Главная Культура 21:51 16 Апреля 2015 1447
Щедрин достиг искусности «Левши»

В Москве впервые исполнили оперу, ставшую гвоздем прошлого сезона в Мариинском театре

Сергей Бирюков

В том, что оперу Родиона Щедрина «Левша» труппа Мариинского театра впервые привезла в Москву именно на Пасхальный фестиваль, так и хочется усмотреть промысел высших сил. Ведь еще месяц назад Валерий Гергиев на вопрос о программах праздника не мог ответить ничего. Но по крайней мере начало смотра, состоявшееся на этой неделе, устроилось. И как же органично эта опера-сказ-житие, показанная в зале имени Чайковского в концертном варианте, подошла к самому духу нынешних пасхальных дней!

Обратись Щедрин к этому сюжету не сейчас, а, допустим, на заре своей карьеры, в пору «Конька-Горбунка», «Левша» у него наверняка вышел бы совершенно иным. Дело не только в разнице мировосприятий 25-летнего и 80-летнего сочинителя. В те годы у нас было принято трактовать повесть Николая Лескова как повод для сатирических насмешек над темным прошлым России. Вспомним хотя бы по-своему блистательные иллюстрации-карикатуры Кукрыниксов к этой книге. Но Щедрин XXI века, прошедший огромный жизненный и творческий путь, имеющий за плечами «Звоны», «Стихиру», а еще лесковских же «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника» — композитор религиозный. Тем более что здесь он вновь обратился к сюжету обожаемого им Лескова, чье творчество без мотива спасительной веры представить невозможно.

Конечно, сатиричной пародийности довольно и здесь. Взять хоть помпезные, нагло-шумные солдафонские марши, постоянно прослаивающие действие — прямо с такого опера и начинается. Или передразниваемые композитором манерные придворные танцы. Или полные чрезмерного пафоса затяжные витиеватые распевы, в которые превращена музыкальная речь большинства персонажей — они здесь выведены не «сами по себе», а такие, какими их видит и слышит простак Левша. И сам он (тенор Андрей Попов) выражается этими же цветисто орнаментированными периодами простолюдина, попавшего в «обчество».

Но есть и грандиозные пространства совершенно других музыкальных состояний. Их воплощение — песня «Реченька Тулица» в исполнении дуэта певиц на галерее, замечательный образец щедринской переработки народной мелодики, который превращает ее из простого жанрового штриха в обобщенный образ самой России, как бы призрачно-печальный сон о ней. Эту находку композитор сделал еще в «Мертвых душах» с их «пейзажным» лейтмотивом «Не белы снеги», но в «Левше» эта бесплотная, словно замороженная холодом и инеем лирика песенных отступлений получила огромное развитие. И здесь этих песен — не одна, а множество. Словно клейм вокруг иконы святого.

Или наоборот, совокупность песен можно трактовать как центральный образ Левши, а сюжетные эпизоды — как клейма, свободно, без жесткой временной логики переносящие нас из царства Николая в царство Александра (причем пафосно поет обоих царей один и тот же баритон Владимир Мороз), оттуда — во дворец британской принцессы Шарлотты (восхитительно-изломанная Мария Максакова)...

Литературное мастерство такой сюрреалистической компоновки либретто (Щедрин делал его сам, никому не передоверив работу с любимым словесным материалом) соперничает с композиторским, где достигнуты совсем уж космические высоты оркестровой полифонии и красочности, увлеченно переданные Гергиевым. Особенно завораживают эпизоды всевозможных звонов — от колокольных до кузнечных, где Щедрину мог бы позавидовать и Вагнер, понаторевший в музыкальном описании подземных кузен гномов. Звоны Щедрина переливаются куда большим разнообразием оттенков — тут использованы и клавесин, и челеста, и колокольчики, и, кажется, даже цимбалы.

А в один из моментов рецензенту почудилось, что на месте труб явились темные деревянные раструбы владимирских рожков. Возможно, это те звуки родины, которые грезятся Левше повсюду, даже на британской чужбине?

Но больше всего заворожили не громкие, а наоборот, предельно тихие сцены. Особенно — пение самой Блохи: этакие колоратуры гофмано-оффенбаховской куклы Олимпии, только переведенные в оттенок пианиссимо. Что самое удивительное, и в чем отличие от бездушной Олимпии: в этих колоратурах постепенно проявляется все больше настоящего, хотя очень робкого тепла. Словно Блоха, в которую вложил столько души Левша, сама под конец стала отдавать ему эту негромкую, но подлинную душевность. И, похоже, эта кроха (которую изумительно поет и изображает очаровательная Кристина Алиева) — единственное создание на свете, кто любит Левшу и кто поет ему, брошенному всеми и умирающему в Обуховской больнице, последнюю колыбельную.

В оркестре этому пению отвечают гобои с темой из финала «Страстей по Матфею» Баха. Которая здесь не чуждое включение, а удивительно сливающийся с русским фоном мелодический мазок. Как тут не вспомнить, что «русскость» — вообще свойство некоторых баховских мелодий, неведомо как на них снизошедшее. Может быть, оттого, что и Баху присуще это протяжное, вольное течение напевов, в котором отразилось устремление души к Богу?

И уж точно эта цитата не случайна у Щедрина, многократно признававшегося, что Бах — его любимейший композитор. Темой лейпцигского кантора — самого всемирного и самого религиозного композитора на свете — и напутствует он в последний полет душу русского святого Левши.

 

Культура 00:05 / 24 Января 2025 23509
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

В Ингушетии начали работу две новых радиостанции; их вещание будет доступно не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоялось торжественное открытие двух радиостанций, которые входят в холдинг «Крутой Медиа»: это «Радио Дача» и «Радио Шансон». Почетными гостями мероприятия стали глава региона Махмуд-Али Калиматов...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....

Михаил Боярский счастлив благодаря своим близким

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Первая и единственная, на всю жизнь жена. Двое детей. Шестеро внуков. Десятки ролей в театре и кино. Песни, ставшие в его исполнении хитами. И такая же популярность уже у четвертого поколения зрителей,...

Один из создателей музея «Полторы комнаты», глава градозащитного общества «Старый Петербург» делится с «Трудом» своими воспоминаниями

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из личного архива Михаила Мильчика

«В Рождество все немного волхвы...». В недавние рождественские дни сами собой вспоминались эти строки Иосифа Бродского. Историк, реставратор и искусствовед Михаил Мильчик дружил с поэтом в пору, когда Бродский...

Культура 00:05 / 26 Декабря 2024 8043
Календарь: 26 декабря

Сегодня Михаил Боярский отмечает 75-летие

Труд
Михаил Сергеевич Боярский. Фото: © Tatiana Morozova, globallookpress.com

1783 Первый в истории прыжок с парашютом совершен французским физиком Луи-Себастьяном Ленорманом. Его парашют представлял собой жесткий конусообразный купол со стропами. 1812 Солдаты разгромленной французской армии перешли...

В уходящем году известный писатель и давний собеседник «Труда» Юрий Поляков отметил свое 70-летие и выпустил книгу стихов

Дарья Ефремова
Труд
Юрий Михайлович считает: прежде других устаревают те, кто старается сочинять по моде. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

К случившемуся недавно юбилею Юрия Полякова у него вышел поэтический сборник «Осень в Переделкине», куда вошли стихи, написанные за полвека. Об осени как поре сбора плодов и о ностальгии по советскому...

Именно так продюсер Барбара Брокколи назвала руководство Amazon – нового владельца прав на франшизу

Труд
Фото: Royal Mint/Keystone Press Agency, globallookpress.com

По информации The Wall Street Journal, ситуация со следующей частью бондианы печальна. У фильма до сих пор нет сценария, конкретных идей и исполнителя главной роли. А тут еще между продюсером Барбарой Брокколи,...

Культура 00:02 / 26 Декабря 2024 7262
Сообщите нам надежду!

В Москве представили спектакль Антона Федорова по антиутопии Платонова «Котлован»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд

В Москву привезли спектакль главного режиссера Новосибирского театра «Старый дом» Антона Федорова по антиутопии Платонова «Котлован». Его показали в «Студии театрального искусства». Эту платоновскую...

В ресторан в варежках и шапке и другие подробности вечеринок в честь Нового года

Марина Крючкова
Труд

Нынешняя неделя, последняя перед Новым годом, традиционно корпоративная: на нее приходится максимум подобных вечеринок «трудовых коллективов». Чаще они проходят в ресторанах (их, по опросам, выбрали почти 70%,...

Криминал в культовом сериале усмотрел депутат Брянской областной думы, глава движения «Россия Православная» Михаил Иванов

Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

За несколько дней до Нового года Netflix показала второй сезон культового корейского сериала «Игра в кальмара». И хотя пока по количеству зрителей он уступает сезону первому, ставшему рекордным для платформы,...

Коттедж стоимостью 2,8 млн долларов музыкант, больше десяти лет проживающий в Лос-Анджелесе, купил в 2018 году в ипотеку 

Илья Лагутенко. Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Фронтмен группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который уже больше десяти лет проживает в Лос-Анджелесе и высказывался против российской спецоперации на Украине, лишился своей недвижимости в штате Калифорния в результате масштабных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?