Главная Культура 18:21 19 Июня 2015 2735
Музыка против газовых камер

Владимир Юровский сыграл партитуры великих – и тех, кто мог стать великим, но был убит войной

Сергей Бирюков

Еще пару лет назад за определение «музыкант-гражданин» по отношению к артисту уровня Владимира Юровского наша журналистски-хипстерская тусовка могла убить. Настолько эта характеристика казалась обесцененной десятилетиями советского официоза и последующего тотального цинизма. Успешный музыкант мог быть только демонстративным космополитом либо открытым политическим оппозиционером. Владимиру Михайловичу удалось невероятное: вернуть слову «гражданин» его высокое значение, стыкующееся с другим безвинно затоптанным понятием «просветитель». Чему подтверждением — новый, только что прошедший цикл его «общедоступных концертов» в Московской филармонии. Посвященный на сей раз музыке Второй мировой войны, 70-летие окончания которой мы отмечаем в 2015 году.

Удивительно: ведь Владимир Юровский 25 лет не живет в России — уехал из Советского Союза 18-летним юношей вместе с отцом-дирижером и всей его семьей в 1990-м. И, помня безнадежность брежневского застоя, за которым последовала катастрофичная перестройка, мог бы отреагировать на все случившееся так же, как, скажем, Евгений Кисин, предпочитающий осмыслять трагические проблемы страны и мира подальше от российских границ.

Но в последние годы, особенно с назначением Юровского руководителем Госоркестра России в 2011 году, его проекты на Родине становятся все масштабнее и политически горячее. Возможно, берлинскому жителю, имеющему в запасе такой аэродром как немецкое гражданство, легче говорить вслух о славе и боли его родной страны, чем многим из тех, кто в ней остался? Не исключаю. И все же главное тут, думается — личность самого Юровского, его темперамент. Возвращаясь впервые после многолетнего отсутствия в Россию, он сказал в одном из интервью начала 2000-х, что едет по сути в неизвестную страну, испытывая в преддверии этого свидания одновременно ужас и восторг, но надеясь, что восторга будет больше.

Похоже, все предчувствия оправдались. И по части ужаса, который отразила, например, потрясающая программа-спектакль Юровского 2013 года о репрессированной советской театральной музыке 1930-х — партитурах Прокофьева и Шостаковича к спектаклям Мейерхольда, закрытым из-за ареста и расстрела режиссера. И по части восторга, если посмотреть на переполненные залы, говорящие о супервостребованности того, что делает Юровский. Например, когда рассказывает нам о 2500-летней истории образа богоборца и человеколюбца Прометея.

Или, как в эти июньские дни, воссоздает музыкальную атмосферу Второй мировой войны, 70-летие окончания которой мы отмечаем.

25 авторов из 10 стран были представлены в эти четыре вечера. Среди них и сверх-известные, как Шостакович или Бриттен. И практически не известные — как композиторы, в совсем молодом возрасте уничтоженные нацистами.

Были сближения имен, которые могли произойти только в концертной программе, но никак не в жизни. Например, помещение в одну афишу экспрессивно-необарочного Фортепианного концерта Шенберга — венского еврея и эмигранта, чья музыка была отнесена нацистами к «дегенеративному искусству», — и скорбных Метаморфоз для струнного оркестра Рихарда Штрауса, с нацистами мирившегося, хотя презиравшего «этих взбесившихся лавочников».

Иногда эти сближения просто потрясали. Например, сопоставив те же Метаморфозы Штрауса с Симфоническими танцами Рахманинова, обнаруживаешь, что эти полярно не похожие авторы писали об одном и том же: о смертной тоске по родной культуре. Ведь «благополучному» Рихарду Штраусу вспоминать в его полной цитат партитуре о растоптанных корнях гуманистической немецкой музыки было так же горько и безнадежно, как Рахманинову в его американском изгнании думать о безвозвратно утраченной России. И то и другое произведение — эпитафия самому дорогому, чем эти люди жили всю свою жизнь.

Точно так же оказались родственными душами, возможно, даже не очень зная друг о друге, чешский композитор-эмигрант Богуслав Мартину с его оркестровым «Памятником Лидице» (траурный гимн уничтоженной карателями чешской деревне) и наш Мясковский, чья редко звучащая 24-я симфония полна тревоги, но и не уходящего даже в такую страшную пору чувства красоты родной земли.

По части вкуса к музыкальным редкостям с Владимиром Юровским трудно кого-то сопоставить — разве что Геннадия Рождественского, до сих пор, на девятом десятке лет, не забывающего о своем просветительском назначении. Большинство других, куда более молодых дирижеров предпочитают держаться истоптанной территории по старому школярскому завету: «Бетховен написал три симфонии — третью, пятую и девятую».

На этом фоне огромное везение — услышать в цикле Юровского, скажем, мистически-красивые «Песни заточения» Луиджи Даллапикколы или полную сокровенной сердечности кантату «Лик человеческий» Пуленка, по-венгерски мрачный Концерт для двух роялей, ударных и оркестра Бартока и дышащую почти языческой ненавистью к врагу «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева на стихи Антокольского. А как неожиданны интонации «Интернационала» в «Песне узников концлагерей» духовидца Мессиана или русская мелодия «Вы жертвою пали» в экспрессионистической гармонизации в финале Скрипичного концерта немца-антифашиста Карла Амадеуса Хартмана...

У цикла Юровского было несколько кульминаций. Одной из них для автора этой заметки стало уже упомянутое исполнение Симфонических танцев. Благодаря темпераменту и магнетизму дирижера оно расцвело столькими ассоциациями, от Фантастической симфонии Берлиоза (мелодия Dies irae, колокольный звон) до роскошно-тревожных вальсов Сибелиуса и Равеля, что воспринималось чуть ли не как один из важнейших итогов мировой музыки к рубежу Второй мировой войны. А от самоцитат из Первой симфонии и Всенощной — мелодий счастливой молодости композитора — ком подступил к горлу: вот она, Победа, которую Русь Святая должна была одержать над страшным врагом, но дьявольская пляска, затирающая эти темы, будто отнимает картину грядущей радости. По крайней мере у самого Рахманинова, которому не суждено было увидеть освобождение горячо любимой Родины как от внешних угнетателей, так тем более от внутренних.

Второй кульминацией назову исполнение Восьмой симфонии Шостаковича. Благодаря не только чудовищному эмоциональному накалу музыкального повествования, но и той же уловленной Юровским интонации «отнятой Победы», когда вместо торжества в конце — уход в мистическое ожидание неизвестно чего: просветления или окончательного краха. Мудрец Шостакович еще в 1943-м предчувствовал, что послевоенный мир ни в Стране Советов, ни вокруг нее не будет благостным.

Третья кульминация оказалась самой тихой, но потрясла ничуть не меньше, а может и больше, чем самые громкие страницы. Имею в виду третье отделение третьего концерта (говоря математическим языком, это «золотое сечение» длительности всего цикла). Дело в том, что Юровский к каждой симфонической программе из двух отделений добавил ее тихое камерное «как бы эхо». Так в афише появились птичьи трели и ангельские трубные сигналы «Квартета на конец времени» Мессиана, саркастичная «Ода Наполеону» Шенберга на стихи Байрона... А для «золотого сечения» автор цикла приберег особую тему, посвятив его композиторам — узникам концлагеря Терезин. Тем, кто забыл или не знает: Терезин был резервацией, которую нацисты выставляли всему остальному миру как образец «гуманного» отношения к евреям, однако в конце войны сбросили маски и со своей обычной тупой жестокостью уничтожили ее жителей. Произведения терезинцев далеко не всегда отличались повышенным трагизмом, как, например, Струнное трио Гидеона Кляйна. Напротив, часто они были на удивление светлы и гармоничны, причем чем ближе к страшной развязке, тем светлее, как, например, Квартет Виктора Ульмана, напомнивший о возвышенном романтизме музыки Сезара Франка. Словно их авторы искали для себя и своей публики убежище от жестокой реальности.

А кульминация кульминации, детские песни Илзе Вебер — воспитательницы, работавшей с самым юным поколением жителей Терезина, — настолько добры и безмятежны, что и представить невозможно, как, напевая их, эта прекрасная молодая женщина отравилась вместе со своим мужем и сыном в газовую камеру. Но моя соседка по залу, 15-летняя девочка, от этих ласковых звуков кусала губы сквозь слезы...

Мелодии Вебер прозвучали в совсем необычном исполнении: обладательница ангельского сопрано, красавица Надежда Гулицкая спела их под аккомпанемент самого Юровского, который оказался замечательно тонким пианистом.

Приглашенные исполнители, достойные уровня главного коллектива, Госоркестра имени Светланова, — еще один важный актив программ Юровского. Ансамбль «Мастера хорового пения» Льва Конторовича, Квартет имени Бородина, наконец такие всемирно прославленные музыканты, как тончайшая пианистка Мицуко Учида в Концерте Шенберга и обладатель потрясающего скрипичного звука Владимир Спиваков в Концерте Хартмана придали и без того привлекательным программам блеск сенсационности.

Наконец, неотъемлемой «партитурной строчкой» вечеров в Филармонии стали словесные рассказы самого Юровского о композиторах и музыке. Какие жизненные истории довелось выслушать! От известной в общем биографии поляка Витольда Лютославского, чей отец и дядя, польские борцы за независимость, были уничтожены в советских тюрьмах сразу после революции, до судьбы композитора-коммуниста Эрвина Шульгофа, добившегося советского гражданства, но не выпущенного немцами и погибшего в концлагере... Сам голос Владимира Михайловича, совершенно не актерский, но проповеднически притягательный, стал одной из важнейших звуковых красок цикла.

Конечно, при всей грандиозности замысла, при всей беспощадности Юровского к себе, оркестру и публике, четырех концертов в трех отделениях, длившихся по пять часов, не хватило для полной музыкальной панорамы войны. Например, в программе могли (и должны!) были бы присутствовать имена советских композиторов, погибших на фронте — Бориса Гольца, Фарида Яруллина, Вениамина Флейшмана... Но говорю это не в упрек Владимиру Михайловичу. Уверен, он и сам знает об этом пробеле и наверняка восполнит его в своих будущих проектах.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7960
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5520
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4657
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4245
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4241
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?