Главная Культура 00:02 14 Апреля 2023 6718
Как выжить героям триллера «До февраля»

Не надо бояться взрывать каноны, убежден писатель Шамиль Идиатуллин

Дарья Ефремова
В своей новой книге писатель обратился к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка. Фото: idiatullin.ru

На книжной выставке Non/fiction презентовали новый роман дважды лауреата «Большой книги», одного из самых обсуждаемых авторов актуальной (а многие считают, что и провидческой) прозы Шамиля Идиатуллина «До февраля». О том, почему писателю не надо избегать не любимых им жанров, чем по сей день ценны толстые журналы и для чего культура обществу, которое вроде бы и без нее живет достаточно сытно — наш разговор.

— Шамиль, почему вы решили в новой книге обратиться к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка?

— Книга родилась из сценария, который не стал сериалом. Почти три года назад на меня вышла вполне уважаемая кинокомпания и предложила написать что-нибудь для нее. А у меня к тому моменту накопился целый курган готовых кинозаявок разного размера и жанра — ну я и отгрузил киношникам штук тридцать. Они выбрали самую микроскопическую, на две строчки: 1980 год, стажерка «Юности» разбирает журнальную текучку и обнаруживает первую, похоже, в СССР рукопись о похождениях серийного убийцы, написанную со знанием дела, но явно не следователем и не милиционером. Продюсеры только попросили перенести время действия в настоящее. Как человек, который постоянно топит за то, что литература должна говорить про «здесь и сейчас», я был обеими руками «за». Написал развернутую заявку, поэпизодник, посерийник, сценарий первой серии восьмисерийного фильма, переписал его семь раз... И тут решился уточнить — а как там с договором, перспективами, и что вообще мы сейчас делаем? Они говорят: «Да ничего, просто пробуем». — «Тогда можно я пойду?». Они не возражали: «Можно».

И я пошел. Но сюжет меня уже не отпускал, и я решил сделать из этого книгу. Тем более, опыт уже был: предыдущий роман «Возвращение «Пионера»», как и написанная до него повесть «Светлая память», тоже возникли из сценарных заявок.

Кстати, «До февраля» все-таки не совсем детектив. Классический канон требует, чтобы читатель от первой до последней страницы не знал, кто убийца. А здесь убийца появляется уже в прологе. И герои должны не вычислить, кто скрывается под бархатной маской, а выжить. Так что это триллер — про обычных людей, которые сталкиваются с непредставимым ужасом. С маньяком, который убивает только потому, что хочет и может убивать.

— Интересно как у вас вдруг всплыла давняя тема литературных журналов! Какую роль «толстяки» сыграли в вашей жизни?

— Самую положительную, хотя впервые я опубликовался не в журнале, а отдельной книжкой в питерском издательстве. В том далеком 2004-м я страшно обрадовался и решил, что сразу стану знаменитым, но быстро понял: так это не работает. В книжной вселенной важная часть маршрута пролегает именно сквозь толстые литературные журналы. Следующий прозаический текст, повесть «Эра Водолея», вышел у меня в журнале «Знамя» — и с тех пор я первым делом предлагал ему свои новые тексты, пытаясь не отказывать, впрочем, и другим журналам, предлагавшим сотрудничество: «Дружбе народов», «Октябрю», «Новому миру», «Юности», «Идели» и многочисленным литературным изданиям помоложе.

«Толстяки», конечно — значительная составляющая литературной жизни: они, как и лучшие издательства с «Редакцией Елены Шубиной» во главе, а также как качественные премии, отбирают из океана книг и рукописей сперва пристойные, потом хорошие и наконец лучшие. В этом дарвинизм литпроцесса. Если закроются все «толстяки», нам будет гораздо труднее отличить хорошее от плохого. А вот нужны ли они широкой публике? Не факт. Ну так и сама литература, да и культура вообще для того, чтобы плодиться, размножаться и добывать хлеб в поте лица своего, особо не нужна.

— А для чего она нужна?

— Создавать новые смыслы. Прежде всего для себя и тех, кто тебе дорог.

— Вы лихо миксуете жанры: в вашем портфеле есть фантастика, актуальная, социальная, психологическая проза, роман взросления, а «Возвращение «Пионера»» кто-то даже определил как «янг-эдалт»...

— В принципе все, что я пишу — триллер, просто в нем присутствуют разные составляющие — производственные, социальные, утопические, шпионские, и вот наконец дошло до детектива. Хотя, по-моему, деление на такие поджанры очень условно. «Бывшую Ленина» можно отнести к дамскому роману, он, по большому счету, о тяжелой женской доле, но это все-таки социальная психологическая проза. Ну а «Возвращение «Пионера»» — вовсе не «янг-эдалт», хотя там и действуют подростки. Эта книжка для таких старичков, как я, кому сейчас 45+ и кто помнит 1985 год. Для меня было важно сравнить, чем было мое поколение в ту эпоху и чем стало сегодня, но не в естественном режиме, который день за днем дотащил нас оттуда сюда, а с помощью мгновенной переброски. Как бы я 13-летний отреагировал на себя 50-летнего, на мой-его внешний вид, достижения и недостатки, представления о хорошем и плохом, на мою-его страну и мир — и наоборот. Совсем не детское это развлечение. Я вообще рассказчик взрослый и суровый, а то, что меня считают юмористом и развлекателем — недоразумение. Очень лестное, конечно.

— На одном писательском семинаре я услышала: чтобы стать профессионалом, нужно научиться работать в жанре, вам не импонирующем.

— Да я в таких жанрах уже выступил. Например, совсем не люблю фэнтези, в отличие от фантастики — однако ж взял и написал «Последнее время», которое журнал «Мир фантастики» признал и лучшим отечественным романом года, и бесспорным фэнтези. Жанр жанром, но если правила нарушать с выдумкой, может получится очень симпатично. А вообще я пишу книжки, которые интересно читать мне самому. Строго говоря, я не писатель, а читатель, который переквалифицировался в авторы, потому что ему стало нечего читать. В какой-то момент мне стало остро не хватать актуальных сюжетов, и я начал подсовывать их в переписке и даже очных наскоках писателям, которых любил, но они почему-то уклонялись от такой чести. Я понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и засел за первый роман.

— Сегодня ваши книги, парадоксальным образом, становятся обсуждаемыми еще до их выхода в свет. Помните, когда проснулись знаменитым?

— А я знаменит? И деньги, женщины, успех у меня еще впереди? (Смеется). Если серьезно, оживленные дискуссии, отголоски которых доносятся до меня и по сей день, начались уже после выхода первой книги «Татарский удар». Все гадали — кто это из известных авторов и зачем взял такой неблагозвучный псевдоним, сколько ему заплатили татарские сепаратисты, а сколько русские шовинисты. Это было забавно, но всенародной славы не принесло. Заметным автором в области мистической и фантастической литературы меня сделал, наверное, роман «Убыр», а потом уже прозвучал «Город Брежнев», за который мне и дали «Большую книгу». Мой шестой роман вообще-то.

— «Город Брежнев» экранизирует НТВ. Участвуете в производстве?

— Я продал права на экранизацию трех книг и всякий раз выражал готовность помогать со сценарием. Мне неизменно отвечали, что сценарист без киношного опыта и уже вышедших фильмов не нужен. Думал, уже никому не пригожусь, однако на днях позвонили представители съемочной группы «Города Брежнева» и предложили поучаствовать в отборе натуры. Но я должен был лететь в Стамбул — читать там «Тотальный диктант»... Любопытно, что Стамбул, как и сто лет назад, опять один из центров распространения русского языка. Наша речь звучит, натурально, на каждом углу, а книги, авторы и культурные проекты вызывают большой интерес. «Тотальный диктант» в Стамбуле писали одновременно на двух площадках — на одной тотальным диктатором выступал я, на другой — музыканты группы «Ундервуд» Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко. Всего в мероприятиях диктанта — а их было несколько, включая творческие встречи, филологический квиз, мастер-класс и концерт, — поучаствовало больше ста человек, причем не только носители языка, но и изучающие русский турки — им, понятно, диктовался текст чуть попроще основного.

А надежда прислониться к экранизации «Города Брежнева» у меня еще есть — например, на стадии отбора актеров. Ну и далее буду рад, конечно, помочь чем могу.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 13277
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9219
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Перми открылся Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Участник конкурса - фильм «Она танцует у моря». Кадр с сайта flahertiana.ru

Открывшийся в Перми Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» назван так в честь Роберта Флаэрти, автора первого настоящего документального фильма в истории. Чтобы снять его, американский режиссер на год...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4780
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?