Главная Культура 00:04 16 Марта 2018 8102
Жизнь в поисках радости

Вчера Москва простилась с Олегом Табаковым

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Вчера Москва простилась с народным артистом СССР Олегом Табаковым. С раннего утра к МХТ имени Чехова, который Олег Павлович возглавлял на протяжении последних 18 лет, чередой шли люди, чтобы попрощаться с любимым артистом. Впрочем, Табаков был не только выдающимся актером и уж, разумеется, не просто лицедеем, комиком, как иногда в шутку, а может, и на полном серьезе он называл себя. Табаков был мощной, харизматичной, многогранной личностью. Не случайно кинорежиссер Говорухин уподобил Табакова Константину Станиславскому. И в этом рискованном сравнении нет ни грана преувеличения.

Не все это помнят, но Табаков, тогда еще совсем молодой актер, похожий на вихрастого подростка, вместе с Олегом Ефремовым и горсткой энтузиастов стоял у истоков легендарного «Современника», возникшего при первых признаках оттепели. А по прошествии лет, оставаясь ведущим актером труппы, Табаков взвалил на себя еще и нелегкую ношу директора театра. Позже на месте угольного подвала на улице Чапыгина он создал уже свой собственный театр — легендарную ныне «табакерку», живое, бойкое место на театральной карте Москвы.

Когда Ефремова в 1970 году призвали возглавить МХАТ, он позвал с собой и Табакова — своего верного Санчо Панса. Олег Павлович не сразу, но пошел вслед за ним, а уже после смерти долго болевшего и поневоле запустившего дела Олега Николаевича возглавил главный (так уж повелось со времен Станиславского) театр страны. Табаков унаследовал скудный репертуар, полупустые залы, актрис, тушивших сигареты о радиаторы отопительных батарей. Он поклялся сделать МХАТ передовым, авангардным и при этом любимым народом театром. Для чего отменил в доставшемся ему коллективе демократию, установив, как он любил говорить, «просвещенный абсолютизм».

Уже через год-другой на спектакли МХАТа, из названия которого Табаков убрал слово «академический», был форменный зрительский лом, как во времена, да, да, все того же Станиславского. Это было тем более удивительно, что театральная история России доселе не знала столь успешного творческого лидера, который руководит одновременно двумя популярными московскими площадками.

Параллельно с этими многотрудными театральными заботами Табаков ухитрялся много и ярко сниматься в кино. Актер широчайшего диапазона, которому были подвластны гротеск и драма, лирика и сатира, гиньоль и пафос, он снимался у главных и лучших режиссеров нашего экрана. У Сергея Бондарчука и Григория Чухрая, Эльдара Рязанова и Марка Захарова, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, Татьяны Лиозновой и Киры Муратовой, Романа Балаяна и Владимира Меньшова, и этот список, разумеется, далеко не полон.

А, кроме того, на протяжении 45 лет Табаков преподавал в ГИТИСе и школе-студии МХАТа, а затем и в созданном им театральном колледже, воспитывая молодую актерскую смену. Среди тех, кто выходит сегодня на московские подмостки, едва ли не половину составляют его ученики, в том числе, на минуточку, Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Андрей Смоляков, Алексей Серебряков, Анна Чиповская — настоящие звезды нашего театра и кино.

А еще он открыл двери «табакерки» и МХТ для молодой режиссуры. Во многом благодаря Табакову на столичной сцене состоялись замечательные режиссеры Евгений Писарев, Миндаугас Карбаускис, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, чьи спектакли сегодня во многом определяют московский театральный пейзаж. Не случайно последний из этой обоймы, опальный Кирилл Серебренников, на сайте возглавляемого им Гоголь-центра в эти горькие дни назвал Олега Табакова не только выдающимся Актером, но и Учителем, Отцом, Защитником — именно так, с большой буквы. Впрочем, защитить Серебренникова, который находится под домашним арестом, не смог даже Табаков, тут и его изрядный общественный вес не помог.

К слову говоря, с властями у Олега Павловича в разные годы были разные отношения: бунтарские в юности и вполне лояльные, взаимоуважительные в зрелые годы. Тут он прошел путь, характерный для многих. Как говорится, кто в молодости не был революционером — у того нет сердца; кто в зрелости не стал консерватором, у того нет мозгов. Мозгами же Олег Павлович никогда обделен не был. Возглавив МХАТ, он прекрасно понимал, что политическая фронда в главном театре страны вряд ли возможна и уместна.

«Он пытается быть достаточно близко к источнику власти, чтобы согреться ее теплом, но и в некотором отдалении, чтобы не обжечься», — так сформулировал позицию Табакова доктор искусствоведения, летописец театра Анатолий Смелянский. Сам Табаков в одном интервью высказался еще определеннее: «Как говорила героиня Булгакова из «Театрального романа», «глупостев не допускаем и против властей не бунтуем».

Конечно, Табакова на этом основании можно легко обвинить в сервильности. Тем более, что некоторые его высказывания и деяния последних лет не были образцом вольнодумства. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Полагаю, что не только власть использовала Табакова в своих целях, но и куда успешнее — он ее. Во всяком случае, театральный мир полон легендами о необычайной человеческой отзывчивости Олега Павловича. Во всеоружии своего прославленного имени, фирменного обаяния и вальяжного голоса «кота Матроскина», перед которым не могла устоять ни одна чиновничья душа, он выбивал для талантливых людей квартиры и больницы, дачные участки и путевки в санаторий, почетные звания и постановки в театре.

Сам он ни в чем не нуждался и ничего для себя не просил. С юных лет, когда после первых же ролей к нему пришла бешеная популярность, он достаточно много зарабатывал, чтобы чувствовать себя независимым. Искренне говорил коллегам, что если бы у него не было такого обилия предложений, то он с удовольствием приплачивал бы сам, чтобы только выходить на сцену. Волнение зрительного зала, запах кулис, сам театральный воздух оказывали на Олега Павловича целительное воздействие. На сцене, по его собственным словам, у него снижалось давление, проходила простуда, и даже переставал беспокоить радикулит.

В последние годы он фактически жил в театре: в его кабинете стояла большая кровать, где он любил соснуть часок-другой в промежутке между утренней репетицией и вечерним спектаклем. Эта привычка выработалась у Табакова еще с тех давних пор, когда в 29 лет от сумасшедших перегрузок у него случился инфаркт. Тогда Олег Павлович не то чтобы сбавил обороты, но научился рациональнее распоряжаться своим временем и талантом.

Он перестал откликаться на все сыпавшиеся на него предложения, а стал выбирать только то, что ему по-настоящему нравилось. А уж то, что ему нравилось, он делал с видимым наслаждением, с какой-то русской удалью, с душевной широтой саратовского волгаря.

По моим многолетним наблюдениям, у Олега Павловича всегда было прекрасное настроение, я ни разу не видел его раздраженным, гневливым, а тем более брюзгливым. Он любил красивых женщин, холодную водку, хорошее вино, интересные книги, дружеские застолья, вкусную еду. Работа, даже любимая, не заслоняла от Табакова остальную жизнь. В 60 лет он круто поменял свою личную судьбу. Женился на молодой актрисе, своей воспитаннице Марине Зудиной, которая была младше его на 30 лет. Был счастлив в этом браке, гордился красавицей-женой, подрастающими детьми.

Его первыми ролями на сцене и в кино были чистые и честные розовские мальчики. «В поисках радости» — так называлась пьеса, после которой имя Табакова запомнили все. Он в итоге нашел искомую радость жизни в любимой семье, в созданных им театрах и студиях, в поставленных им спектаклях и фильмах, в двух сотнях сыгранных ролей, в десятках талантливых учеников, наконец, в четырех детях, которые остались после него. Совсем немало для одной жизни.

Десять лучших киноролей Олега Табакова

Николай Ростов — «Война и мир»

Владимир Искремас — «Гори, гори, моя звезда»

Вальтер Шелленберг — «Семнадцать мгновений весны»

Илья Обломов — «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Альхен — «Двенадцать стульев»

Король Людовик Х111 — «Д’Артаньян и три мушкетера»

Владелец салуна Гарри Мак-Кью — «Человек с бульвара капуцинов»

Николай Павлович — «Полеты во сне и наяву»

Суходрищев — «Шырли-Мырли»

Президент России — «Президент и его внучка»

Голос

Константин Богомолов, режиссер

— Он является проводником самого главного в искусстве — огромной доброты и любви к человеку. Это то самое важное, что мы должны от него унаследовать и постараться не растерять. Лично для меня он очень родной человек, с которым я тесно общался последние десять лет, мы сделали много спектаклей. Это был важный для меня союз, и я его очень любил просто как человека. Пока слов никаких нет. Надо как-то пережить, а как пережить — непонятно.

 

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 12912
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?