Главная Культура Афиша 00:08 17 Октября 2025 4254
Марш в направлении вечности

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением. Теперь в Музеях Московского Кремля мы найдем рисунок в виде свитка длиной почти 10 метров, запечатлевший грандиозную похоронную процессию «отца Отечества».

Выставка развернута на двух площадках исторического ансамбля — в Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице. Словно шаги Командора, гулко звучит ее название «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность».

Удерживавший трон более 40 лет первый император умер внезапно для подданных в 1725 году. Последний аккорд эпохи, полной радикальных перемен, грозных указов и славных свершений, — траурные торжества. Впервые царская гробница не в Москве, где по обычаю хоронили в узком кругу семьи, вельмож и высших духовников, пронося гроб от Кремлевского дворца до собора — Архангельского или в Вознесенском монастыре. Подданные могли рыдать, но видеть царя усопшим им не позволялось.

Портрет царя Петра Алексеевича. Фото: сайт ММК

В отличие от предков, Петр Великий «спустился в город» в прямом и переносном смыслах. Со своим основателем, уходившим во славе государя-преобразователя, Российская империя простилась многолюдно и громогласно. В Зимнем дворце была создана и особым образом украшена Печальная зала с отдельным входом. На постамент под балдахином установили гроб, в котором лежал монарх в алом, расшитом серебром парадном костюме, в сапогах и при шпаге, за его головой разместили императорскую корону и три венца из числа самых древних. Эти три регалии — «Шапка Казанская», «Астраханская» и «Шапка Алмазная» — символизировали регионы Российской империи.

Венцы с меховой опушкой и самоцветами, зарисовки монарха во гробе и детали убранства размещены в Патриаршем дворце. Здесь же портреты с-подвижников императора и лейб-медика Блюментроста, применявшего небезупречные методы лечения. И еще письмо Петра I к прусскому королю Фридриху Вильгельму I с просьбой прислать в Санкт-Петербург своего лейб-медика Шталя. Однако тот отказался ехать в Россию, а письмо осталось в качестве последнего документа с автографом императора.

Трагически выглядит в этом контексте поздний, ХХ века, портрет императора, созданный на основе прижизненной маски. Снял ее с головы государя итальянский скульптор Растрелли, автор первого петровского монумента, ныне стоящего близ Михайловского замка. Щемящее чувство вызывает известный, а здесь выступающий как зримый участник печальных событий «Портрет Петра I на смертном ложе». Это редкое по монументальной мощи полотно Ивана Никитина стало реквиемом всей Петровской эпохе.

Особый разговор — об этапах церемониала, который «сочинялся» по воле монарха-реформатора, желавшего приблизить Россию к Европе и в этой сфере. Петр не желал отставать от своих визави, чуть запоздало приумножая пышность и скорбный дух торжеств, которые в других странах уже шли в сторону упрощения.

Портрет императора Петра I. Фото: ММК

Впервые в истории России для подготовки достойного императора погребения была специально создана Печальная комиссия. Возглавил ее генерал-фельдцейхмейстер граф Яков Брюс, ему велели провести похороны «по обычаю прочих в Европе Государств». Государь лично участвовал в разработке программ торжественных похорон представителей царского дома и ближайших своих с-подвижников: Франца Лефорта, графа Федора Головина, боярина Якова Долгорукова. Образы вельмож и редкие изображения траурных кортежей, а равно памятные вещицы, которые раздавали почетным гостям, вроде ложек и зловещих перстней с миниатюрным черепом, в Патриаршем дворце соседствуют с богато иллюстрированными изданиями о «траурных торжествах» европейских правителей: «Великого курфюрста» Фридриха Вильгельма I Бранденбургского и королевы Пруссии Софии Шарлотты.

Еще увлекательнее впервые собранный воедино комплекс предметов — свидетелей церемонии прощания с Петром Великим в Печальной зале Зимнего дворца, а также торжественного шествия к месту упокоения императора в Петропавловском соборе. В траурной процессии 10 марта 1725 года за военным красным знаменем вели и любимую походную лошадь царя Лизетту (впоследствии ее увековечили, сделав чучело).

Важная часть выставки посвящена рассказу о том, как сложилась одна из крупнейших коллекций мемориальных предметов — гардероб Петра I. Это собрание костюма отражает динамику эволюции в одежде российской знати и служилого сословия. А равно приоткрывает тайну, как личный вкус монарха повлиял на радикальный поворот в истории моды в России на рубеже XVII-XVIII столетий. В Звоннице предстает пестрая россыпь одеяний Петра, и-зысканных и ярких. Платно (не платье!) из венецианской парчи, кожаный колет, шляпы и ботфорты, кафтаны «венгерский» и «польский», кюлоты и штаны, зимние шлафоры — имитирующие восточную негу теп-лые халаты, сшитые в Европе. Вот уж где истоки «всемирной отзывчивости», о которой говорил Достоевский применительно к Пушкину. А в реальности уже тогда в Европе, куда причислялась и Россия, велика была степень взаимной интеграции. Знал ли молодой Петр, когда «Россию поднял на дыбы», о необратимых переменах в связи с эпохой Великих географических открытий или шел за своей путеводной звездой?

Так поучительно соединились в бесценном собирательском комплексе две столицы империи: та, которую Петр не любил и покинул, обрекая ее на жизнь в провинциальном статусе, и та, где на болотах он выстроил прекрасный новый город. И первым из Романовых нашел последнее пристанище в усыпальнице Петропавловской крепости, пронзающей серое северное небо золоченым шпилем.

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6731
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6286
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4278
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2482
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1798
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 264
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?