Главная Культура Афиша 00:05 15 Октября 2021 7257
«Дороже Каменного моста». Почему москвичи так говорили?

Открылась выставка, посвященная древнейшей переправе через Москву-реку

Виктория Рогозинская
Акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1901 год) считается самой достоверной реконструкцией древнего вида этой столичной достопримечательности

В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта одного из самых знаменитых мостов столицы. Историю монументального сооружения решили не втискивать ограниченное пространство экспозиционных залов – выставка расположилась прямо под открытым небом, во дворе музея.

Этот мост давно стал неотъемлемой частью величественной панорамы центра столицы, а утилитарное его значение вообще трудно переоценить – даже на время капитального ремонта, длившегося больше года, Большой Каменный полностью для движения не закрывали. Завершение ремонтно-реставрационных работ и стало поводом для выставки.

Главному герою экспозиции чуть больше 80 лет, но история его уходит корнями в незапамятные времена. У него было несколько предшественников, а когда-то никакого моста на этом месте вообще не было, только брод на столбовой дороге из Рязани в Великий Новгород. Наплавной мост из плотов, собранных из толстых дубовых бревен, появился тут только в 1498 году. Современники такие мосты называли «живыми» – для пропуска речных судов плоты, расположенные над самым глубоким местом, отводились в стороны. С наступлением морозов мост разбирался – плоты вытаскивались на берег, где и лежали до окончания ледохода.

Каменный мост на этом месте приказал возвести первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович. Для воплощения государева замысла был выписан из Страсбурга архитектор Анс Ягон Кристлер. Строительство началось в 1643 году напротив церкви Всех Святых, что на Рву, стоявшей некогда приблизительно там, где сейчас храм Христа Спасителя. Но завершить работы не удалось – Михаил Фёдорович скончался, а его наследник царь Алексей Михайлович отказался от дорогостоящего проекта. Только через 40 с лишним лет царевна Софья, заботясь о благоустройстве своей столицы, приняла решение достроить мост, благо остались деревянный макет, чертежи и технические записи Кристлера.

Дело иностранного архитектора продолжил русский «каменных мостовых дел мастер» старец Филарет, усовершенствовавший первоначальный проект. В дате окончания строительства историки расходятся – одни называют 1687 год, другие 1692-й, когда на престол уже взошел Пётр I. Государевой казне предприятие влетело в копеечку – сооружений такого размаха (22 метра в ширину и более 150 в длину) над рекой еще не строили. «Дороже каменного моста!» – восклицали современники, говоря о чем-то сверхзатратном.

Изначально названный Всехсвятским, с появлением других каменных мостов через Москву-реку он был переименован в Большой каменный. Прослужил городу верой и правдой до самой середины XIX века. Поначалу вдоль него по обеим сторона стояли лавки, а у опор работали мельницы. Каким был мост, посетители выставки смогут увидеть на гравюрах известного голландского мастера Питера Пикарта, приглашенного в Россию царем Петром. Впрочем, историки считают, что самая известная гравюра Пикарта, запечатлевшая мост – «Вид Кремля из Замоскворечья» (1708) – грешит неточностями. Наиболее достоверной считается акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», созданная в цикле видов-реконструкций старой Москвы.

Жизнь на Большом Каменном кипела и днем и ночью – под ним был притон разбойников, выходивших после заката на свой «промысел». Самым знаменитым среди обитателей этого московского «двора чудес» был легендарный Ванька-Каин. Считается, что именно с его нелегкой руки пошла гулять поговорка «концы в воду» – своих жертв «работники ножа и топора» отправляли в омут около одного из быков моста. Известен Большой каменный и тем, что по нему везли к месту казни на Болотной площади Емельяна Пугачёва. И армия Наполеона покидала горящую Москву, отступая к Калужской заставе, по нему же.

Биография у моста действительно была бурной, он пережил пожар и несколько сильных наводнений, однако стоял прочно. Несмотря на это в начале 1850-х годов его решили снести и выстроить на его месте новый. Однако старый мост сдаваться не хотел – его пришлось взрывать, и москвичи с сожалением наблюдали за тем, как его ломают. Камень, пригодный для использования, приобрел купец по фамилии Скворцов и выстроил из него дом на Моховой улице, который цел и по сей день.

К 1859 году на месте прежнего возвели новый – первый металлический мост в Москве. Облицованный каменными плитами, он сохранил за собой название предшественника. Прослужил почти 80 лет, стоял бы и дальше, но из-за строительства канала имени Москвы вода в реке существенно поднялась, и ради пропуска волжских судов ветерана пришлось разобрать. Нынешний Большой Каменный в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы, принятым в 1935 году, перенесли чуть ниже по течению, к Боровицкой площади. Проектировали его сразу три известных советских архитектора – Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. О том, как шло строительство, посетители смогут судить по картине Николая Москалёва «Строительство Большого каменного моста» (1937), представленной в экспозиции.

Художник Николай Москалёв запечатлел строительство одного из главных современных столичных мостов

На выставке собрано и немало других редких свидетельств, отразивших многовековую историю Большого каменного моста. Но, пожалуй, самым впечатляющим стал фрагмент фермы, демонтированной в ходе ремонтных работ и хранящий следы осколков фугасной бомбы – одной из многих сотен, сброшенных на Москву в 1941-42 годах. Капитальный ремонт Большого каменного провели впервые за все 80 с лишним лет его существования. Жизнь патриарха московских мостов продолжается.

Комментарии для сайта Cackle
Афиша 00:03 / 29 Октября 2021 10935
Русская Шанель

В Москве вспомнили женщину, одевавшую великих княгинь и народных артисток СССР

Дина ЕГОРОВА
Труд
Надежда Ламанова (слева) и ее творения на выставке в Москве. Ефимия Носова (Рябушинская) в платье от Ламановой на портрете К. Сомова. 1911 год. Фото из открытых источников

В столице на ВДНХ открылась выставка «Гений в юбке и ее эпоха», посвященная 160-летию со дня рождения первой русской женщины-модельера Надежды Ламановой. Ее называют «русской Шанель»,...

По мнению писателя, она «находится в своем амплуа, которое идеально исполняет»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Известный российский писатель, заместитель художественного руководителя по литературной части МХАТ имени Горького Захар Прилепин прокомментировал игру певицы и телеведущей Ольги Бузовой в спектакле «Чудесный грузин». «Это...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?