Высший пилотаж — знать химические и физические процессы, которые происходят в экспонатах, к примеру в картинах, с течением времени. Все это помогает сохранять экспонаты в наилучшем состоянии, а в случае пропажи определить подлинность работы.
Расписание дня
Рабочий день сотрудников музея начинается примерно в то же время, что и для экскурсантов. Смотрители незадолго до открытия касс расходятся по залам и вскоре уже начинают работать с посетителями. Проводят экскурсии, следят, чтобы экскурсанты не трогали экспонаты, не шумели и — главное — не вынесли ценную статую или картину. Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже.
Большинство работающих в музеях — женщины; мужчины здесь очень и очень ценятся. Но зарплата в музеях
Посетители обычно видят только смотрителей и экскурсоводов. Работников музейных фондов они замечают редко. Задача этих сотрудников музея — обеспечить сохранность фондов. Для них создан такой режим работы, который бы не мешал посетителям осматривать фонды музея. У них есть план работы на день и на год. «Они должны, например, сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета. Должны знать, где в данный момент находится произведение», — рассказывает Гуляев.
Рукописные фонды
До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Музейщики не могли перейти на электронные базы данных, потому что рукописный учет был требованием старых, написанных еще в
Правильный учет — одна из важнейших задач сотрудников музея. Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад. Учитывая, что фонды музея многократно превышают то число экспонатов, что выставлено на всеобщее обозрение, сотрудник музея должен прекрасно разбираться в том, как учитывать экспонат. Нужно уметь быстро отыскать, в каком зале и на какой полке находится произведение искусства, куда оно было перевезено, если экспонат сейчас находится на выставке, и когда вернется в фонды. Работы не меньше, чем у профессионального логиста, отслеживающего перемещения грузов.
Если кто и скучает в музеях, говорит Владимир Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят, поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.
Изо дня в ночь
Ежегодная акция «Ночь в музее» в 2010 году пройдет в ночь с субботы, 15 мая, на воскресенье, 16 мая. Музеи во время акции будут работать до двух часов ночи, музеи федерального подчинения — до полуночи.
С каждым годом эта акция становится все более популярной. В прошлом году только в Москве в ней приняли участие 120 музеев, которые посетили около 600 тысяч человек. К акции с каждым годом присоединяются музеи все большего числа регионов.
Кражи
Неспокойная работа
1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древних уникальных рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.
2. В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.
3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в
4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.
5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жана Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.
6. 28 мая 2002 года из музея Морского корпуса Петра Великого были украдены 2 картины
7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи 2 картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. 4 года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.
8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.
9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемых в 130 млн. рублей.
10. 1 апреля 2008 года из
11. 15 февраля 2010 года коллекция икон
Правила
Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.
По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.
