Главная Культура 18:21 19 Июня 2015 2270
Музыка против газовых камер

Владимир Юровский сыграл партитуры великих – и тех, кто мог стать великим, но был убит войной

Сергей Бирюков

Еще пару лет назад за определение «музыкант-гражданин» по отношению к артисту уровня Владимира Юровского наша журналистски-хипстерская тусовка могла убить. Настолько эта характеристика казалась обесцененной десятилетиями советского официоза и последующего тотального цинизма. Успешный музыкант мог быть только демонстративным космополитом либо открытым политическим оппозиционером. Владимиру Михайловичу удалось невероятное: вернуть слову «гражданин» его высокое значение, стыкующееся с другим безвинно затоптанным понятием «просветитель». Чему подтверждением — новый, только что прошедший цикл его «общедоступных концертов» в Московской филармонии. Посвященный на сей раз музыке Второй мировой войны, 70-летие окончания которой мы отмечаем в 2015 году.

Удивительно: ведь Владимир Юровский 25 лет не живет в России — уехал из Советского Союза 18-летним юношей вместе с отцом-дирижером и всей его семьей в 1990-м. И, помня безнадежность брежневского застоя, за которым последовала катастрофичная перестройка, мог бы отреагировать на все случившееся так же, как, скажем, Евгений Кисин, предпочитающий осмыслять трагические проблемы страны и мира подальше от российских границ.

Но в последние годы, особенно с назначением Юровского руководителем Госоркестра России в 2011 году, его проекты на Родине становятся все масштабнее и политически горячее. Возможно, берлинскому жителю, имеющему в запасе такой аэродром как немецкое гражданство, легче говорить вслух о славе и боли его родной страны, чем многим из тех, кто в ней остался? Не исключаю. И все же главное тут, думается — личность самого Юровского, его темперамент. Возвращаясь впервые после многолетнего отсутствия в Россию, он сказал в одном из интервью начала 2000-х, что едет по сути в неизвестную страну, испытывая в преддверии этого свидания одновременно ужас и восторг, но надеясь, что восторга будет больше.

Похоже, все предчувствия оправдались. И по части ужаса, который отразила, например, потрясающая программа-спектакль Юровского 2013 года о репрессированной советской театральной музыке 1930-х — партитурах Прокофьева и Шостаковича к спектаклям Мейерхольда, закрытым из-за ареста и расстрела режиссера. И по части восторга, если посмотреть на переполненные залы, говорящие о супервостребованности того, что делает Юровский. Например, когда рассказывает нам о 2500-летней истории образа богоборца и человеколюбца Прометея.

Или, как в эти июньские дни, воссоздает музыкальную атмосферу Второй мировой войны, 70-летие окончания которой мы отмечаем.

25 авторов из 10 стран были представлены в эти четыре вечера. Среди них и сверх-известные, как Шостакович или Бриттен. И практически не известные — как композиторы, в совсем молодом возрасте уничтоженные нацистами.

Были сближения имен, которые могли произойти только в концертной программе, но никак не в жизни. Например, помещение в одну афишу экспрессивно-необарочного Фортепианного концерта Шенберга — венского еврея и эмигранта, чья музыка была отнесена нацистами к «дегенеративному искусству», — и скорбных Метаморфоз для струнного оркестра Рихарда Штрауса, с нацистами мирившегося, хотя презиравшего «этих взбесившихся лавочников».

Иногда эти сближения просто потрясали. Например, сопоставив те же Метаморфозы Штрауса с Симфоническими танцами Рахманинова, обнаруживаешь, что эти полярно не похожие авторы писали об одном и том же: о смертной тоске по родной культуре. Ведь «благополучному» Рихарду Штраусу вспоминать в его полной цитат партитуре о растоптанных корнях гуманистической немецкой музыки было так же горько и безнадежно, как Рахманинову в его американском изгнании думать о безвозвратно утраченной России. И то и другое произведение — эпитафия самому дорогому, чем эти люди жили всю свою жизнь.

Точно так же оказались родственными душами, возможно, даже не очень зная друг о друге, чешский композитор-эмигрант Богуслав Мартину с его оркестровым «Памятником Лидице» (траурный гимн уничтоженной карателями чешской деревне) и наш Мясковский, чья редко звучащая 24-я симфония полна тревоги, но и не уходящего даже в такую страшную пору чувства красоты родной земли.

По части вкуса к музыкальным редкостям с Владимиром Юровским трудно кого-то сопоставить — разве что Геннадия Рождественского, до сих пор, на девятом десятке лет, не забывающего о своем просветительском назначении. Большинство других, куда более молодых дирижеров предпочитают держаться истоптанной территории по старому школярскому завету: «Бетховен написал три симфонии — третью, пятую и девятую».

На этом фоне огромное везение — услышать в цикле Юровского, скажем, мистически-красивые «Песни заточения» Луиджи Даллапикколы или полную сокровенной сердечности кантату «Лик человеческий» Пуленка, по-венгерски мрачный Концерт для двух роялей, ударных и оркестра Бартока и дышащую почти языческой ненавистью к врагу «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева на стихи Антокольского. А как неожиданны интонации «Интернационала» в «Песне узников концлагерей» духовидца Мессиана или русская мелодия «Вы жертвою пали» в экспрессионистической гармонизации в финале Скрипичного концерта немца-антифашиста Карла Амадеуса Хартмана...

У цикла Юровского было несколько кульминаций. Одной из них для автора этой заметки стало уже упомянутое исполнение Симфонических танцев. Благодаря темпераменту и магнетизму дирижера оно расцвело столькими ассоциациями, от Фантастической симфонии Берлиоза (мелодия Dies irae, колокольный звон) до роскошно-тревожных вальсов Сибелиуса и Равеля, что воспринималось чуть ли не как один из важнейших итогов мировой музыки к рубежу Второй мировой войны. А от самоцитат из Первой симфонии и Всенощной — мелодий счастливой молодости композитора — ком подступил к горлу: вот она, Победа, которую Русь Святая должна была одержать над страшным врагом, но дьявольская пляска, затирающая эти темы, будто отнимает картину грядущей радости. По крайней мере у самого Рахманинова, которому не суждено было увидеть освобождение горячо любимой Родины как от внешних угнетателей, так тем более от внутренних.

Второй кульминацией назову исполнение Восьмой симфонии Шостаковича. Благодаря не только чудовищному эмоциональному накалу музыкального повествования, но и той же уловленной Юровским интонации «отнятой Победы», когда вместо торжества в конце — уход в мистическое ожидание неизвестно чего: просветления или окончательного краха. Мудрец Шостакович еще в 1943-м предчувствовал, что послевоенный мир ни в Стране Советов, ни вокруг нее не будет благостным.

Третья кульминация оказалась самой тихой, но потрясла ничуть не меньше, а может и больше, чем самые громкие страницы. Имею в виду третье отделение третьего концерта (говоря математическим языком, это «золотое сечение» длительности всего цикла). Дело в том, что Юровский к каждой симфонической программе из двух отделений добавил ее тихое камерное «как бы эхо». Так в афише появились птичьи трели и ангельские трубные сигналы «Квартета на конец времени» Мессиана, саркастичная «Ода Наполеону» Шенберга на стихи Байрона... А для «золотого сечения» автор цикла приберег особую тему, посвятив его композиторам — узникам концлагеря Терезин. Тем, кто забыл или не знает: Терезин был резервацией, которую нацисты выставляли всему остальному миру как образец «гуманного» отношения к евреям, однако в конце войны сбросили маски и со своей обычной тупой жестокостью уничтожили ее жителей. Произведения терезинцев далеко не всегда отличались повышенным трагизмом, как, например, Струнное трио Гидеона Кляйна. Напротив, часто они были на удивление светлы и гармоничны, причем чем ближе к страшной развязке, тем светлее, как, например, Квартет Виктора Ульмана, напомнивший о возвышенном романтизме музыки Сезара Франка. Словно их авторы искали для себя и своей публики убежище от жестокой реальности.

А кульминация кульминации, детские песни Илзе Вебер — воспитательницы, работавшей с самым юным поколением жителей Терезина, — настолько добры и безмятежны, что и представить невозможно, как, напевая их, эта прекрасная молодая женщина отравилась вместе со своим мужем и сыном в газовую камеру. Но моя соседка по залу, 15-летняя девочка, от этих ласковых звуков кусала губы сквозь слезы...

Мелодии Вебер прозвучали в совсем необычном исполнении: обладательница ангельского сопрано, красавица Надежда Гулицкая спела их под аккомпанемент самого Юровского, который оказался замечательно тонким пианистом.

Приглашенные исполнители, достойные уровня главного коллектива, Госоркестра имени Светланова, — еще один важный актив программ Юровского. Ансамбль «Мастера хорового пения» Льва Конторовича, Квартет имени Бородина, наконец такие всемирно прославленные музыканты, как тончайшая пианистка Мицуко Учида в Концерте Шенберга и обладатель потрясающего скрипичного звука Владимир Спиваков в Концерте Хартмана придали и без того привлекательным программам блеск сенсационности.

Наконец, неотъемлемой «партитурной строчкой» вечеров в Филармонии стали словесные рассказы самого Юровского о композиторах и музыке. Какие жизненные истории довелось выслушать! От известной в общем биографии поляка Витольда Лютославского, чей отец и дядя, польские борцы за независимость, были уничтожены в советских тюрьмах сразу после революции, до судьбы композитора-коммуниста Эрвина Шульгофа, добившегося советского гражданства, но не выпущенного немцами и погибшего в концлагере... Сам голос Владимира Михайловича, совершенно не актерский, но проповеднически притягательный, стал одной из важнейших звуковых красок цикла.

Конечно, при всей грандиозности замысла, при всей беспощадности Юровского к себе, оркестру и публике, четырех концертов в трех отделениях, длившихся по пять часов, не хватило для полной музыкальной панорамы войны. Например, в программе могли (и должны!) были бы присутствовать имена советских композиторов, погибших на фронте — Бориса Гольца, Фарида Яруллина, Вениамина Флейшмана... Но говорю это не в упрек Владимиру Михайловичу. Уверен, он и сам знает об этом пробеле и наверняка восполнит его в своих будущих проектах.

Комментарии для сайта Cackle

Что бывает, если худрук вовремя не позаботился о смене

Любовь Лебедина
Труд
Александра Захарова в последнем спектакле Марка Захарова «Капкан», который пришлось завершать уже ей самой, без отца. Фото: А. Стернин

Тревожно в столичных театрах. Уход из жизни бесспорных лидеров творческого процесса открыл шлагбаум для временщиков, спровоцировал дефицит авторитетов, упадок дисциплины, наплыв бездарных экспериментаторов, разрушающих художественную...

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском...

Должен ли худрук получать в 50 раз больше своих подчиненных

Анна Чепурнова
Труд
Уволенные артисты Театра им. Ермоловой говорят: за выход на сцену Олегу Меньшикову платят 103 тысячи рублей, а рядовому актеру - около двух. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мелькнувшая месяц назад новость о том, что около 20 из 90 актеров Театра им. Ермоловой будут уволены в связи с оптимизацией кадрового состава, на днях получила громкое продолжение. Кандидаты на увольнение...

Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 18448
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

На «Новой волне» Игоря Крутого звезды будут ходить друг к другу по кругу

Константин Баканов
Труд
Список главных концертов «Новой волны» навевает вселенскую тоску. Изображение с сайта newwavestars.eu

В Сочи вчера стартовала очередная «Новая волна» — поп-фестиваль, который его вдохновитель Игорь Крутой по-прежнему просит называть конкурсом. Нельзя не отдать должного организаторам и участникам, особенно...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

Сто лет назад был арестован и расстрелян Николай Гумилев

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Он собирался прожить 90 лет, а прожил всего 35

Он собирался прожить 90 лет. Прожил всего 35. Дворянин, монархист, путешественник, воин, поэт, наконец, первый муж Анны Ахматовой, Николай Гумилев был арестован в Петрограде 3 августа 1921 года. А в ночь на 26 августа...

Уходящее лето обернулось кошмаром для нашего кинопроката

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Большие надежды прокатчики связывают со второй половиной месяца, когда на экраны выйдут голливудские фильмы, в том числе фантастический триллер «Воспоминания» с Хью Джекменом

Два первых летних месяца установили новые антирекорды по оттоку зрителей из кинозалов. Небывалая жара, пожары в одних регионах, дожди и наводнения в других, новая волна пандемии, наконец, почти полное отсутствие ярких...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Теперь вместо захвата вокзалов, мостов, телеграфа и телефона всякого рода путчисты сразу стремятся установить контроль над телевидением

Сергей Беднов
Труд
Этот, в общем-то, светлый балет Чайковского наше ТВ превратило в поминальный. Или даже в знак беды. Фото: Justin Spittle/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

В начале недели все ведущие телекомпании мира показывали кадры из аэропорта Кабула, где отчаявшиеся люди хватаются за стойки шасси американских самолетов, пытаясь то ли остановить их, то ли таким безнадежным способом...

Огромная конструкция из сосновых досок была снабжена бронзовой табличкой «Возвращению домой греки посвящают это подношение Афине» 

Кадр из фильма «Троя», режиссер – Вольфганг Петерсен, 2004 г.

Международная группа археологов заявила, что при раскопках на холме Гиссарлык в Турции ими обнаружены фрагменты деревянной конструкции, которая с высокой вероятностью является троянским конем, описанным древнегреческим поэтом Гомером в поэме...

Чудесный скальный пейзажный парк «Монрепо» в Выборге меняется на глазах - и, увы, не всегда в лучшую сторону

Андрей Князев, Выборг - Москва
Труд
Уникальному наследию позволили обветшать, а деньги сожрала коррупция. Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

В ленинградский Выборг, что на самой границе с Финляндией, я почти 20 лет приезжаю во время кинофестиваля «Окно в Европу». И каждый раз вместе с туристами непременно иду в «Монрепо»....

Лера Кудрявцева стала расспрашивать олимпийских чемпионок насчет денежных премий. Что вообще-то считается моветон

Сергей Беднов
Труд
А у представителей старшего поколения Кудрявцева поинтересовалась их пенсиями. Фото: Vadim Tarakanov, globallookpress.com

На сей раз в студии программы НТВ, упомянутой в заголовке, собрали олимпийских чемпионок, свежеиспеченных и тех, кто завоевывал медали в прежние времена. Банальное название выпуска — «Цена золота» —...

Культура 00:25 / 17 Сентября 2021 9385
Кувшин вам не горшок!

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Даже при столь очевидном перевоплощении светлогорская администрация поначалу постаралась изобразить восторг

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры. К счастью, есть и примеры вдумчивого отношения к старине. Светлогорск — бывший прусский Раушен. До 1945...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Jake Warga,globallookpress.com

Понимаю, что вам трудно представить такую идиллическую картину в сегодняшнем мире: вечером при выключенных телевизоре и компьютере дети собираются под лампой, и отец семейства читает им вслух. Неправдоподобно, не правда ли?...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?