- О чем мой фильм? - переспрашивает Александр Владимирович. - Я не очень люблю говорить о незавершенных работах. Тем более что сделан пока лишь черновой монтаж картины. Но если коротко - это психологический детектив под названием "Сорок". Снял я его по сценарию моего товарища Рамиза Фаталиева, которого зрители знают по таким фильмам, как "Грачи", "Шестой".
- Вы снялись в картине и как актер?
- Да. Но не потому, что "Сорок" - моя лента. Приглашал на роль одного известного исполнителя, но у нас переносились сроки, и он в итоге не смог приехать.
- Фильм-детектив - это, как я понимаю, в угоду современным тенденциям. Честно сказать, с именем Галибина у меня возникают другие ассоциации. Судя по вашим театральным постановкам, вас больше должны привлекать философские вещи...
- Меня в искусстве привлекает разнообразие жанров. Снимаю и играю то, что мне в данный момент близко. Сценарий Фаталиева показался близким, я и снял фильм.
- Переход от Галибина-актера с "Трактира на Пятницкой" - к Галибину-режиссеру, автору таких "громких" сценических постановок, как "Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее", "Нора" в Александринском театре, дался вам легко?
- В какой-то период актерство перестало приносить мне удовлетворение. Я мог в принципе вообще уйти из кино и театра. Был готов к этому. И тут увидел спектакль Анатолия Васильева "Серсо". В нем была реализована формула Станиславского о жизни человеческого духа на сцене. Мне захотелось понять, как Васильев это делает. Поступил в его мастерскую в ГИТИСе, стал режиссером.
- Вы, похоже, спокойно относитесь к смене мест работы, регулярно меняя театры. Были главным режиссером петербургской Александринки, затем - новосибирского "Глобуса". Ставили спектакли то в драматическом "Театре на Литейном", то в оперном Мариинском. Почему нигде "не осядете"? В той же Александринке у вас получалось, мне кажется, очень неплохо.
- На должность художественного руководителя туда пришел Валерий Фокин. Это достаточно сильный лидер. У меня с ним был заключен контракт. Когда сроки контракта истекли, мы по обоюдной договоренности расстались. Нормальная для наших дней ситуация. Все мои спектакли за исключением "Норы" с репертуара сняли. Я уважаю позицию художественного руководителя. В новосибирском "Глобусе" случилась примерно такая же ситуация: туда пришел новый директор, а мой контракт истек. В "Глобусе" я провел три хороших творческих года. Сделал девять спектаклей, в том числе "Кроткую" по Достоевскому. Это была давняя моя мечта. "Кроткая" по-прежнему в репертуаре. А вообще-то меня вполне устраивает нынешняя степень свободы. Я могу выбирать, чем заниматься. Для меня важно работать там, где меня как режиссера ждут.
- Сами в театр, как зритель, часто ходите?
- Времени свободного очень мало. Поэтому хожу в основном на те спектакли, которые нельзя не посмотреть. В Петербурге театральное событие последних лет - спектакль Льва Додина "Московский хор". Из тех постановок, что видел в Москве, выделяются работы Карбаускаса в "Табакерке". И, пожалуй, "Гамлет" Юрия Бутусова в МХТ. Очень спорная работа, но сильная, яркая.
- Бутусов славится оригинальностью, "осовременивая" классику до неузнаваемости.
- Это Юрин почерк, имеет на него право. Сам я как режиссер в последнее время предпочитаю ставить классику как классику.
- Вам лучше было бы, наверное, жить в другую эпоху...
- Не хотел бы. Мне нравится нынешнее время. Но и прежде было много хорошего. Да, государством велась определенная идеологическая обработка людей. Но лично мне жить и работать было интересно. В моей актерской биографии случались картины, в которых сейчас я бы не снимался. Но тогда меня "вели" обстоятельства. Надо было, например, кормить семью. По большому счету, упрекнуть мне себя не в чем.
- Год назад, после выхода на телеэкраны фильма Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" вы, помнится, говорили мне, что не удовлетворены своей работой.
- Я не говорил, что не удовлетворен. Просто мне кажется, что мог бы сделать в роли Мастера что-то большее.
- А если бы вам сейчас предложили ее вновь сыграть?
- Я бы не согласился. Я бы в принципе не стал снова играть булгаковского Мастера. Очень сложно было "выходить" из этой роли.
- Императора Николая Второго сыграли же дважды! Разве легче роль?
- Не легче. Но сравнивать нельзя. В фильме Виктора Титова "Жизнь Клима Самгина" роль Николая Второго, по сути, эпизодическая. А вот предложение от Глеба Панфилова сняться в фильме "Романовы. Венценосная семья" стало для меня серьезным жизненным испытанием. Такие роли требуют серьезного внутреннего напряжения. Ты же "достаешь" все из себя самого. Я не могу сказать, что играл Николая, Мастера. Нет, я ими жил. При этом как нужно сыграть, например, русского царя, я не знал. Чтобы понять в полной мере его поступки, надо самому пережить то, что пережил он. А поскольку пережить не дано, то я мог только прикоснуться к образу.
- Это правда, что Глеб Панфилов запретил вам при подготовке к съемкам что-либо читать о Николае Романове и его семье?
- Глеб Анатольевич сказал, что если я не забуду того, что прочитал, то роль у меня не получится. Я не уточнял, почему и отчего. Привык доверять режиссеру. Тем более такому мастеру, как Глеб Панфилов.
- Есть мнение, что доверяться целиком режиссеру неправильно. Талантливый артист может сыграть так, как режиссеру и не снилось.
- Тем не менее я никогда не спорю на съемочной площадке. Если режиссер с моим видением роли не согласен, то делаю так, как предлагает он. Я вообще не люблю спорить. Ненавижу конфликты.
- Ученые доказали, что современный человек использует лишь процентов 10 своих возможностей...
- Согласен с ними. Я реализован на 5 - 7 процентов. Стремлюсь "подняться выше". Вообще отношусь к себе с юмором. Понимаю, что не осуществимо вернуться в молодость, сделать что-то "по-другому". Да я и не хотел бы туда возвращаться. Сейчас время очень больших возможностей. Хотя и очень непростое. Но, слава Богу, у меня замечательная семья - жена- актриса и маленькая дочь. Всегда поддержат. Они - моя жизнь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Родился в 1955 г. Имеет два диплома - актера и режиссера. Как режиссер ставил драматические и оперные спектакли в Петербурге, Новосибирске, Москве. Женат третьим браком на актрисе Ирине Савицковой. Растит двух дочерей.