Согласно выводам Счетной палаты, так называемая оптимизация здравоохранения обернулась снижением доступности медицинской помощи для многих россиян, а затраты в этой сфере оказались малоэффективными. В прошлом году в больницах умерло на 18 тысяч больных больше, чем в 2013-м.
Андрей Коновал, оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»
— О неблагополучии в здравоохранении мы начали говорить намного раньше Счетной палаты. Провели две межрегиональные кампании, в которых участвовало более 40 городов, причем выходили на улицы медики и пациенты. Все острее дефицит кадров. Сокращаются стационары. Врачи работают по 12 часов и поболее. В бригаде скорой должно быть два фельдшера, а остался один. Пациенты часами простаивают за талонами, потом могут неделями ждать исследований и оглашения диагноза...
Основные тенденции ясны: повышение доли платных услуг, снижение доступности бесплатной медпомощи. Чиновники делают вид, что ситуация лучше, чем есть на самом деле. Но проблемы только нарастают.
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений
— Главная задача «оптимизации» — ликвидация общедоступной бесплатной медицины. Поскольку это неловко сделать открыто, правительству приходится усложнять процесс. Побочная задача «реформы» — выбросить на рынок труда безработных врачей и высвободить здания, чтобы стимулировать частный сектор. Счетная палата не раз пыталась притормаживать такие процессы. Но этот своеобразный орган находится в негласной оппозиции к кабмину, потому на смену курса в сфере здравоохранения рассчитывать не приходится.
Михаил Аншаков, руководитель Общества защиты прав потребителей
— Количество жалоб на медицинское обслуживание растет. Отзывы пациентов крайне отрицательные. Люди не могут получить действительно квалифицированной помощи в госучреждениях, их ставят в долгие очереди, подталкивают в частные клиники. В последних неадекватные цены и не всегда достойная квалификация персонала. Вместе с ЖКХ медицина — одна из самых запущенных проблем. Чтобы с толком реформировать отрасль, нужны долгосрочные госпрограммы, серьезное финансирование, хорошая подготовка кадров, новая нормативная база. И, конечно, политическая воля.
Ирина Осипова, врач-терапевт Института имени Склифосовского
— Больницы закрываются, поток больных увеличивается. Поликлиники не подготовлены и не справляются. Больные лежат в коридорах. В реанимациях на 8 коек — 16 человек. Нагрузка оставшихся врачей выросла в 2-2,5 раза. После работы мы вынуждены еще заниматься навалившейся бумажной канителью, за что никто не доплачивает. Журналистов стараются не пускать в больницы. У меня стаж — более 20 лет. Еще года три назад настроение было другим, зарплата шла в ногу с инфляцией. Но от того, что сегодня случилось с медициной, остатки оптимизма улетучились.