Еще 15 лет назад группа английских специалистов под руководством Д.Лоуренс изучала на этот предмет крупнейшую страховую компанию "Ллойд", где в одном здании в лондонском Сити работают 40 тысяч человек. Анонимное анкетирование и сугубо конфиденциальные беседы показали: 19 процентов сотрудников вступали в сексуальные связи с коллегами-женщинами, причем длительность связей варьировалась от одного вечера до нескольких лет. Учитывая, что "Ллойд" берет на службу преимущественно женатых и замужних, речь идет, как вы понимаете, о внесупружеских связях.
Сотрудникам компании предлагали ответить на вопрос: "Представляете ли вы кого-то из своих коллег в качестве любовника или сексуального партнера?" При этом правдивость ответа контролировалась полиграфом - "детектором лжи". Положительный ответ дали около 60 процентов исследованных. Но что больше всего поразило специалистов, так это быстрота ответов у женщин, зафиксированная все тем же "детектором лжи": она вчетверо превышала скорость реакции у мужчин.
Лоуренс была пионером научного изучения "служебных романов", вслед за ней похожие исследования, уже более современными методами, были проведены в США и Канаде. Американские социологи задались вопросом: "В каких же компаниях и учреждениях больше "изменщиков" - в маленьких или больших?". И обнаружили: максимальная частота сексуальных связей на работе - в компаниях из 15 - 20 человек. Они более сплоченные, и в них до 25 процентов коллег побывали в объятиях друг друга.
"Служебным романам" оказались все возрасты покорны: их заводят и только что пришедшие после колледжа новички, и "ветераны производства". Но пик романов у мужчин приходится на возраст 40-45 лет: в этот период в связи с сотрудницами вступали более 30 процентов представителей сильного пола.
Чем же заканчиваются "производственные романы"? Драмой, распадом семьи, как это представляется большинству людей? Вовсе нет! В том же "Ллойде" из семи с половиной тысяч человек, спавших друг с другом, бросили свои семьи и создали новые только чуть более ста - 1,3 процента. Остальные продолжают мирно трудиться бок о бок, более того - связи в большинстве своем остались тайными для их жен и мужей (но, конечно же, не для коллег). Вообще, специалистам по семейной психологии хорошо известно: служебные романы конспирируются гораздо лучше, чем все иные.
Более чем у половины всех мужей в течение жизни случились всего два-три романа, у четвертой части жен - всего один. Так вот, у этих "однократных" изменщиц партнером был именно сослуживец и никто иной - не друг детства, не сосед, не знакомый. То же самое с мужьями, не слишком увлекающимися изменами. Очевидно, для нормальных, "не загульных" мужей и жен коллега по работе обладает особой, нередко - просто исключительной привлекательностью. Почему?
На службе большинство из нас находится в особом эмоциональном и интеллектуальном настрое - в состоянии мобилизации. Дома, в расслабляющем мирке квартиры, мы можем быть ленивыми и бездеятельными, неаккуратными и раздражительными, обидчивыми, вспыльчивыми, придирчивыми, можем нести всякую чушь. "Никто не гений для своего слуги", - говорят французы, имея в виду, что дома даже самый умный и достойный человек позволяет себе "чуточку опуститься". Интересно, что чем меньше и теснее квартира, тем меньше человек себя контролирует...
Совсем иное происходит с нами на работе. Обстановка, требования, которые к нам предъявляются, задачи, которые мы решаем, даже наша одежда - все заставляет мобилизоваться. Психологи называют этот внешний производственный антураж "личностными костылями". Благодаря им "домашние ленивцы" на работе действуют вполне энергично, раздражительные и вспыльчивые ведут себя сдержанно и тактично, склонные к болтовне становятся молчаливыми, даже мудрыми. Вот почему коллеги, как правило, оценивают нас выше, чем жены, дети, матери и отцы, тещи и свекрови. Жена назовет "тираном", а хорошенькая сотрудница - "умницей". И обе могут быть правы.
Так стоит ли удивляться, что такой замечательный человек становится привлекательным для сотрудницы - в принципе, верной жены, изначально и не помышлявшей ни о каком романе. Но ведь своего мужа она видит только дома в стареньком спортивном костюме, и он для нее тоже - "тиран", а коллега - подтянут, при модном галстуке и обходителен чрезвычайно. Примите во внимание, что они не только разговаривают на служебные темы, но и вместе обедают, пьют чай и, бывает, случайно соприкасаются... Страсть уже как бы повисла в воздухе, и достаточно искры - ею обычно становится вечеринка, - чтобы служебные отношения переросли в нечто гораздо большее.
Накал страсти зачастую столь силен, будущие партнеры так долго и часто фантазировали друг о друге, что сексуальные ощущения оказываются необыкновенно сильными. Около половины женщин, исследованных уже упоминавшейся Лоуренс, утверждали: пять-шесть таких встреч с любовником-сослуживцем были самыми яркими в их жизни, около трети - что именно с ним они впервые занялись оральным сексом, а те, кто делал это раньше лишь по просьбе партнера, сами почувствовали влечение к этой форме интимных отношений. Вообще, к удивлению исследователей, сексу любовников-сослуживцев гораздо разнообразнее "домашнего". Специалисты объясняют этот факт накоплением фантазий по поводу партнера-коллеги.
Интересная деталь: особенно умными, мужественными и доброжелательными женщины считают тех своих коллег, с которыми им приходится часто разговаривать по телефону. Телефон обладает свойством делать нашу речь более точной и организованной, расширяет лексикон и избавляет от вводных слов и междометий. В результате собеседница воспринимает нас более интеллектуальными и целеустремленными, чем мы есть на самом деле.
И вот что интересно: после перестройки в нашей стране число служебных романов значительно увеличилось. Ушли в небытие парткомы и профкомы, дамокловым мечом висевшие над влюбленными. Возникло множество небольших фирм и компаний, в которых кипит интенсивная работа. А чем интенсивнее деятельность фирмы, тем более сплачиваются в ней сотрудники, тем сильнее они эмоционально привязываются друг к другу и тем чаще может пробежать "искра в пальцах наших встретившихся рук".
То же замечено в Польше, Чехии, Венгрии. За последние десять лет число внесупружеских связей там возросло на 18-20 процентов, и этот рост, по мнению специалистов, произошел за счет "производственных романов".
Как же сказывается "служебный роман" на трудовых успехах и самих любовников, и тех, кто работает рядом с ними? Специалисты отвечают: "В целом (если оставить в стороне сугубо нравственный аспект) - положительно". Конечно, эмоциональный подъем, охвативший участников романа, повышает их самооценку, увеличивает работоспособность, делает их более энергичными и предприимчивыми. Эротическая же атмосфера, возникающая вокруг них, распространяется и на других сотрудников, активизирует и возбуждает их. Это происходит даже тогда, когда последние не знают, а только догадываются о происходящем. Кстати, психологи уже давно знакомы с "эпидемиями" производственных романов: одна пара "провоцирует" другую, причем без какой-либо словесной агитации.
Известно, что в период влюбленности люди практически не болеют или болеют гораздо меньше, чем обычно. Так вот, изучение "служебных романов" выявило, что меньше болеют не только влюбленные, но и сотрудники, постоянно находящиеся с ними в одном помещении. Джой Стоун, исследуя отношения между женщинами и мужчинами в крупном нью-йоркском банке, обнаружила: в большинстве отделов (состоящих из 20-25 человек) гриппом переболела половина сотрудников, а в тех, где были влюбленные пары, - два-три человека.
Кстати, развернувшаяся в США борьба с "сексуальными домогательствами на службе", согласно последним исследованиям, "домогательства" эти, быть может, и уменьшила, но на распространенность сексуальных связей между сотрудниками никак не повлияла. Что делать, пока мужчины и женщины будут работать бок о бок, они будут влюбляться друг в друга. Кто ненадолго, кто - навсегда.