Главная Культура 00:02 14 Апреля 2023 6479
Как выжить героям триллера «До февраля»

Не надо бояться взрывать каноны, убежден писатель Шамиль Идиатуллин

Дарья Ефремова
В своей новой книге писатель обратился к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка. Фото: idiatullin.ru

На книжной выставке Non/fiction презентовали новый роман дважды лауреата «Большой книги», одного из самых обсуждаемых авторов актуальной (а многие считают, что и провидческой) прозы Шамиля Идиатуллина «До февраля». О том, почему писателю не надо избегать не любимых им жанров, чем по сей день ценны толстые журналы и для чего культура обществу, которое вроде бы и без нее живет достаточно сытно — наш разговор.

— Шамиль, почему вы решили в новой книге обратиться к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка?

— Книга родилась из сценария, который не стал сериалом. Почти три года назад на меня вышла вполне уважаемая кинокомпания и предложила написать что-нибудь для нее. А у меня к тому моменту накопился целый курган готовых кинозаявок разного размера и жанра — ну я и отгрузил киношникам штук тридцать. Они выбрали самую микроскопическую, на две строчки: 1980 год, стажерка «Юности» разбирает журнальную текучку и обнаруживает первую, похоже, в СССР рукопись о похождениях серийного убийцы, написанную со знанием дела, но явно не следователем и не милиционером. Продюсеры только попросили перенести время действия в настоящее. Как человек, который постоянно топит за то, что литература должна говорить про «здесь и сейчас», я был обеими руками «за». Написал развернутую заявку, поэпизодник, посерийник, сценарий первой серии восьмисерийного фильма, переписал его семь раз... И тут решился уточнить — а как там с договором, перспективами, и что вообще мы сейчас делаем? Они говорят: «Да ничего, просто пробуем». — «Тогда можно я пойду?». Они не возражали: «Можно».

И я пошел. Но сюжет меня уже не отпускал, и я решил сделать из этого книгу. Тем более, опыт уже был: предыдущий роман «Возвращение «Пионера»», как и написанная до него повесть «Светлая память», тоже возникли из сценарных заявок.

Кстати, «До февраля» все-таки не совсем детектив. Классический канон требует, чтобы читатель от первой до последней страницы не знал, кто убийца. А здесь убийца появляется уже в прологе. И герои должны не вычислить, кто скрывается под бархатной маской, а выжить. Так что это триллер — про обычных людей, которые сталкиваются с непредставимым ужасом. С маньяком, который убивает только потому, что хочет и может убивать.

— Интересно как у вас вдруг всплыла давняя тема литературных журналов! Какую роль «толстяки» сыграли в вашей жизни?

— Самую положительную, хотя впервые я опубликовался не в журнале, а отдельной книжкой в питерском издательстве. В том далеком 2004-м я страшно обрадовался и решил, что сразу стану знаменитым, но быстро понял: так это не работает. В книжной вселенной важная часть маршрута пролегает именно сквозь толстые литературные журналы. Следующий прозаический текст, повесть «Эра Водолея», вышел у меня в журнале «Знамя» — и с тех пор я первым делом предлагал ему свои новые тексты, пытаясь не отказывать, впрочем, и другим журналам, предлагавшим сотрудничество: «Дружбе народов», «Октябрю», «Новому миру», «Юности», «Идели» и многочисленным литературным изданиям помоложе.

«Толстяки», конечно — значительная составляющая литературной жизни: они, как и лучшие издательства с «Редакцией Елены Шубиной» во главе, а также как качественные премии, отбирают из океана книг и рукописей сперва пристойные, потом хорошие и наконец лучшие. В этом дарвинизм литпроцесса. Если закроются все «толстяки», нам будет гораздо труднее отличить хорошее от плохого. А вот нужны ли они широкой публике? Не факт. Ну так и сама литература, да и культура вообще для того, чтобы плодиться, размножаться и добывать хлеб в поте лица своего, особо не нужна.

— А для чего она нужна?

— Создавать новые смыслы. Прежде всего для себя и тех, кто тебе дорог.

— Вы лихо миксуете жанры: в вашем портфеле есть фантастика, актуальная, социальная, психологическая проза, роман взросления, а «Возвращение «Пионера»» кто-то даже определил как «янг-эдалт»...

— В принципе все, что я пишу — триллер, просто в нем присутствуют разные составляющие — производственные, социальные, утопические, шпионские, и вот наконец дошло до детектива. Хотя, по-моему, деление на такие поджанры очень условно. «Бывшую Ленина» можно отнести к дамскому роману, он, по большому счету, о тяжелой женской доле, но это все-таки социальная психологическая проза. Ну а «Возвращение «Пионера»» — вовсе не «янг-эдалт», хотя там и действуют подростки. Эта книжка для таких старичков, как я, кому сейчас 45+ и кто помнит 1985 год. Для меня было важно сравнить, чем было мое поколение в ту эпоху и чем стало сегодня, но не в естественном режиме, который день за днем дотащил нас оттуда сюда, а с помощью мгновенной переброски. Как бы я 13-летний отреагировал на себя 50-летнего, на мой-его внешний вид, достижения и недостатки, представления о хорошем и плохом, на мою-его страну и мир — и наоборот. Совсем не детское это развлечение. Я вообще рассказчик взрослый и суровый, а то, что меня считают юмористом и развлекателем — недоразумение. Очень лестное, конечно.

— На одном писательском семинаре я услышала: чтобы стать профессионалом, нужно научиться работать в жанре, вам не импонирующем.

— Да я в таких жанрах уже выступил. Например, совсем не люблю фэнтези, в отличие от фантастики — однако ж взял и написал «Последнее время», которое журнал «Мир фантастики» признал и лучшим отечественным романом года, и бесспорным фэнтези. Жанр жанром, но если правила нарушать с выдумкой, может получится очень симпатично. А вообще я пишу книжки, которые интересно читать мне самому. Строго говоря, я не писатель, а читатель, который переквалифицировался в авторы, потому что ему стало нечего читать. В какой-то момент мне стало остро не хватать актуальных сюжетов, и я начал подсовывать их в переписке и даже очных наскоках писателям, которых любил, но они почему-то уклонялись от такой чести. Я понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и засел за первый роман.

— Сегодня ваши книги, парадоксальным образом, становятся обсуждаемыми еще до их выхода в свет. Помните, когда проснулись знаменитым?

— А я знаменит? И деньги, женщины, успех у меня еще впереди? (Смеется). Если серьезно, оживленные дискуссии, отголоски которых доносятся до меня и по сей день, начались уже после выхода первой книги «Татарский удар». Все гадали — кто это из известных авторов и зачем взял такой неблагозвучный псевдоним, сколько ему заплатили татарские сепаратисты, а сколько русские шовинисты. Это было забавно, но всенародной славы не принесло. Заметным автором в области мистической и фантастической литературы меня сделал, наверное, роман «Убыр», а потом уже прозвучал «Город Брежнев», за который мне и дали «Большую книгу». Мой шестой роман вообще-то.

— «Город Брежнев» экранизирует НТВ. Участвуете в производстве?

— Я продал права на экранизацию трех книг и всякий раз выражал готовность помогать со сценарием. Мне неизменно отвечали, что сценарист без киношного опыта и уже вышедших фильмов не нужен. Думал, уже никому не пригожусь, однако на днях позвонили представители съемочной группы «Города Брежнева» и предложили поучаствовать в отборе натуры. Но я должен был лететь в Стамбул — читать там «Тотальный диктант»... Любопытно, что Стамбул, как и сто лет назад, опять один из центров распространения русского языка. Наша речь звучит, натурально, на каждом углу, а книги, авторы и культурные проекты вызывают большой интерес. «Тотальный диктант» в Стамбуле писали одновременно на двух площадках — на одной тотальным диктатором выступал я, на другой — музыканты группы «Ундервуд» Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко. Всего в мероприятиях диктанта — а их было несколько, включая творческие встречи, филологический квиз, мастер-класс и концерт, — поучаствовало больше ста человек, причем не только носители языка, но и изучающие русский турки — им, понятно, диктовался текст чуть попроще основного.

А надежда прислониться к экранизации «Города Брежнева» у меня еще есть — например, на стадии отбора актеров. Ну и далее буду рад, конечно, помочь чем могу.

Как сегодня живется-можется певуньям из знаменитого ансамбля?

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Картина одного из заключенных мужской колонии в Сарапуле, где бабушки выступали и произвели фурор. Фото автора

В удмуртском селе Бураново, где всего-то 650 жителей, хорошие дороги, добротный Дом культуры и чудесный храм на пригорке. И все благодаря поющим бабушкам. Без них кто бы знал об этом селе? Счастливое открытие...

Дочь Василия Макаровича считает, что его могли отравить...

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Слухам о насильственной смерти Шукшина без малого полвека. Фото: Генриетта Перьян, globallookpress.com

Актриса Мария Шукшина, известная кроме ярких ролей еще и своими резкими, порой экстравагантными высказываниями, заявила в СМИ, что ее отца — актера, режиссера, писателя Василия Шукшина, которому в эти дни могло бы...

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем....

Разговор с человеком, чья до предела насыщенная жизнь – путь к гармонии с природой

Сергей Бирюков
Труд
Познание природы – лейтмотив жизни Сергея Ястржембского. Фотографии предоставлены студией «Ястребфильм»

Знаменитый путешественник, охотник, кинодокументалист, писатель, а в прошлом не менее известный политик Сергей Ястржембский выпустил в издательстве «Бослен» книгу «Надежды выстрел». Ее главная мысль: цивилизованная охота...

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Игры» посвящен московской Олимпиаде 1980 года. Фото: imago sportfotodienst via www.imago-images.de, globallookpress.com

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно,...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 8409
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Даже звезды становятся жертвой пресловутого квартирного вопроса. Свежий пример – история с недвижимостью Ларисы Долиной

Алекс Зверев
Труд
Добычей мошенников стала московская квартира певицы стоимостью 120 миллионов рублей с хвостиком. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Квартирный вопрос продолжает портить даже знаменитых россиян. В печальный список попала и Лариса Долина. История с продажей ее жилища может обернуться певице потерей денег и репутации. Телефонные мошенники имеются везде,...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 7926
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Культура 00:17 / 16 Августа 2024 7651
EVA и грехи

Евгения Васильева взялась за «Мастера и Маргариту»

Дина Егорова
Труд
Евгения Васильева: почти автопортрет? Изображение из открытых источников

В Московском доме художника на Кузнецком Мосту открылась выставка скандально известной экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой «Звук тишины». Вернисаж посвящен «всем женщинам, которые страдали от Любви»...

Культура 00:02 / 16 Августа 2024 7607
Календарь: 16 августа

55 лет назад не стало одного из любимейших советский артистов Марка Бернеса

Труд
Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец Марк Наумович Бернес. Фото из открытых источников

1585 Скончался Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. 1896 В Клондайке открыто месторождение золота. Сюда устремились десятки тысяч золотоискателей, среди которых был и 21-летний Джек Лондон, будущий писатель. 1941 Издан приказ...

МТЮЗ начнет сезон со спектакля о наших современниках

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Супруги Хелимские на фоне картины «Мир Кристины» (Полина Одинцова и Илья Смирнов). Фото Елены Лапиной предоставлено литчастью МТЮЗа

После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня,...

Культура 00:16 / 16 Августа 2024 7426
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов....

Об этом сообщил Telegram-канал Mash со ссылкой на продюсера Сергея Дворцова

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российские артист и телеведущий Максим Галкин (включен в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) опроверг информацию о том, что певица Алла Пугачева планирует до конца года дать в России большой сольный концерт. «Выдумки от...

Язык дан людям для общения и понимания, но те «используют его в политических целях», подчеркнул Андрей Данилко 

Фото: © Maxim Burlak, globallookpress.com

Украинский юморист и певец Андрей Данилко, прославившийся благодаря образу Верки Сердючки, дал интервью латвийскому телеканалу LTV Ziņu dienests. В нем он, в частности, заявил, что от русского языка «отказаться невозможно». Артист...

Культура 00:07 / 09 Августа 2024 6874
Лето с монстрами

Почему наш экран переполнен фильмами ужасов

Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством...

Культура 18:01 / 17 Августа 2024 6739
Восточный ветер

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Philippe Lissac/GODONG, globallookpress.com

До недавнего времени самым популярным у нас азиатским писателем считался Харуки Мураками. Его истории о герое-одиночке читались взахлеб. Привлекали привычные русскому человеку размышления о счастье и о невозможности...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?