Главная Культура 13:53 18 Ноября 2021 3636
Зачем Вертинский снял штаны?

Корреспондент «Труда» увидела на петербургской сцене много экспериментов, но мало открытий

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Сергей Азеев в моноспектакле «Интервью В.». Фото с сайта Театра ненормативной пластики

В театральном Петербурге премьера за премьерой. И все как на подбор с «выкрутасами». То бишь спектаклями, поставленными, похоже, исключительно чтобы шокировать и тем «войти в историю». Ну, или как минимум, шумно заявить о себе. Без шума, шока, скандала сегодня, похоже, никуда: такова мода!

Негосударственный Театр ненормативной пластики (ТНП) уже широко известен в узких кругах. Его режиссёр Роман Каганович – лауреат премии «Прорыв», номинант на национальную театральную премию «Золотая маска». Есть там и свой лидер – актер Сергей Азеев, чей талант особенно очевиден в моноспектаклях. Показывает свои работы ТНП в разных, как это теперь называется, пространствах. Иногда даже именитых. Как нынешней осенью, когда коллектив вошел в число победителей городского конкурса негосударственных театров «7 ярус», проведенного Александринкой.

Этот ярус – приспособленное изначально для репетиций, а теперь и для сценических показов помещение «под крышей» на 25-30 зрительских мест. Занавеса нет. Собственно, как и сцены. Её заменяет та часть площадки, которая не занята пришедшими на просмотр. Особо, конечно, не развернешься, но…

– Нам хватит! – оптимистично заявил Роман Каганович, приветствуя публику перед показом своей новой постановки «Интервью В.». – Сам факт, что мы играем в тех стенах, где творили Мейерхольд, Вивьен, Черкасов, вдохновляет и обязывает.

В основе пьесы «Интервью В.» книга легендарного отечественного артиста Александра Вертинского «Дорогой длинною». В ней собраны его письма, стихи, воспоминания. В Александринском театре есть свой «Вертинский. Русский Пьеро» с Николаем Мартоном в главной и единственной роли. Играет его 87-летний артист не первый год и не без успеха. Сравнение двух постановок казалось неизбежным. Однако обошлось благодаря интригующей «режиссерской находке» Кагановича.

Третий звонок. Пришедшие на представление отключают свои мобильные. Свет гаснет. Тишина в зале и на импровизированной сцене. Минута, три, пять… Но вот луч света одинокого софита пробивается сквозь мрак, высвечивая стоящего на стуле обнаженного мужчину. Немного помолчав, то ли к свету привыкая, то ли собираясь с духом, он начинает цитировать, как удалось понять не без труда, некое письмо. Постепенно переходит на крик. Кажется, что-то о любви к Родине, которую давно не видел, но очень хочет снова увидеть, о чем и просит советскую власть. От натужного крика быстро устаешь и переключаешься на обзор маячащего перед глазами нагого мужского тела…

Накричавшись и, наконец, одевшись, герой актера Азеева с помощью мимики и пластики мало-помалу овладевает вниманием собравшихся на интервью репортеров (зрителей). Тут и слов, в общем, никаких бы не надо. Но и с ними вышло в целом неплохо. Во всяком случае, силуэт родоначальника российской авторской песни обозначился к концу двухчасового действа довольно зримо.

И зачем тогда было раздевание? Однако у данного режиссера оно, похоже, любимое «изобразительное средство». Редкая его постановка обходится без публичной обнаженки. Не знает иного способа донести до зрителя искренность помыслов героя, чистоту его души? Путает эпатаж с гротеском? Или все дело в самом эпатаже, ставшем модной фишкой на российской сцене? Считается почему-то, что это привлекает в театр молодежь. Снимал же, в самом деле, с себя штаны на московский сцене режиссер Богомолов, подавая тем самым пример своим застеснявшимся было актерам. Не одну неделю шумела потом столица, скупая билеты на «показуху». Чем не пиар, да ещё халявный!

Модно нынче и переиначивать на современный лад исторические сюжеты пьес. Идешь, например, на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Театр комедии им. Н. Акимова, постановщик П. Сафонов, премьера 2020 года), а попадаешь на цирковое представление. От автора Бомарше только его фамилия и имена действующих лиц. Которых, едва появляются на сцене, накрывает плотная пелена пыли – её выбивает нескончаемыми прыжками по сцене приглашенный актер Евгений Стычкин (Фигаро). Кульбит за кульбитом – буквально! Уже через 15 минут после начала спектакля перестаешь понимать суть происходящего. Закрадывается совсем крамольная мысль: а думал ли об этой сути сам постановщик?

Модный – опять же! – в России болгарский режиссер Александр Морфов (был главным в питерском Театре им. Комиссаржевской, ставил в Москве) принял приглашение руководства петербургского ТЮЗа «поставить что-нибудь» по случаю грядущего в 2022 году 100-летия коллектива. Взялся за «Антигону». Где и когда её только не ставили у нас в стране, а также на Западе! Считается актуальной во все времена. Ведь в ней речь идет о любви. А еще больше о невозможности жить в условиях жестких правил, то есть о выборе человека оставаться свободным или приспосабливаться к тоталитаризму. Морфов в своем спектакле соединил пьесы древнегреческого автора Софокла, нашего французского современника Жана Ануя и произведения израильтянина Рои Хена.

Как, кстати, и кинорежиссер Владимир Бортко, после долгого перерыва вернувшийся к работе на сцене (первым опытом был «Эдип» в Эрмитажном театре). В основе его сценической работы те же авторы (кроме Р. Хена) с сюжетом о дочери царя Эдипа, решившей похоронить брата Полиникса, погибшего в братоубийственной схватке за власть, вопреки приказу своего дяди Креона, сменившего Эдипа на троне. За что должна быть казнена.

Морфов, репетируя, подчеркивал: наш спектакль не о политике, а о любви и страданиях. То есть не драма, как у авторов, а лирическая фантазия? И точно: на афише к его «Антигоне» обозначено: «Импровизация театра по пьесам…». Но тогда почему без характерного для данного жанра роскошных костюмов, сюжетного волшебства? Не считать же таковыми облачение артистов в современный фьюжен (кто в тунике, кто в костюме-тройке, чекистской кожанке или вообще полуголый) и гуляющего по сцене «живого трупа» в грязных бинтах, он же уставший ждать захоронения Полиникс. Феерический здесь разве что инструментальный ансамбль, услаждающий слух зала песнями «Битлз», джазом Луи Армстронга и собственной музыкальной импровизацией. Все смешалось – стили, традиции, времена и нравы.

Не феерия, а претензия на неё, по какой-то причине «съехавшая» в сторону фарса и растерявшая по дороге весь смысл. Невольно посочувствуешь актерам, старательно следующим воле постановщика. Трупа в ТЮЗе ровная, качественная. Как говорил когда-то Виталий Вульф – российский искусствовед, ведущий популярной телепрограммы «Мой серебряный шар» – о Людмиле Гурченко: «Она прекрасная киноактриса. Но в театре ей нужен режиссер, а не…» (следовала фамилия продюсера).

Мешанина и у Бортко, ставившего, по его словам, современную политическую драму, а выдавшего на гора только много шума. И больше, увы, ничего…

Может, правда все дело в моде? Ведь классика, говорят нам, зрителям, «продвинутые» режиссеры, нынче «не катит». Вариативность решений, слом стереотипов, парадоксальность – вот что самое нужно сегодня театру, настаивают они! Не трогать, не будить мысль, а лишь шокировать. Иными словами, лишь бы не было скучно? Ну так зачем за этим ходить в театр, если есть ближайший пивбар?

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3604
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3547
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3302
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?