Главная Культура 00:16 18 Сентября 2015 8274
От Тегерана до «Орлеана»

На наши экраны выходят два ярких фильма, которые нельзя пропустить

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Летом почему-то не принято показывать серьезные фильмы. Прокатчики в это время без боя сдают экран тупым голливудским блокбастерам, искренне полагая, что в жару у зрителей размягчаются мозги. С наступлением осенней прохлады авторское кино, отмеченное своеобразием мысли и стиля, вновь робко стучится в двери кинозалов. И его порой пускают на порог... Не пропустите этот момент!

Фильм «Такси», удостоенный «Золотого медведя» в Берлине, снял иранский режиссер Джафар Панахи — культовая фигура в мировом кино. Лауреат престижных фестивалей, включая Канны, Берлин, Венецию, он был привлечен к суду за антиправительственные... не высказывания даже, а намерения. Его посадили под домашний арест, запретив на 20 лет снимать кино и давать интервью. Панахи тем не менее умудрился тайно снять уже три ленты и переправить их за границу, где они стали фестивальными хитами. Первый фильм (под ироничным названием «Это не фильм») он снял в собственном доме, второй — на даче. В третий раз Панахи отважился снять кино в такси, где сам же выступил в роли обаятельного, всем внимающего и все понимающего водителя.

Почему власти разрешают Панахи подпольно снимать — вопрос для меня открытый. То ли они не знают, как укротить режиссера, в поддержку которого выступает мировая киноэлита, то ли сам Панахи осторожно ходит по лезвию бритвы, не заступая за некую красную черту. По большому счету его фильмы не являются диссидентскими, оставаясь в поле светской мусульманской культуры, хотя и содержат критические уколы в адрес режима.

В фильме «Такси» Панахи, используя свой автомобиль и любительскую камеру, ездит по Тегерану, подбирает на улице людей и ведет с ними разговоры. Вот он подвозит ушлого торговца пиратскими дисками, который, узнав знаменитого соотечественника (тот покупал у него фильмы Вуди Алена), тут же предлагает Панахи войти к нему в долю. Мол, при участии знаменитого режиссера их бизнес пойдет в гору. Вот Панахи забирает из школы свою племянницу, которая усердно разъясняет ему, о чем, по словам ее школьной учительницы, можно и нельзя снимать кино: нельзя — о социальном неравенстве, о коррупции в верхах, о политических проблемах, о бесправии женщин, о мужчинах в галстуках и еще о дюжине вещей. Выходит, ее великий дядя всю жизнь снимает «неправильное» кино. А вот Панахи подсаживает свою знакомую по правозащитному движению, которую на три года отлучили от юридической практики в виду ее неблагонадежности. Опальным интеллигентам в этой горькой ситуации есть о чем поговорить и о чем выразительно помолчать...

Смешивая в фильме, как в бельевом чане, бытовое, социальное, политическое варево жизни, перемежая игровые эпизоды и документальную съемку, Панахи в рамках, казалось бы, камерной ленты, запертой в салон такси, создает объемный портрет современного Ирана, попутно набрасывая и свой автопортрет.

Помимо прочего, эта картина — еще и урок нашим киношникам. Оказывается, чтобы сделать отличное кино, совсем необязательно требовать у государства десятки миллионов долларов. Достаточно иметь талант, айфон в кармане и желание снять живой, честный фильм. Чем не путь для нашего авторского кино, особенно в условиях экономического кризиса и поднимающей голову цензуры?

Впрочем, этот путь, разумеется, не единственно возможный. Никто не отменял желание мастеров экрана прорваться к массовой аудитории, не опуская при этом творческую планку. Такую отчаянную попытку предприняли сценарист Юрий Арабов и режиссер Андрей Прошкин в фильме «Орлеан». Ранее они уже сотрудничали на знаменитом фильме «Орда». Тогда, по словам Арабова, они сняли «кино хорошего вкуса», то есть созданное по неким установленным правилам. Теперь решились на «кино плохого вкуса», сиречь на фильм хулиганский, избыточно шумный и пестрый, замешанный на чертовщине, гротеске, фантасмагории.

Итак, на окруженный свалками провинциальный российский город Орлеан надвигается буря. Пока что о ней не ведают ни парикмахерша Лида (блестящая комедийная роль Елены Лядовой), которая спит с кем ни попадя, убивая абортами не рожденных детей. Ни врач Рудик (Олег Ягодин), который без устали пальпирует у себя в кабинете прелести случайных девиц, забыв о собственном больном отце. Ни следователь (Виталий Хаев), который не гнушается чинить в округе беззакония, включая убийства себе подобных. Ни заезжий фокусник, который, кажется, и взаправду перепиливает в цирке шапито людей — так что кровища брызжет во все стороны на диво праздной толпе.

В этом выдуманном, выморочном городке, в котором тем не менее узнаются реалии нашей жизни, появляется инфернальный персонаж в облике Виктора Сухорукова, который именует себя Экзекутором. Нет, он не рубит головы с помощью гильотины — он лишь открывает людям глаза («поднимите мне веки») на их прегрешения. То ли демон, то ли мессия, меняющий по ходу действия обличия, герой Сухорукова, по сути, есть воплощение больной, алчущей прощения совести всех персонажей этого фильма.

Серьезный по авторскому замаху и уморительно смешной по сюжетным коллизиям, раскованный по актерской игре и выразительный по кинематографической пластике «Орлеан», ставший сенсацией Московского кинофестиваля, говорит об очень важных вещах. О кажущейся сладости греха и горечи неизбежного воздаяния за него. О неотвратимых муках совести, которые рано или поздно посещают каждого человека. О радости духовного исцеления. Наконец, о счастье истинной любви, которая в финале настигает-таки блудливую Лидку. Осознав неправедность своей жизни, она из городской потаскушки превращается, по сути, в Мадонну. И распускает в своем грешном лоне цветок новой человеческой жизни, спасая тем самым человечество от вырождения перед лицом библейской бури, которая, как Содом и Гоморру, сметает с лица земли грешный городок с его грешными обитателями...

Фильм «Орлеан», словно праздничный торт, состоит из нескольких слоев. Кто-то из попкорновой публики слижет только верхний слой сладкого крема, а продвинутого зрителя фильм отошлет к традициям фантастического реализма Булгакова и Гоголя, к изощренным кинофантазиям Кустурицы и Тима Бертона. Точно так же и «Такси» для кого-то покажется лишь хроникой иранской действительности. А кто-то увидит в нем возвращение кино к истокам итальянского неореализма, когда на экраны, минуя устоявшиеся сюжетные схемы, хлынула живая жизнь улиц с реальными людскими драмами и надеждами.

Два разных фильма из разных стран, на разных уровнях, в разных жанрах рассказывают о проблемах нашей современной жизни. Повторю: зрителям, любящим серьезное кино, их нельзя пропустить.

 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11591
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7276
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6954
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6159
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6132
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?