Главная Культура 00:04 16 Марта 2018 8158
Жизнь в поисках радости

Вчера Москва простилась с Олегом Табаковым

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Вчера Москва простилась с народным артистом СССР Олегом Табаковым. С раннего утра к МХТ имени Чехова, который Олег Павлович возглавлял на протяжении последних 18 лет, чередой шли люди, чтобы попрощаться с любимым артистом. Впрочем, Табаков был не только выдающимся актером и уж, разумеется, не просто лицедеем, комиком, как иногда в шутку, а может, и на полном серьезе он называл себя. Табаков был мощной, харизматичной, многогранной личностью. Не случайно кинорежиссер Говорухин уподобил Табакова Константину Станиславскому. И в этом рискованном сравнении нет ни грана преувеличения.

Не все это помнят, но Табаков, тогда еще совсем молодой актер, похожий на вихрастого подростка, вместе с Олегом Ефремовым и горсткой энтузиастов стоял у истоков легендарного «Современника», возникшего при первых признаках оттепели. А по прошествии лет, оставаясь ведущим актером труппы, Табаков взвалил на себя еще и нелегкую ношу директора театра. Позже на месте угольного подвала на улице Чапыгина он создал уже свой собственный театр — легендарную ныне «табакерку», живое, бойкое место на театральной карте Москвы.

Когда Ефремова в 1970 году призвали возглавить МХАТ, он позвал с собой и Табакова — своего верного Санчо Панса. Олег Павлович не сразу, но пошел вслед за ним, а уже после смерти долго болевшего и поневоле запустившего дела Олега Николаевича возглавил главный (так уж повелось со времен Станиславского) театр страны. Табаков унаследовал скудный репертуар, полупустые залы, актрис, тушивших сигареты о радиаторы отопительных батарей. Он поклялся сделать МХАТ передовым, авангардным и при этом любимым народом театром. Для чего отменил в доставшемся ему коллективе демократию, установив, как он любил говорить, «просвещенный абсолютизм».

Уже через год-другой на спектакли МХАТа, из названия которого Табаков убрал слово «академический», был форменный зрительский лом, как во времена, да, да, все того же Станиславского. Это было тем более удивительно, что театральная история России доселе не знала столь успешного творческого лидера, который руководит одновременно двумя популярными московскими площадками.

Параллельно с этими многотрудными театральными заботами Табаков ухитрялся много и ярко сниматься в кино. Актер широчайшего диапазона, которому были подвластны гротеск и драма, лирика и сатира, гиньоль и пафос, он снимался у главных и лучших режиссеров нашего экрана. У Сергея Бондарчука и Григория Чухрая, Эльдара Рязанова и Марка Захарова, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, Татьяны Лиозновой и Киры Муратовой, Романа Балаяна и Владимира Меньшова, и этот список, разумеется, далеко не полон.

А, кроме того, на протяжении 45 лет Табаков преподавал в ГИТИСе и школе-студии МХАТа, а затем и в созданном им театральном колледже, воспитывая молодую актерскую смену. Среди тех, кто выходит сегодня на московские подмостки, едва ли не половину составляют его ученики, в том числе, на минуточку, Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Андрей Смоляков, Алексей Серебряков, Анна Чиповская — настоящие звезды нашего театра и кино.

А еще он открыл двери «табакерки» и МХТ для молодой режиссуры. Во многом благодаря Табакову на столичной сцене состоялись замечательные режиссеры Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, чьи спектакли сегодня во многом определяют московский театральный пейзаж. Не случайно последний из этой обоймы, опальный Кирилл Серебренников, на сайте возглавляемого им Гоголь-центра в эти горькие дни назвал Олега Табакова не только выдающимся Актером, но и Учителем, Отцом, Защитником — именно так, с большой буквы. Впрочем, защитить Серебренникова, который находится под домашним арестом, не смог даже Табаков, тут и его изрядный общественный вес не помог.

К слову говоря, с властями у Олега Павловича в разные годы были разные отношения: бунтарские в юности и вполне лояльные, взаимоуважительные в зрелые годы. Тут он прошел путь, характерный для многих. Как говорится, кто в молодости не был революционером — у того нет сердца; кто в зрелости не стал консерватором, у того нет мозгов. Мозгами же Олег Павлович никогда обделен не был. Возглавив МХАТ, он прекрасно понимал, что политическая фронда в главном театре страны вряд ли возможна и уместна.

«Он пытается быть достаточно близко к источнику власти, чтобы согреться ее теплом, но и в некотором отдалении, чтобы не обжечься», — так сформулировал позицию Табакова доктор искусствоведения, летописец театра Анатолий Смелянский. Сам Табаков в одном интервью высказался еще определеннее: «Как говорила героиня Булгакова из «Театрального романа», «глупостев не допускаем и против властей не бунтуем».

Конечно, Табакова на этом основании можно легко обвинить в сервильности. Тем более, что некоторые его высказывания и деяния последних лет не были образцом вольнодумства. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Полагаю, что не только власть использовала Табакова в своих целях, но и куда успешнее — он ее. Во всяком случае, театральный мир полон легендами о необычайной человеческой отзывчивости Олега Павловича. Во всеоружии своего прославленного имени, фирменного обаяния и вальяжного голоса «кота Матроскина», перед которым не могла устоять ни одна чиновничья душа, он выбивал для талантливых людей квартиры и больницы, дачные участки и путевки в санаторий, почетные звания и постановки в театре.

Сам он ни в чем не нуждался и ничего для себя не просил. С юных лет, когда после первых же ролей к нему пришла бешеная популярность, он достаточно много зарабатывал, чтобы чувствовать себя независимым. Искренне говорил коллегам, что если бы у него не было такого обилия предложений, то он с удовольствием приплачивал бы сам, чтобы только выходить на сцену. Волнение зрительного зала, запах кулис, сам театральный воздух оказывали на Олега Павловича целительное воздействие. На сцене, по его собственным словам, у него снижалось давление, проходила простуда, и даже переставал беспокоить радикулит.

В последние годы он фактически жил в театре: в его кабинете стояла большая кровать, где он любил соснуть часок-другой в промежутке между утренней репетицией и вечерним спектаклем. Эта привычка выработалась у Табакова еще с тех давних пор, когда в 29 лет от сумасшедших перегрузок у него случился инфаркт. Тогда Олег Павлович не то чтобы сбавил обороты, но научился рациональнее распоряжаться своим временем и талантом.

Он перестал откликаться на все сыпавшиеся на него предложения, а стал выбирать только то, что ему по-настоящему нравилось. А уж то, что ему нравилось, он делал с видимым наслаждением, с какой-то русской удалью, с душевной широтой саратовского волгаря.

По моим многолетним наблюдениям, у Олега Павловича всегда было прекрасное настроение, я ни разу не видел его раздраженным, гневливым, а тем более брюзгливым. Он любил красивых женщин, холодную водку, хорошее вино, интересные книги, дружеские застолья, вкусную еду. Работа, даже любимая, не заслоняла от Табакова остальную жизнь. В 60 лет он круто поменял свою личную судьбу. Женился на молодой актрисе, своей воспитаннице Марине Зудиной, которая была младше его на 30 лет. Был счастлив в этом браке, гордился красавицей-женой, подрастающими детьми.

Его первыми ролями на сцене и в кино были чистые и честные розовские мальчики. «В поисках радости» — так называлась пьеса, после которой имя Табакова запомнили все. Он в итоге нашел искомую радость жизни в любимой семье, в созданных им театрах и студиях, в поставленных им спектаклях и фильмах, в двух сотнях сыгранных ролей, в десятках талантливых учеников, наконец, в четырех детях, которые остались после него. Совсем немало для одной жизни.

Десять лучших киноролей Олега Табакова

Николай Ростов — «Война и мир»

Владимир Искремас — «Гори, гори, моя звезда»

Вальтер Шелленберг — «Семнадцать мгновений весны»

Илья Обломов — «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Альхен — «Двенадцать стульев»

Король Людовик Х111 — «Д’Артаньян и три мушкетера»

Владелец салуна Гарри Мак-Кью — «Человек с бульвара капуцинов»

Николай Павлович — «Полеты во сне и наяву»

Суходрищев — «Шырли-Мырли»

Президент России — «Президент и его внучка»

Голос

Константин Богомолов, режиссер

— Он является проводником самого главного в искусстве — огромной доброты и любви к человеку. Это то самое важное, что мы должны от него унаследовать и постараться не растерять. Лично для меня он очень родной человек, с которым я тесно общался последние десять лет, мы сделали много спектаклей. Это был важный для меня союз, и я его очень любил просто как человека. Пока слов никаких нет. Надо как-то пережить, а как пережить — непонятно.

 

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 18037
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Культура 00:07 / 13 Сентября 2024 11412
Этот туман похож на обман

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

Культура 00:03 / 13 Сентября 2024 10153
Дорожный романс

Кинорежиссер Владимир Грамматиков совершил сентиментальное путешествие в свое послевоенное детство

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова. Это возвращение режиссера на большой экран после длительного перерыва. Мастер, подаривший нам когда-то детские хиты «Усатый нянь», «Шла...

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

Свое 80-летие Владимир Спиваков встречает со скрипкой в руках

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Natalya Loginova, globallookpress.com

Помню первые выступления Владимира Спивакова и его «Виртуозов Москвы» в телеогоньках. Посреди более или менее официозной советской эстрады это был прорыв в другой мир, где все отличалось особой подлинностью: ювелирная...

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
Труд
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 7897
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 7582
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Как пояснила спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова, у Зейналовой, помимо журналистского образования, есть и красный диплом Дипакадемии МИД 

Ирада Зейналова. Кадр телеканала НТВ

Популярная телеведущая Ирада Зейналова назначена послом России в Республике Маврикий. Соответствующий указ в пятницу, 13 сентября, подписал президент РФ Владимир Путин. На этом посту 52-летняя Зейналова сменила Константина Климовского, работавшего...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 7199
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 5918
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?