Главная Культура 14:28 15 Июня 2023 2008
«Ревизор», господа, это вам не в баню сходить!

Островский на программу только что закончившегося театрального фестиваля не в претензии, а вот Гоголя жаль

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Приключения гоголевского Хлестакова в фестивальном спектакле «Лабардан-с» больше походили на водные процедуры. Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. Брянцева

Подарком петербургским театралам стал завершившийся в Петербурге Международный фестиваль Театра юных зрителей им. Брянцева. Проходил он в 24-й раз и стал самым масштабным как по числу участников, так и по количеству спектаклей: за 9 дней – 26 названий!

Географический охват – от Европы до Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Свои лучшие постановки показали коллективы из Венгрии, Ирана, Турции, Ирака, Сербии, а также стран СНГ и, разумеется, российских регионов, включая Донбасс. Тут и Островский (без которого вообще никуда, тем более в «его» год!), и другие классики, а также постановки по произведениям современных драматургов. В том числе – нашумевшие. Как, например, «Я – Сергей Образцов» Театра кукол имени С.В. Образцова в режиссуре внучки легендарного мастера Екатерины Образцовой с Евгением Цыгановым в главной роли.

Чем славится ТЮЗ-фест, так это оригинальностью спектаклей. Особенно если речь о пьесах классиков. Интерпретации – самые неожиданные. Способствовала тому и заданная организаторами нынешнего «общего сбора» на берегах Невы тема: «Новые режиссёрские интерпретации классики в театрах для молодёжной аудитории».

Милош Бикович в спектакле «Ложь» Белградского драматического театра

Тон задал первый же фестивальный показ – «Пиковая дама» Екатеринбургского ТЮЗа, где пушкинские герои… лишены права голоса. Все свои проблемы действующие лица и исполнители разрешают на сцене исключительно пластикой. В ней, по задумке режиссера и хореографа Сергея Землянского, суть постановочной драматургии. Пушкинский сюжет в спектакле сохранен, но за малым, однако многое меняющим исключением: либреттисткой из Латвии Расой Бугавичуте-Пеце присочинены сцены сумасшествия Германа. С его метаний в кровати Обуховской лечебницы для душевнобольных спектакль и начинается, являя нам героя в смирительной рубахе. Ими же заканчивается. В промежутке – проблески ума в виде па-видений. Слов нет. Пушкин отдыхает!

Сценическое преобразование «Пиковой дамы» – не новость в театральном мире. Кто и как только не ставил ее у нас в стране и за рубежом с XIX века по XXI: в виде оперы, балета, пантомимы, «сериала» миниатюр… При этом большинству постановщиков как-то удавалось при индивидуальном видении темы сохранять в «пиковых» спектаклях и самое важное из пушкинского оригинала, его гениальный драматический посыл. Удалось ли это старательным уральцам, «по полной» выложившимся за почти два часа на сцене? Судя по реакции большинства зрителей – «ничего не понятно», – одного старания оказалось мало.

По-своему решили задачу молодежной интерпретации воронежцы. ТЮЗ этого южнороссийского города привез в Северную столицу «Последнюю жертву» по неувядающей пьесе юбиляра Островского.

Для опытного московского (впрочем, много где ставившего) режиссера Анатолия Ледуховского это дебютная работа в Воронеже. Поставил он «Жертву» с новой для себя труппой как фарс. Что, собственно, предполагается самим сюжетом о молодой вдове Тугиной, без памяти влюбившейся в ловеласа, картежника, прожигателя жизни. Вокруг этого все и «крутится». Но у Островского это скорее трагифарс. С перспективой для главной героини повторить путь Катерины из «Грозы» или Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». То есть с головой сначала в любовный омут, а потом – в речной, или под дуло пистолета. У Ледуховского вышло смешнее, оттого и легче. С избытком музыкальных номеров – тут тебе и частушки с прибаутками на темы извечного русского крохоборства, и остроты с прозрачными намеками на нынешнюю действительность. В которой из-за разбитой любви особо уже не убиваются. Вот из-за денег – да, могут.

Любопытна сценография этой «Жертвы». Декораций практически нет, если не считать стула и двух портретов на символической стене. К которым иногда добавляется стол или буфет. Скупы и костюмы героев: дамы щеголяют в сомнительного стиля юбках, кавалеры – в «прикиде» ХХI века. Всё лаконично. Буднично. Местами задорно (частушки все-таки!). Но не более того. Что подтверждает истину: большинство переделок – здания ли, пьесы – всегда вторичны.

Считается, что современное театральное искусство, в отличие от того, в котором преуспели, для примера, совсем еще недавно творившие Гончаров, Товстоногов, Ефремов, направлено на всех абсолютно зрителей. Независимо от их возраста, образования, предпочтений. – «Никакой былой элитарности!», – призывают апологеты современности. Нынешний российский театр, уверяют они, более понятен обычному зрителю. Не уточняя, что подразумевают под словом «обычный». Если непритязательность, то, да, конечно, ставить можно, что хочется и как вздумается. И что значит «современный театр» – уходящий от эталонов недавнего прошлого с его воздействием на умы и сердца публики?

Мне кажется, очевидно, что смысла в русском сценическом искусстве конца ХХ века было существенно больше, чем в нынешнем. Уже хотя бы потому, что те, давние спектакли по тому же Островскому, а также Чехову, Горькому, Булгакову et cetera помнятся и сегодня. А иные недавние по пьесам тех же самых русских драматургов если и вспоминаются, то чаще как пример режиссерского выпендрежа. Больше обычно зацепиться не за что.

Впрочем, иной раз есть за что! Сыгранный дважды под занавес тюзовского фестиваля спектакль Сергея Женовача «Лабардан-с» по гоголевскому «Ревизору» (согласно словарю Даля, лабардан – камчатская морская треска) наверняка запомнится зрителям. Практически все действие проходит в бассейне. Он же, по задумке режиссера, баня. В ней актеры московской Студии театрального искусства просидели нагишом весь спектакль продолжительностью 3,5 часа. На сушу выходили разве что по нужде. Сценической. Ну там простынку свежую подвыпившему товарищу Хлестакову принести, например. Или разволновавшегося «мечтуна»-городничего порадовать свежей мыслью…

Ведь, как поясняет идею сам Сергей Васильевич, «в чистом виде текст Николая Васильевича подавать сегодня нельзя. По ролям в исторических костюмах уже не интересно. За сюжетом, который обычно знают все, скрывается внутренний сюжет, и от того, как его почувствуешь и разгадаешь, возникает сила театрального сочинения».

Сила сочинения Женовача, надо понимать, в воде. Ход, к слову, далеко не новый. Бывало это уже – баня как очищение – на театре и в кино. Да и держать исполнителей всё затянувшееся действо в одних и тех же специфических условиях, даже если с подогревом... Как им самим, актерам, такие предлагаемые обстоятельства, судить не берусь. Могу лишь посочувствовать. А вот зрителей жалко. Те уже к середине спектакля стали все чаще поглядывая на часы и в смартфоны. Кроме тех, кто в первых рядах – их скуку «освежали» банные брызги…

Не только спектаклями жил петербургский международный фестиваль. Помимо основной программы, была и внутренняя, деловая. Ее составили лекции и драматургическая арт-лаборатория, круглый стол с участием ведущих режиссёров и театроведов, показы спектаклей учащихся театральных ВУЗов Ирана и Москвы. Поучаствовать во всем этом мог любой желающий. И интересно, и полезно – для поиска все тех же современных театральных смыслов.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3604
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3547
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3302
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?