Идущая сейчас в прокате кинодрама Кирилла Белевича «Единичка» об одном из эпизодов освобождения Польши во Второй мировой войне вызвала большой отклик публики. Зрителей привлек легший в основу ленты сюжет писателя-фронтовика Александра Николаева, посвященный спасению маленьких глухонемых воспитанников монастыря, оказавшегося во фронтовой зоне. Но есть и те, кто считает подобные произведения лишь частью мифологии о войне, уводящей в сторону от жестокой правды. Непростая тема то и дело всплывала в разговоре с актером Андреем Мерзликиным, сыгравшим в «Единичке» главную роль.
— Фильм «Единичка» снят по мотивам повести Александра Николаева «Мы все, не считая детей». Вы не опасались, что экранизация разочарует пристальных читателей, поскольку не передаст всех подробностей из книги?
— Когда речь идет о книге самобытного автора, написанной ярким и точным языком, у меня не возникает сомнений, нужно ли ее экранизировать. Но есть очень важное условие: отношение режиссера к материалу должно быть таким же личным, каким оно было у писателя. Тогда они станут достойными соавторами. Проблема в том, что, как пел Высоцкий, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Белевича я отношу к редкому типу режиссеров-вожаков, которые готовы идти против течения, поскольку ясно видят цель. Они собирают команду единомышленников и в итоге делают хорошее кино.
— В фильме снялась целая плеяда молодых актеров: Алина Якубовская, Арина Борисова, Илья Коробко. Кто из них вас особенно впечатлил в работе?
— Да все мои коллеги, поскольку на площадке присутствовало главное — неподдельно искреннее отношение к материалу. Хотя они и родились почти через полвека после Великой Отечественной войны, те уже далекие события бередят их души не меньше, чем у моего поколения или у родившихся в 40-50-е: Помимо тех, кто сыграл главные роли, хочу отметить актеров, чьи герои представили многочисленные национальности нашей тогдашней страны: это Азамат Нигманов, Баин Бовальдинов, Микаэл Джанибекян. Они заставили меня поверить в то, что государство тогда было реально многонациональным, притом все эти люди жили в едином идейном пространстве. Я почувствовал, сидя в окопах во время съемок, что когда-то мы и в самом деле ощущали себя единым народом и потому так отчаянно защищали свою общую родину. Сейчас, к сожалению, наша страна жестко разделена — и по социальным отсекам, и по национальным, — и жить в таком обществе дискомфортно.
— Как вам игралось с глухонемыми польскими детьми, которых пригласили на съемки «Единички»?
— Да, это необычные дети. Прежде всего поражала их радость от того, что они попали в кино, в мир взрослых людей, которые позвали их в свою песочницу. Но поняли мы друг друга быстро, тем более что рядом находились мамы, которые помогали нам переводить с языка жестов. Наша общая искренность и открытость словно превращали нас, взрослых, в детей, а детей — во взрослых. В сценарии «Единички» есть такие моменты, когда идут дети, кругом слышатся взрывы, проезжает военная техника... А ты задумываешься: если даже киносъемки производят такое сильное впечатление, то как же страшно было на самой войне? Работа с такими детьми стала для нас большим житейским, человеческим опытом.
— У Белевича было условие — роли иностранцев исполняют иностранные актеры. Как с ними устанавливалось взаимопонимание?
— С немецкими актерами я лично не общался, а вот с поляками удалось посидеть в окопах. И поговорить на различные геополитические темы. После нескольких вопросов и ответов стало ясно, каких человеческих ценностей мы придерживаемся. И в течение буквально 10 минут были не просто налажены «мостки» между нами, по которым мы затем ходили уверенно, но возникла настоящая международная дружба. Мы вместе радовались, вместе творили, читали друг другу стихи...
— Какие фильмы о войне считаете самыми выдающимися?
— «Они сражались за Родину» с великолепной актерской игрой Бондарчука, Тихонова, Буркова. Этот фильм настолько реалистично и полно отображает войну, что даже современные кинокартины со спецэффектами не выглядят настолько монументально. Из недавних работ — «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «А зори здесь тихие...» Рената Давлетьярова. Из зарубежных фильмов выделю «Список Шиндлера» — прежде всего за его документальную достоверность.
— А «Брестская крепость», где вы снимались?
— Несомненно, и этот фильм тоже. Картина очень эмоциональная, притом точная, основанная на достоверных документальных фактах, на воспоминаниях защитников Брестской крепости. Режиссер и продюсер Игорь Угольников поставил задачу найти актеров, которые будут портретно схожи с начальником брестской погранзаставы Андреем Кижеватовым, с Петром Гавриловым, защищавшим форт до последней гранаты. И этот военный реализм принес картине успех — зрители ее запомнили и полюбили.
— Не наступает ли тот момент, когда Великая Отечественная покажется нашему обществу достоянием далекой истории и перестанет, как вы говорите, «бередить душу»?
— Нет, до этого далеко. Меня тревожит другое. С каждым годом появляется все больше людей, убежденных в том, что все написанное и снятое о войне — сплошная неправда, все миф, требующий развенчания. А если ты начнешь спорить и рассказывать им о реальных подвигах наших отцов и дедов, они округляют глаза и говорят: «Ты поддался пропаганде».
— А у вас в семье кто-то воевал?
— Конечно. Помню рассказы моих дедов, которые слышал в глубоком детстве, они в огромной степени сформировали мое представление о войне. Один дед — герой Сталинградской битвы. Другой комиссован по инвалидности. И братья моего отца, пройдя всю войну, вернулись живыми. Вот, кстати, история, напоминающая один из эпизодов фильма «Единичка». Про старшего брата отца. В одной из атак он выбежал из окопа и помчался вперед с криком «ура!». Но в этот момент у него очень сильно болел зуб, говоря медицинским языком: пульпит. И вдруг пуля пробивает ему щеку и выбивает зуб! Представляете, это ранение оказалось единственным, полученным им за все годы войны...
