Главная Культура 13:26 18 Ноября 2019 1096
«Why?» – спросил нас Питер Брук

И сам ответил – целым спектаклем

Сергей Бирюков
Марчелло Маньи, Кэтрин Хантер и Хейли Кармайкл в спектакле Питера Брука о Мейерхольде. Фото Simon Annand

21-й фестиваль «Новый европейский театр» открыли в Москве 13-14 ноября на сцене Театра наций спектаклем Питера Брука «Why?». Символично: кажется, тот же Брук мудро заметил, что задача театра – не отвечать на вопросы, а помочь зрителю правильно задавать их самому себе.

Как все работы Брука последних (да и не только последних) лет, эта визуально крайне проста. Трое актеров – эпичный, иногда до удивления напоминающий нашего Петра Мамонова Марчелло Маньи, ангельски просветленная Хейли Кармайкл и скорбно-ироничная Кэтрин Хантер – не столько разыгрывают, сколько рассказывают историю мирового театра от начала дней. Точнее, одну из историй – но именно от сотворения мира: и наступил седьмой день, и задумался Бог – а чем его заполнить? Свет и прочие стихии уже есть, и Земля уже населена… Театр – вот чего недостает вселенной!

А зачем вселенной театр? Ведь это, наверное, не просто забава для бездельников и пьяниц, повод похохотать или всплакнуть над ловко выдуманным сюжетом. Пущенное Богом на свет многочисленное племя актеров, режиссеров, помощников режиссера, осветителей, критиков и пр.обращается к Творцу с вопросом – к чему все? Долго ждет ответа – и наконец получает письмо, в котором одно короткое слово. То же, которое послали ему они: «Why?»

Здесь, начавшись как ироническое эссе, повествование Брука и его постоянного соавтора Мари-Элен Этьен совершает прыжок через тысячелетия и«приземляется» в начале ХХ века, рассказывая об импульсах, полученных театром от новаторов – Гордона Крэга, Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд – вот ключевое имя постановки. Нам излагают суть его метода – и наглядно показывают, как физические действия актеров формируют их эмоциональность. Маньи картинно закалывает воображаемым кинжалом Хантер, и та, беззвучно воскликнув, немыслимо сложившись, многократно перекатившись и красиво содрогнувшись, эффектно «умирает».

Пока все – в том же легко-ироническом духе, в каком началось. Успех «Ревизора», в том числе на гастролях в Европе. Но – провал, а затем запрет «Бани» Маяковского. Тревожная фраза Владимира Владимировича, оброненная в Ницце в беседе с эмигрантом Юрием Анненковым, который сказал, что не возвращается в Россию, потому что хочет «остаться художником»; Маяковский в ответ горько замечает: «А я – возвращаюсь... так как я уже перестал быть поэтом». И через несколько месяцев стреляет себе в сердце.

Событиям все теснее в рамках эпического отстранения. Критика за пренебрежение новой драматургией и за «неправильную» трактовку старой, запрет «Самоубийцы» Эрдмана, разгромные статьи против другого единомышленника, Шостаковича, и против самого Мейерхольда. Организованное НКВД убийство Зинаиды Райх, жены; наконец пытки, суд и казнь режиссера. Головокружительная модуляция от начального почти балаганного тона к трагедии.

Why? Зачем? Этот вопрос Питера Брука можно понимать по-разному. Зачем убили? Об этом написано и рассказано столько… Тогда зачем напоминать?

А затем, во-первых, что во Франции, даже среди продвинутой публики парижского театра «Буф дю Нор», где много лет ставит Брук, далеко не всем, думаю, известно, чем рискуют деятели искусства в иных местах мира, когда хотят творить свободно. Во-вторых – а в нашей собственной стране сегодня многие ли отдают себе отчет в том, что убийство Мейерхольда, как и сотен тысяч других ни в чем не повинных людей, было именно убийством, а не борьбой «эффективного менеджера» с «изменниками»? И не входим ли мы в новый виток жестокого фарса – когда, как правило, не убивают впрямую, но травят тех же режиссеров или актеров, осмелившихся покритиковать или осмеять власть, которая сама себя уже давно не мыслит ни критикуемой, ни осмеиваемой?

Впрочем, даже задавший столь важные вопросы спектакль остался бы холодным назиданием, если б не был так крепко художественно выстроен. Мудро прост. Един в своем стиле, несмотря на огромный перепад эмоционального напряжения от «божественной комедии» к социальной трагедии. И все это – на протяжении какого-нибудь часа. Представленное всего тремя исполнителями.

Нет, четырьмя – на сцене присутствует и пианист Лори Бланделл. Играет почти исключительно русскую музыку – из «Бориса Годунова» и «Картинок с выставки» Мусоргского, из прелюдий, сюит, Второго фортепианного концерта Шостаковича… Нигде не выходя на «форте» – это же не клавирабенд, рояль тут не главная материя, но очень важная – как холст, на который нанесена картина времени. Музыка ее скрепляет, оставаясь в рамках камерности формы.

Тут на ум приходит сравнение с произведением другого англичанина на русскую тему – книгой «Шум времени» Джулиана Барнса. В ней тоже в центре внимания – трагическая фигура ХХ века: Шостакович. И тоже немало впечатляющих штрихов жизни художника в сталинской системе – документальных или эффектно домысленных. Вот только, похоже, именно этот эффект, а не правда, был главной целью автора, определившего внутренней доминантой Шостаковича– страх. Спору нет, хоть раз побывавший в знаменитом Большом доме на Литейном на допросе у следователя НКВД, всю жизнь потом об этом помнил, сколько бы та жизнь еще ни длилась. Но вряд ли именно это чувство водило рукой Дмитрия Дмитриевича, когда он писал Седьмую «Ленинградскую» и другие свои симфонии– главы бескомпромиссной летописи века.

Нынешний спектакль, возможно, тоже есть за что критиковать – да хоть за неточности в двойном переводе мейерхольдовских текстов, за которые зацепился глаз(постановка идет по-английски с русскими субтитрами). А порой удивляла публика, смеявшаяся в совсем не смешных местах – например, когда речь шла о попытке смертельно больного Станиславского помочь гибнущему Мейерхольду – приглашением в свою оперную студию, ради чего Константин Сергеевич был готов даже, в духе Всеволода Эмильевича, «обойтись без занавеса».

Но это частности. А главное – по скользким камням русской истории Питеру Бруку удалось пройти, не оскользнувшись в ложь. Недаром спектакль и заканчивается словом «Правда». Написанным в титрах с большой буквы. Наверное, его и стоит воспринимать ответом на вопрос в заголовке.

P.S. Фестиваль NET– одна из непременных составляющих театрального ландшафта сегодняшней России. В ежегодном режиме он проводится уже в 21-й раз. Лишившись несколько лет назад поддержки Министерства культуры, но опираясь на неизменного партнера – Фонд Михаила Прохорова, смотр в этом году получил президентский грант. Это позволило его арт-директорам Марине Давыдовой и Роману Должанскому не только привезти самую свежую, 2019 года, работу Питера Брука, но и включить в афишу три отечественные премьеры – дилогию Электротеатра Станиславский «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», музыкально-пластическую инсталляцию Кати Бочавар«R&J», моноспектакль Васи Березина «Августин. Исповедь». К жанру авторского синтетического театра тяготеют работы болгарина Иво Димчева «Селфи-концерт» и «Ребро на столе. Мать» испанки Анхелик и Лидделл, а также микротеатр давнего друга фестиваля испанца Давида Эспиносы. Его спектакль «Всемирная история» увидят не только в Москве, но и в Петербурге, который впервые включается в орбиту смотра. Петербургской публике также покажут проекты швейцарца Мило Рау «Репетиция. История (истории) театра» и «Игрушки» датско-австрийского дуэта SIGNA. Завершит фестиваль музыкальный спектакль Zauberland знаменитого британского режиссера Кэти Митчелл в театре «Буф дю Нор» на основе вокальной лирики Шумана и современного бельгийского композитора Бернара Фокрулля. Его покажут сперва в Петербурге, а потом, 15-16 декабря, в Москве.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3461
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3364
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3187
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?