Фотографии еще недавно непримиримых врагов Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, триумфально пожимающих руки вместе с президентом США Дональдом Трампом, создают зримый образ «апофеоза примирения заклятых противоположностей ради процветания своих народов». В документе закреплены ключевые принципы взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и неприменения силы. При этом отдельно обозначена необходимость дальнейших действий для его подписания и ратификации, для закрепления договоренностей в юридической плоскости. То есть если «пока», то это черновик?
Международное сообщество прилагало все мыслимые усилия для организации прямого диалога Баку и Еревана, Минская группа безуспешно ломала копья ради поиска сложных компромиссов между враждебными соседями, а ситуация оставалась безнадежной и запутанной. И вот, как по волшебству, извечный конфликт двух антагонистов Закавказья вокруг принадлежности Нагорного Карабаха теперь обещает закончиться «вечным армяно-азербайджанским миром» с заметным клеймом «Сделано в США».
Стержнем новых послевоенных договоренностей становится создание транспортной магистрали, известной как «Зангезурский коридор», который протянется на 32 км через армянскую территорию, соединяя основной Азербайджан с его Нахичеванским эксклавом и далее с Турцией. Баку настаивал на особом наднациональном статусе транзита, что вызвало острые возражения Еревана, справедливо увидевшего в проекте угрозу своей территориальной целостности. Впрочем, суверенитет в СНГ нынче стоит недорого.
Расплывчатые формулы «беспрепятственного сообщения» в тексте декларации ставят под угрозу контроль Еревана над своими землями. Намеренное отстранение Ирана и России от переговоров указывает на попытку Запада перекроить экономическую географию региона, оттеснив традиционных партнеров в пользу влияния США. Алиев и Пашинян воспользовались обострением отношений с Москвой, чтобы найти себе другого «гаранта неприкасаемости». Только опыт американского посредничества в Ираке, Югославии, Афганистане, Ливии обычно не оставляет камня на камне от государственности их протеже.
Теперь ключевую инфраструктуру в регионе назовут «Дорога Трампа», поскольку 47-й президент США освятил своим «коммерческим гением» сделку века, призванную заменить собой пустые национальные мифы ради светлого и доходного будущего региона. Проект получил название «Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (Trump Route for International Peace and Prosperity, TRIPP). В процессе переговоров госдепартаментом США была навязана модель делегированной аренды автобана американским оператором на срок до 99 (!) лет. Дональд сразу отгрыз весь цукат с торта урегулирования.
Стратегия Вашингтона в регионе Большого Ближнего Востока, куда он включает и Кавказ, состоит в укреплении американского глобального влияния через гибкие дипломатические инициативы в территориальных спорах и незатейливые гешефты противоборствующим сторонам в виде инвестиций, снятия пошлин, а также военно-политических гарантий признания нового статус-кво коллективным Западом. Белый дом рассматривает работу над мирным соглашением между Арменией и Азербайджаном как базовое условие для своего участия в урегулировании, которое даст США возможность закрепиться на Южном Кавказе.
Турецкий аналитический ресурс On4 Haber отмечает, что этот договор по факту открывает «новый фронт» против России и Ирана. Американский коридор соединит Азербайджан с Нахичеванью, но разорвет сухопутное сообщение между Ираном и Арменией и дальше с Россией. Получая подряд и его финансирование для своих компаний, США конструируют в регионе экономическую платформу долголетнего военно-политического присутствия.
«План Трампа для Закавказья – это лишь очередной участок сплошной линии осады, которая нацелена на Россию, Иран и даже Китай», - заключает On4 Haber.
Роль Израиля и НАТО в этом процессе ясно демонстрирует их цель – превратить Южный Кавказ в линию фронта. Tehran Times пугает, что после соглашения Алиева и Пашиняна США будут управлять Кавказом. Неслучайно новая зона американского присутствия граничит с иранскими территориями, населенными в основном курдами и этническими азербайджанцами. Оба меньшинства давно стали объектом усилий ЦРУ и Ми-6 по дестабилизации ИРИ.
Консервативный Tehran Times считает, что Иран свою позицию обозначил четко: он против навязанных извне коридоров и односторонних соглашений, игнорирующих региональные реалии. Советник духовного лидера по международным делам Али Акбар Велаяти заявил, что ИРИ будет решительно действовать для защиты стабильности и безопасности Южного Кавказа — «с Россией или без нее».
«Этот коридор не станет дорогой Трампа, а превратится в кладбище для его наемников», — предупредил Велаяти. Иранцы, конечно, рассчитывают, что Москва все же не спустит дело на тормозах, хотя на фоне встречи на Аляске Южный Кавказ отложен на потом.
Однако, другая часть иранского руководства высказалась сдержаннее. Президент Пезешкиан уведомил об учтенности интересов ИРИ в сооружении коридора в Армении. МИД Ирана даже приветствал армяно-азербайджанское мирное соглашение как «важный шаг к долгосрочной стабильности», но ясно предупредил об «опасностях иностранного вмешательства». Тегеран подтвердил готовность работать с Ереваном и Баку в рамках инклюзивных форматов, таких как платформа «3+3» (Армения, Азербайджан, Грузия, Иран, Россия, Турция). Все равно присутствие США в управлении региональной транспортной артерией создает уязвимость стратегических планов Тегерана. Иран отрежут от России и Шелкового пути КНР.
Премьер-министр Никол Пашинян рекламирует согражданам свои маневры в Вашингтоне как гарантию вывода страны из изоляции, скорого процветания и сближения с Евросоюзом. Только он умалчивает, что ценой «коридора Трампа» может быть выход страны из ЕАЭС, как уже происходит с ОДКБ. По его словам, «разблокирование Армении уже происходит», что, мол, позволит установить железнодорожное сообщение с внешним миром через территорию Азербайджана, то есть с Турцией. Будут ли США защищать армян от внешних угроз, как Россия, вопрос спорный только для Пашиняна. А уж вопрос экономического развития Армении для Трампа не существует.
Другой фигурант Вашингтонской сделки - Ильхам Алиев - в свою очередь, посылает Москве сигнал, что, если с ним не будут считаться, то он может и пересмотреть свои давние приоритеты в плане партнерства с Россией, поскольку на Западе-то его ждут с распростертыми объятиями, сняв обвинения в авторитаризме и обещая военную поддержку в защите суверенитета. А что, если мир на Украине заключат раньше? Искусственный кризис в российско-азербайджанских отношениях ещё можно преодолеть при наличии политической воли и стратегического видения преимуществ векового союза двух народов. Неужто обида на ход расследования по упавшему самолету и арест криминальных азербайджанских авторитетов сильнее государственного интереса Алиева?
Конечно, закавказских гостей американская дипломатия до отвала накормила дежурными «печенюшками». Лидеры двух стран подписали двусторонние экономические соглашения с США в сфере торговли, транзита, энергетики, инфраструктуры и технологий. Ильхам Алиев, в частности, похвалился, что «в меморандуме о взаимопонимании, который мы подписали с президентом Трампом, особое место занимает энергетика». Ведь Азербайджан поставляет природный газ 10 членам НАТО и 10 союзникам США, так что он теперь незаменим для Запада, а это - заслуга президента Алиева лично!
Это рвение Баку, вместе со снятием эмбарго на поставки вооружений для Киева, было отмечено рыжим дядей Дональдом. Забавно, с какой скоростью Азербайджан стал для США продвинутой демократией. Во время двусторонней встречи Алиева с Трампом публично была отменена статья 907 «Закона о поддержке свободы» в отношении Азербайджана. С 1992 года эта статья запрещала предоставление ему военной помощи до тех пор, пока страна не снимет блокаду Армении. Правда, армянская оппозиция выражает опасения, что соглашения приведут к новым уступкам Пашиняна, поощряя давление Баку и закладывая этим предпосылки для возобновления конфликта. Да кто этих несогласных сегодня слушает?
Президент США легко записал лидеров двух стран в «провидцы» и высоко оценил, что дорога ими названа его именем, подчеркнув, что, мол, заметьте, не он это предложил. Назвав себя «ключевым посредником», который «положил конец 35-летнему конфликту», Трамп искренне порадовался, что «каждое мирное соглашение приближает его к получению Нобелевской премии мира, о которой он открыто мечтает». Доброе слово о самом себе никто так искренне не скажет, как Дональд.
Если янки укоренятся в Закавказье, то закрывать их базы будет куда тяжелей, чем в киргизском Манасе. Очевидно, что нарастание американского присутствия в регионе содержит для российской безопасности не меньшие геополитические риски, чем вступление Украины в НАТО.