Главная Культура 14:28 15 Июня 2023 1703
«Ревизор», господа, это вам не в баню сходить!

Островский на программу только что закончившегося театрального фестиваля не в претензии, а вот Гоголя жаль

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Приключения гоголевского Хлестакова в фестивальном спектакле «Лабардан-с» больше походили на водные процедуры. Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

Подарком петербургским театралам стал завершившийся в Петербурге Международный фестиваль Театра юных зрителей им. Брянцева. Проходил он в 24-й раз и стал самым масштабным как по числу участников, так и по количеству спектаклей: за 9 дней – 26 названий!

Географический охват – от Европы до Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Свои лучшие постановки показали коллективы из Венгрии, Ирана, Турции, Ирака, Сербии, а также стран СНГ и, разумеется, российских регионов, включая Донбасс. Тут и Островский (без которого вообще никуда, тем более в «его» год!), и другие классики, а также постановки по произведениям современных драматургов. В том числе – нашумевшие. Как, например, «Я – Сергей Образцов» Театра кукол имени С.В. Образцова в режиссуре внучки легендарного мастера Екатерины Образцовой с Евгением Цыгановым в главной роли.

Чем славится ТЮЗ-фест, так это оригинальностью спектаклей. Особенно если речь о пьесах классиков. Интерпретации – самые неожиданные. Способствовала тому и заданная организаторами нынешнего «общего сбора» на берегах Невы тема: «Новые режиссёрские интерпретации классики в театрах для молодёжной аудитории».

Милош Бикович в спектакле «Ложь» Белградского драматического театра

Тон задал первый же фестивальный показ – «Пиковая дама» Екатеринбургского ТЮЗа, где пушкинские герои… лишены права голоса. Все свои проблемы действующие лица и исполнители разрешают на сцене исключительно пластикой. В ней, по задумке режиссера и хореографа Сергея Землянского, суть постановочной драматургии. Пушкинский сюжет в спектакле сохранен, но за малым, однако многое меняющим исключением: либреттисткой из Латвии Расой Бугавичуте-Пеце присочинены сцены сумасшествия Германа. С его метаний в кровати Обуховской лечебницы для душевнобольных спектакль и начинается, являя нам героя в смирительной рубахе. Ими же заканчивается. В промежутке – проблески ума в виде па-видений. Слов нет. Пушкин отдыхает!

Сценическое преобразование «Пиковой дамы» – не новость в театральном мире. Кто и как только не ставил ее у нас в стране и за рубежом с XIX века по XXI: в виде оперы, балета, пантомимы, «сериала» миниатюр… При этом большинству постановщиков как-то удавалось при индивидуальном видении темы сохранять в «пиковых» спектаклях и самое важное из пушкинского оригинала, его гениальный драматический посыл. Удалось ли это старательным уральцам, «по полной» выложившимся за почти два часа на сцене? Судя по реакции большинства зрителей – «ничего не понятно», – одного старания оказалось мало.

По-своему решили задачу молодежной интерпретации воронежцы. ТЮЗ этого южнороссийского города привез в Северную столицу «Последнюю жертву» по неувядающей пьесе юбиляра Островского.

Для опытного московского (впрочем, много где ставившего) режиссера Анатолия Ледуховского это дебютная работа в Воронеже. Поставил он «Жертву» с новой для себя труппой как фарс. Что, собственно, предполагается самим сюжетом о молодой вдове Тугиной, без памяти влюбившейся в ловеласа, картежника, прожигателя жизни. Вокруг этого все и «крутится». Но у Островского это скорее трагифарс. С перспективой для главной героини повторить путь Катерины из «Грозы» или Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». То есть с головой сначала в любовный омут, а потом – в речной, или под дуло пистолета. У Ледуховского вышло смешнее, оттого и легче. С избытком музыкальных номеров – тут тебе и частушки с прибаутками на темы извечного русского крохоборства, и остроты с прозрачными намеками на нынешнюю действительность. В которой из-за разбитой любви особо уже не убиваются. Вот из-за денег – да, могут.

Любопытна сценография этой «Жертвы». Декораций практически нет, если не считать стула и двух портретов на символической стене. К которым иногда добавляется стол или буфет. Скупы и костюмы героев: дамы щеголяют в сомнительного стиля юбках, кавалеры – в «прикиде» ХХI века. Всё лаконично. Буднично. Местами задорно (частушки все-таки!). Но не более того. Что подтверждает истину: большинство переделок – здания ли, пьесы – всегда вторичны.

Считается, что современное театральное искусство, в отличие от того, в котором преуспели, для примера, совсем еще недавно творившие Гончаров, Товстоногов, Ефремов, направлено на всех абсолютно зрителей. Независимо от их возраста, образования, предпочтений. – «Никакой былой элитарности!», – призывают апологеты современности. Нынешний российский театр, уверяют они, более понятен обычному зрителю. Не уточняя, что подразумевают под словом «обычный». Если непритязательность, то, да, конечно, ставить можно, что хочется и как вздумается. И что значит «современный театр» – уходящий от эталонов недавнего прошлого с его воздействием на умы и сердца публики?

Мне кажется, очевидно, что смысла в русском сценическом искусстве конца ХХ века было существенно больше, чем в нынешнем. Уже хотя бы потому, что те, давние спектакли по тому же Островскому, а также Чехову, Горькому, Булгакову et cetera помнятся и сегодня. А иные недавние по пьесам тех же самых русских драматургов если и вспоминаются, то чаще как пример режиссерского выпендрежа. Больше обычно зацепиться не за что.

Впрочем, иной раз есть за что! Сыгранный дважды под занавес тюзовского фестиваля спектакль Сергея Женовача «Лабардан-с» по гоголевскому «Ревизору» (согласно словарю Даля, лабардан – камчатская морская треска) наверняка запомнится зрителям. Практически все действие проходит в бассейне. Он же, по задумке режиссера, баня. В ней актеры московской Студии театрального искусства просидели нагишом весь спектакль продолжительностью 3,5 часа. На сушу выходили разве что по нужде. Сценической. Ну там простынку свежую подвыпившему товарищу Хлестакову принести, например. Или разволновавшегося «мечтуна»-городничего порадовать свежей мыслью…

Ведь, как поясняет идею сам Сергей Васильевич, «в чистом виде текст Николая Васильевича подавать сегодня нельзя. По ролям в исторических костюмах уже не интересно. За сюжетом, который обычно знают все, скрывается внутренний сюжет, и от того, как его почувствуешь и разгадаешь, возникает сила театрального сочинения».

Сила сочинения Женовача, надо понимать, в воде. Ход, к слову, далеко не новый. Бывало это уже – баня как очищение – на театре и в кино. Да и держать исполнителей всё затянувшееся действо в одних и тех же специфических условиях, даже если с подогревом... Как им самим, актерам, такие предлагаемые обстоятельства, судить не берусь. Могу лишь посочувствовать. А вот зрителей жалко. Те уже к середине спектакля стали все чаще поглядывая на часы и в смартфоны. Кроме тех, кто в первых рядах – их скуку «освежали» банные брызги…

Не только спектаклями жил петербургский международный фестиваль. Помимо основной программы, была и внутренняя, деловая. Ее составили лекции и драматургическая арт-лаборатория, круглый стол с участием ведущих режиссёров и театроведов, показы спектаклей учащихся театральных ВУЗов Ирана и Москвы. Поучаствовать во всем этом мог любой желающий. И интересно, и полезно – для поиска все тех же современных театральных смыслов.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11446
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7102
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6789
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6075
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5918
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?