Главная Работа Учеба 00:07 18 Марта 2010 7326
Как научить ребенка добиваться своего в учебе

В начале года у школьников, как правило, много энтузиазма: и это я сделаю, и здесь подтянусь, и еще что-то начну. А к середине второго полугодия выясняется, что многое так и не реализовано.

Да, добиться успешных перемен не так-то просто. Для этого необходимы вера в себя и умение прилагать усилия. Как трудно научить этому ребенка! А может, мы просто не с того начинаем?

Настраивать детей на успех любой ценой — дело не очень-то благодарное. В последнее время наша жизнь и так излишне ориентирована на его внешние проявления. А это вещи изменчивые. То, что имеешь сегодня, может не устраивать тебя завтра. Чтобы остаться на волне, приходится постоянно что-то доказывать себе и другим. Такая гонка не способствует удовлетворению от жизни.

Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор считает: «Успех любой ценой, как правило, определяется материальными ценностями — деньги, социальное положение — и предполагает отказ от собственной индивидуальности. Но у человека есть внутренние критерии успеха — интерес и личностный рост. При отсутствии равенства между внутренним и внешним — ребенка настраивают на экономику, а у него гуманитарные склонности — возникают проблемы. Счаст-лив тот человек, у которого внешние победы ориентированы на внутренние критерии. Об этом полезно говорить с детьми».

Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ говорит: «Гораздо продуктивнее ориентировать ребенка не на успех, а на удовлетворение: „Мне нравится то, чего я добился- независимо от результатов других людей“. Тогда при достижении цели возможно сотрудничество со сверстниками, совместное творчество. А при стремлении быть лучшим каждый сам за себя».

Правила успешных перемен

Ищем мотивацию

«Ругать за неудачи бесполезно. Дети либо отключаются, либо считают, что они все равно плохие и нет смысла стараться. Чем раньше взрослые перейдут от порицания к поддержке, тем лучше будет результат», — объясняет Надежда Монастырская, психолог центра «Здоровье человека».

Очень важно не пропустить внутреннюю увлеченность ребенка и обязательно отмечать его старания. «Подскажите, что у него получается, — советует Елена Сергиенко. — Например: «Как ты хорошо рисуешь!» Не «лучше всех», а именно «ты». Если школьнику нравится что-то одно, скажем, химия, и он научится получать удовольствие от маленьких успехов, желание прилагать усилия в других областях тоже появится.

Подросткам полезно показать ближайшие перспективы: «Если ты сейчас приобретешь такие знания, то в будущем можешь их использовать».

Строим планы

Предложите вместе подумать и разобраться, почему не удалось реализовать задуманное, ведь причины бывают разные. «Давай мы попробуем спланировать твою неделю, день (чем меньше школьник, тем меньше срок)». Старшим предложите периодически засекать время. Такой опыт порой помогает открыть удивительные вещи: поездка до музыкальной студии — это не только 10 минут на автобусе, но еще и путь до остановки и от нее, ожидание транспорта и т. д. А на подготовку к английскому, оказывается, уходит не полчаса.

Расставляем приоритеты

Когда времени катастрофически не хватает, важно расставить приоритеты — определить, что действительно важно, а от чего можно отказаться. «Учите детей ориентироваться в своем физическом состоянии, — советует Елена Сергиенко. — Ведь часто они не понимают, что запланировали слишком много. Расскажите, что нашему организму свойственны определенные особенности, с которыми необходимо считаться: потребность спать, есть, периодически отдыхать и т. д., иначе он отвечает не только усталостью, но и болезнями. Если отдохнуть и позволить себе отоспаться, то за два часа можно сделать задание, с которым уставший человек промучается все пять».

Решаемся начать

«Если трудно включиться в работу, особенно младшим школьникам, начать лучше с простых заданий, — советует Надежда Монастырская. — Полученный результат даст необходимый толчок».

Кому-то помогает доброжелательное понукание: «Ну давай, попробуй», «Начинай, уже пора». А кому то, особенно подросткам, — эмоциональное заражение, когда человек своим примером показывает, как здорово этим заниматься. «Лучше всего найти юношу или девушку, увле-ченных такой же идеей, что и ваши дети: авторитет взрослых для подростков менее значим, — советует Татьяна Авдулова.-Либо увлекайтесь сами».

Прилагаем усилия

Взрослые порой не замечают ступенек на пути к успеху: «Что ты возишься с подробностями про млекопитающих? Чтобы получить пять, достаточно общих сведений!» В то же время большая ответственность складывается из маленьких шагов. Их важно отмечать и поддерживать: «Молодец, ты старался, сделал задание так хорошо, как только мог!» Полезна и ориентация на интерес: «Не нравится учить текст, но как приятно выступать, когда ты его знаешь!» «Необходимо не только поощрять усилия, но и требовать, чтобы их прилагали, — отмечает Елена Сергиенко. — А сами требования должны быть последовательны, понятны и немногословны». И не забывайте: дети воспринимают не то, что родители говорят, а то, что делают. Нельзя заставить ребенка учить уроки, если мама постоянно смотрит телевизор.

Организуем везение

В нашей культуре успех нередко связывается с везением. Если в семье постоянно говорят об этом, ребенок вряд ли захочет стараться и чаще будет испытывать разочарование. Елена Сергиенко советует: «Меняйте акценты: «Ты постарался, и тебе повезло!» Удача — это организация случайностей, ее степень соотносится со степенью приложенных усилий. Предлагайте ребенку подумать об этом: «Нам повезло, что мы попали на хороший фильм, или это результат наших усилий?»

Разглядываем

Надежда Монастырская считает: «Информацию полезно визуализировать: написать план своих действий, нарисовать флажки рядом с тем, что получилось». «Иногда детям трудно понять, зачем нужны усилия. Тем не менее они ждут, что в будущем все само собой сложится. Предложите представить картинку этого будущего: „Опиши, как будет, когда все получится“. Разобравшись, как должно быть, легче понять, что требуется для достижения цели», — говорит Татьяна Авдулова.

В гармонии с собой

В списке обязательств и достижений должны быть права (на отдых и т. д.). Если не остается времени на то, чтобы радоваться жизни, чувствовать и общаться, не исключено, что в дальнейшем человеку либо захочется все бросить и наверстать упущенное, либо он так и будет ориентироваться на «потом», не умея радоваться настоящему. «Подросткам полезно оставаться наедине с собой. Это позволяет мечтать, понимать самого себя и свои желания. Конечно, так происходит не всегда. Порой они действительно ничего не делают. И все же родителям важно поддерживать минуты безделья, надеясь, что это время отдано внутренней работе сына или дочери», — комментирует Татьяна Авдулова.

Меняем минус на плюс

Негативный опыт помогает преодолевать трудности. Обсуждайте это с детьми. Елена Сергиенко считает, что и о несправедливости жизни необходимо разговаривать, особенно с подростками, чтобы она не оказалась для них непереносимой неожиданностью. Допустим, кто-то нечестно попал в институт: «Да, это так, но нужно иметь терпение и веру в свой будущий успех. Ты же не знаешь, чем обернется эта несправедливость. А твои усилия рано или поздно принесут плоды, потому что они заработаны». Хорошо помогают истории из собственной жизни.

Учеба 00:18 / 07 Ноября 2025 3276
Два меню

Как школьное питание становится яблоком раздора

Марина Крючкова, журналист
Труд
Фото из открытых источников

В Гатчине Ленинградской области в конце октября проходил финал V Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая — 2025». Участники из 71 региона вовсю постили картинки красиво оформленных блюд,...

Президент России призвал сочетать в обучении навыки решения задач и использования искусственного интеллекта

Труд
Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — Надо выработать такой подход к обучению, чтобы ребенок задачи решал и возможности искусственного интеллекта использовал. Надо учить шахматами, математикой заниматься. Кирилл, патриарх...

Студенты-отличники Кузбасса получили право бесплатно ездить в общественном транспорте

Ольга Лернер
Труд
Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

Уже с первого курса студенты-отличники Кузбасса получили право бесплатно ездить в общественном транспорте. Местные депутаты внесли их в список льготников, чтобы поддержать талантливую молодежь. Итак, студенты-очники первого...

Ранее в ведомстве призвали перестать брать в вузы абитуриентов с баллами по ЕГЭ ниже 50 – даже на коммерческой основе 

Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

В 2024/25 учебном году каждый десятый студент оказался отчислен из российских высших учебных заведений. Об этом в четверг, 6 ноября сообщает РБК со ссылкой на данные Министерства образования и науки. Как рассказали в ведомстве, в начале...

«Это вряд ли должно беспокоить тех, кто хоть иногда задумывается о судьбе Отечества», - заявил Алексей Журавлёв

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Для тех, кто будет учить российских школьников патриотизму, зарплата не должна стоять не первом месте. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания «Газета.Ru» первый заместитель председателя комитета по обороне Государственной...

Главная цель этой меры - сократить число подростков, которые «выпадают» из системы образования

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Учащиеся девятых классов, не прошедшие Государственную итоговую аттестацию (ГИА), смогут бесплатно получить рабочую профессию. Как сообщает ТАСС, соответствующий законопроект приняли во втором и третьем чтениях депутаты Государственной думы. Согласно...

Она обзывала учеников, заявляя, что их «место на мусорной свалке, а не в образовательном учреждении»

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Прокуратура Магадана начала проверку одной из школ города после появления в социальных сетях записей, на которых запечатлены грубые высказывания учителя в адрес учеников. Об этом надзорное ведомство сообщило в своём Telegram-канале. «В...

По их мнению, развитию речи мешает чрезмерное использование в молодом возрасте цифровых сервисов

В обществе заметно снизился уровень владения речью. Как сообщает РИА Новости, такое мнение высказали ученые Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) им. К. Д. Ушинского на фестивале «Говорим по-русски». «Люди...

Речь, в частности, идёт о направлениях «Социология», «Реклама и связи с общественностью» и «Дизайн»

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2026/2027 учебного года закрывает обучение по непедагогическим направлениям. Об этом говорится в заявлении вуза, опубликованном на его странице в социальной сети «ВКонтакте». Как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?