Всего известно около 150 экранизаций романов Александра Дюма — отца о трех мушкетерах, причем первая кинолента была снята еще в ХIХ веке. А уж количество театральных постановок подсчетам не поддается. И вот вам еще одна: после премьеры трагедийного «Макбета» Андрея Кончаловского художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли решил выпустить спектакль, на котором зрители смогли бы отвлечься от тревожных мыслей и пора-пора-порадоваться красавице и кубку, счастливому клинку.
Очередная инсценировка романа Дюма — «драматический концерт» с музыкальными номерами из мюзикла Максима Дунаевского, Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. По лестнице с диагональными ступенями во всю сцену дефилирует кордебалет в коротких юбчонках, а огни фейерверков ослепляют.
Разумеется, сравнения с всенародно любимым фильмом Георгия Юнгвальд-Хилькевича не избежать. Кстати, на премьере в зале находились сыгравший в картине Вениамин Смехов и автор текстов песен Юрий Ряшенцев.
Роль д’Артаньяна досталась Арсению Васильевых из стажерской группы театра, вполне выглядящему на возраст романного героя — 18 лет. Привлекательная юность на сцене — это здорово, хотя того мужского обаяния сердцееда, какое было у 28-летнего Боярского, здесь еще нет. Иная ситуация с Миледи (Екатерина Гусева). В фильм не вошла сочиненная для этой героини песня «Я с самого детства обожаю злодейства» — мудрая Маргарита Терехова ее категорически отвергла. А здесь Миледи композицию исполняет, и образ становится плосковатым. Если Терехова сыграла трагедию отверженной обществом женщины, то тут мы видим просто вредную особу непротивной наружности.
Как известно, Юнгвальд-Хилькевич в роли Констанции хотел снимать Евгению Симонову и очень переживал, что ему «навязали» Ирину Алферову. Действительно, на кастеляншу она мало походила, зато романтический облик позволял поверить в неземную любовь д’Артаньяна. В спектакле же исполнительница этой роли Юлия Бурова напоминает суетливого ангелочка, почему-то все время, даже в монастыре, одетого в панталончики и кофточку с декольте.
Три мушкетера (в ролях Атоса, Портоса и Арамиса Митя Федоров, Влад Боковин и Антон Аносов) хороши, но не так часто появляются на сцене. Очевидно, в этой истории Марчелли гораздо больше интересует все связанное с любовью, а не с дружбой. Вот и пронзительное исполнение Федоровым песни «Есть в графском парке черный пруд...» — один из лучших моментов спектакля.
А его главной изюминкой неожиданно стал Нил Кропалов в роли Бэкингема. Актер прекрасно смотрится в образе комического героя-любовника — нарцисса, под томные мужские вздохи снимающего с прекрасной Анны Австрийской (Ольга Кабо) сперва гофрированный воротничок, потом — пелеринку... Выглядит это уморительно.
Так же как и момент, когда Король и Ришелье (Владимир Прокошин и Алексей Трофимов, кстати, сын исполнителя этой роли в фильме), уткнувшись в пышную грудь королевы, пытаются сосчитать 12 подвесок — и все сбиваются со счета... И как такие люди управляют государством?! Впрочем, и времена бедолагам достались лихие. Смешно сказать: у первых лиц государства на приеме тырят драгоценности, а Людовик сетует на то, что он — Тринадцатый, несчастливое число.
С вокалом в спектакле не всегда гладко, ведь играют драматические артисты. Но две финальные песни мушкетеров — «Баллада о дружбе» и то самое «Пора-пора-порадуемся» — звучат задорно и проникновенно, и зрители с удовольствием подпевают. Не уверена, что в созданном Марчелли по мотивам Дюма-отца несколько хаотичном сюжете разберется молодежь, не знакомая ни с книгой, ни с ее экранными воплощениями. Но многих зрителей, испытывающих ностальгию по знаменитому советскому фильму, спектакль точно пора-пора-порадует.