Бескрайняя безмолвная равнина на многие десятки километров, но это не степь. Под казавшейся издали твердой поверхностью скрываются уходящие вглубь мхи, вода и торфяники. Большое Васюганское болото, расположенное в междуречье Оби и Иртыша на территориях Томской, Новосибирской и Омской областей, по площади превосходит Швейцарию. Гиблое место? Можно, конечно, и так обозвать это пространство. Но у этой медали есть и другая сторона: самое крупное в Северном полушарии, это болото помогает дышать планете. Как это происходит? За ответом наши репортеры отправились в дорогу.
Ученые называют это болото «легкими планеты»: оно охлаждает ее, поглощая углерод, накапливая его в торфе, запасы которого здесь огромны — более миллиарда тонн. В целом же Васюганское болото поглощает за год 10 млн тонн углекислого газа и производит 4 млн тонн кислорода. Есть на Земле болота и побольше — например, по берегам Амазонки или Нила, но они не торфяные.
А наше болото относительно молодо, возникло оно около 10 тысяч лет назад и продолжает наступать. Из-за влажного здешнего климата и особенностей рельефа топь медленно, но верно поглощает твердую почву. Вода не спешит уходить после весеннего разлива, постепенно превращая землю в болотистую местность. Возле болот не осталось селений, даже самые отчаянные первопроходцы уходили отсюда куда подальше, где жить полегче. Когда-то в эти края ссылали каторжников и прочих виноватых, но сегодня и таких не осталось. Попадаются на пути лишь заброшенные поселения, одно из таких мы увидели, когда подъезжали к болоту.
В этой поездке нам повезло и с компанией, и с погодой. Из Томска с нами отправились сотрудники Васюганского природного заповедника во главе с директором Ольгой Александровной Антошкиной. Чуть позже к нам присоединились еще четверо энтузиастов из Новосибирска. Теперь о дороге. Сначала более 200 км на машине, с пересечением Томи, Оби и вытекающих из Васюганского болота рек. Ну а дальше уже на болотоходе 15 км по раскисшим лесным дорогам.
.jpg)
Фото автора
И вот он, край болота. И тут вдруг, на наше счастье, резко похолодало, так что лишь отдельные смельчаки-комары жужжат на фоне закружившихся снежинок. Обычно же летом болото оказывается во власти гнуса и прочих кровососущих тварей, от которых нет спасения ни человеку, ни зверю. Не помогают ни накомарники, ни мази. Так что Васюганскому заповеднику, открывшемуся в 2020 году, массовое нашествие браконьеров едва ли грозит. Да и с научными целями попасть в центр болота, которое простирается с запада на восток на 570 км, а с севера на юг на 320 км, — задача практически невыполнимая.
А зачем тогда заповедник, занимающий чуть больше 10% болота? Да затем, что даже такие гиблые места нуждаются в защите. В некоторых районах Васюганского болота вовсю ведутся газовые и нефтяные разработки, есть охотники и до здешнего торфа. Оставляют свои ядовитые следы и токсичные обломки отработанных ступеней космических ракет, запускаемых с Байконура. Да и за браконьерами все-таки нужен глаз да глаз, поскольку на здешних болотах нашел убежище оказавшийся на грани истребления красавец дикий северный олень:
Ну вот, кажется, приехали, дальше исключительно пешком. Вездеходы на болоте использовать нельзя: колея быстро наполняется водой, в следующий раз тут ни трактор не проедет, ни человек не пройдет. С первых шагов выясняется, что обычные резиновые сапоги, в каких мы в Подмосковье ходим по грибы, тут не подходят. Нужны болотные, которые разворачиваются почти до пояса. Переобуваемся, но каждый шаг все равно дается с трудом: выдрать ногу из цепкого мха — задачка непростая. А кочки, узнаваемые по цветущему на них багульнику либо по светлой осоке, встречаются не так часто, чтобы по ним скакать к цели.
Нашу группу сопровождает госинспектор Роман Антонасович Гедгаудас, литовец. В 1940-м его деда вместе с семьей выслали сюда из Литвы. И больше дед родину не увидел. А Романа уже в наше время звали возвращаться в Литву.
«Но я отказался и не жалею, — рассказывает он нам. — Возвратишься, а потом ругай Россию, там это принято. Да и потом, я тут родился, привык к этим местам, где слабые не выживают».
Роман считается опытнейшим охотоведом и одним из лучших охотников на здешней земле. На его счету 28 добытых медведей! Охотится он, естественно, не в заповеднике, а в расположенных поблизости охотхозяйствах. Вот и в эту «прогулку» он отправился с ружьем: на болоте можно ожидать сюрпризов от тех же медведей или лосей, которые тоже бывают в дурном настроении.
Наш путь по Васюганскому болоту показался невероятно долгим. Мы здорово устали, борясь со мхами, особенно трудной оказалась последняя часть маршрута. Но вот она, награда за труды и испытания: спасительный островок в виде деревянной площадки со скамеечками. Его сотрудники заповедника установили для туристов, решивших своими глазами взглянуть на болото — суровое, но притягательное. Посидели, попили чай из термоса — пора в обратный путь. Он показался не таким трудным: то ли привыкли к болоту и его хитростям, то ли появилось второе дыхание, в особенности после того, как увидели вытянувшийся вдали твердый берег.
.jpg)
Фото из открытых источников
Надо отдать должное сотрудникам заповедника: они подготовили интереснейший маршрут. Посещая Васюганское болото, мы чувствовали себя то героями сказки, собирающимися встретиться с кикиморой, то первопроходцами, открывающими неведомые земли. За казавшимся однообразием болота скрывался целый мир — особый, затерянный. Здесь каждая кочка, холмик мха, покрытое лишайником деревце представляют из себя удивительные создания природы.
Правда, промокли мы ужасно, пришлось потом долго согреваться и сушить одежду у костра. Но никто из нас, как выяснилось на следующий день, не заболел и не пожалел об этом приключении. Ну а ваши корреспонденты в который раз убедились в давно усвоенной истине: лучше всего в памяти путешественников сохраняются самые сложные, порой выматывающие все силы маршруты. Сидишь потом у костра, сушишь насквозь промокшую брезентуху и думаешь с затаенной гордостью: это вам не на пляже валяться, на золотом песке с тысячами таких же умников:
Да вы сами попробуйте!