Главная Культура 16:57 20 Октября 2017 4233
И стали писать оперы-ры-ры-ры

Проект «КоОПЕРАция» сделал заявку на омоложение оперной афиши столицы и страны

Сергей БИРЮКОВ - актуальный

В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась одна из самых, думаю, необычных оперных премьер сезона: восемь микроопер шестнадцати молодых авторов, сложившихся в единую композицию. Идею предложила и довела до сценического воплощения лаборатория «КоОПЕРАция», поставившая целью привлечь в музыкальный театр новые творческие силы. Удалось?

Время от времени проекты, призванные влить новую кровь в репертуар самых солидных театров, вплоть до Большого и Мариинского, предпринимались и раньше. Напомним хотя бы «Гоголиаду» – цикл из трех опер на сцене Мариинки, или «Лабораторию современной оперы», приведшую к появлению в афише ГАБТа «Франциска» Сергея Невского несколько лет назад. Однако тогда дело, как правило, касалось все же произведений более близкой к традиции крупной формы, ограничивалось единичными творческими результатами, да и не закрепились они в афише надолго. Сегодня же впору говорить о заявке не просто на обновление репертуара, но на появление нового жанра – условно и, может быть, не слишком удачно (предложите лучше!) назову его серийной оперой. Ни в коем случае не имея в виду, конечно, ассоциации с «оперным мылом»...

Коротко об истории проекта. Его задумали режиссер Екатерина Василева и музыковед Наталия Сурнина. Нашли поддержку в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Союзе театральных деятелей и других институциях. Бросили клич, собрали экспертный совет (композиторы Александр Чайковский, Юрий Каспаров, Дмитрий Курляндский, Александр Клевицкий, музыковеды Петр Поспелов, Андрей Устинов, представители театральных дирекций, фирмы «Мелодия»). Получили заявки молодых авторов, провели кастинг – это случилось в мае. Сформировали пары «композитор-либреттист» – и вот, меньше чем через полгода, перед нами готовый продукт.

Они, как, собственно, и должно быть, все очень разные – авторы этих восьми опер. Кто-то вошел в профессию в столичной консерватории, кто-то рос в провинции. Одни учились у известных представителей авангарда, другие — у мастеров более демократической направленности. Даже задание они выполнили с разной степенью пунктуальности. Кто-то вместо требуемых 15 минут уложился в 9, а кому-то едва хватило 20-ти.

Например, создатели самой первой оперы «Смерть автора» композитор Андрей Бесогонов и либреттист Валерий Печейкин, обошлись почти без музыки в традиционном ее понимании, выдав нечто вроде «речевой кантаты», где из хаотического коллективного бормотания периодически выплывают на поверхность обрывки вроде «и стала писать стихи», от многократного повторения вырождающиеся в «хи-хи-хи» – этакий антигимн массовой графомании, расцветшей в интернетную эпоху. Авторы второй оперы «Оборона» Дмитрий Суворов и Дана Сидерос, предпочли держаться поближе к традиционному оперному складу. А от того, что написали паре солистов «почти лирический» дуэт, современный абсурдизм сюжета о тоталитарном обществе с идиотскими запретами (в данном случае – с запретом употреблять в речи глаголы как символы действия, т. е. индивидуальной инициативы) только обострился.

Кульминации в первом отделении вечера эта традиционная оперность достигает в третьем мини-спектакле «Коллонтай» Эльмира Низамова (в отличие от названных выше москвичей, представителя казанской композиторской школы) и Евгения Казачкова, где выстраивается достаточно сложная волнообразная драматургия, отражающая многосоставный образ известной исторической героини. Она и пламенная революционерка, и борец «за счастье будущих женщин», и сама женщина, даже в суровые революционные годы живущая юношеской мечтой об идеальной любви... А после этого (на мой вкус, одного из самых композиторски состоятельных) опыта традиционализма — прыжок в противоположность, в атмосферу авангардного мистического саспенса в этюде INOE Натальи Прокопенко и Марии Зелинской, сталкивающем нарочито обыденную звуковую атмосферу аэропорта с сонористическими эффектами, рождающими предчувствие катастрофы. Вот, кстати, пример, сколь многое можно выразить самыми скромными средствами – минимумом точно подобранных звуков флейты, кларнета, скрипки, виолончели, рояля и перкуссии (именно такой микроансамбль под управлением композитора и дирижера Олега Пайбердина обеспечивал всю «космическую» широту тембровой палитры вечера).

Второе отделение началось с, казалось бы, самого «попсового» выплеска программы – «Путешествия Голубой стрелы» Игоря Холопова и Марии Огневой по знакомой всем сказке Джанни Родари. Очень, кстати, чувствуется, что композитор – ученик известного мастера детской музыки Ефрема Подгайца: даже в самые драматичные моменты сюжета не обходится без пусть маленькой, но доброй и сладкой витаминки гармонии. Хотя сюжет – печальнее не бывает: кукла выбирает себе девочку-хозяйку, думая, что та будет ей рада, когда проснется, но девочка, увы, не проснется – она замерзла в холодную и голодную рождественскую ночь. После этого детски-кукольного столкновения со смертью еще одна «девичья» история – «Апноэ» Алины Подзоровой и Гульнары Сапаргалиевой – модулирует в тему смертельно опасного юношеского максимализма: как жертва жестокой житейской коллизии обрекает себя на экстремальный эксперимент — ныряние в воду на предельную для человека глубину, так и мы погружаемся в глубь посещающих ее видений, слышим холодные «красивизмы» русалочьего вокализа на пределе мелодических интонаций и фоновых звучаний...

И снова резкий стилистический рывок: после «красивого авангарда», навеянного, мне кажется, стилистикой знаменитой финки Кайи Саариахо, «Элементы» Кирилла Широкова и Наташи Боренко в еще большей степени, чем начальная «Смерть автора», обходятся «без музыки». Тут от нее только разрозненные тишайшие звуки-блики да эхообразно размноженные вокальным скандированием словесные «кластеры», в которых не без труда угадываешь мозаику формул – «элементов» мира: от законов распада урана до инструкций по эксплуатации атомных реакторов и методик обращения с умственно отсталыми пациентами. Наконец Aftermath («Последствия») петербуржца Ивана Абрамова и Артема Золотарева подводит итог всего цикла, сталкивая ложномудрое скандирование (опять о законах мироздания, производстве звездами света, деревьями кислорода и т. п.) с почти мюзикловым любовным дуэтом в стилистике нарочито прямолинейного гармонически минимализма. Само название позволяет предположить здесь комментарий к известному западному сериалу-антиутопии «Последствия», где в семье происходит «расщепление» на прагматизм и интуитивизм, причем ни то ни другое само по себе не есть выход, человек реализует внутренний потенциал только в своей цельности.

Успех был бесспорный: Малый зал театра ломился, крики «браво» звучали долго. Впрочем, изрядную часть зала заполнили друзья и родные сочинителей. Гораздо более жесткую оценку услышанному и увиденному дали на последующем обсуждении эксперты. Не во всем, с моей точки зрения, правые. Многие из них осуждали отсутствие в опусах молодых авторов «драматургического конфликта», но это как посмотреть. Да, стычек характеров по типу «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» здесь, может быть, недоставало, но разве не менее острый конфликт – столкновение квазилирического пения героев «Обороны» со скороговоркой хора, символизирующего безликость тоталитарного общества? Или стреляющей лозунгами фанатичной революционерки Коллонтай с двумя другими воплощениями этой же героини – юной романтичной девушкой и девочкой-подростком?

В то же время я бы предостерег молодых авторов от снисходительного пренебрежения «брюзжанием стариков», требующих от них этой самой драматургии или, допустим, «яркой мелодии», которая, кажется, совсем вышла из моды у современных сочинителей. Ведь «брюзжат» опытнейшие люди, в том числе руководители театров и звукозаписывающей компании. Они-то знают, что и как можно продать публике, а что, увы, обречено гордо тосковать в письменном столе. Шляпу долой перед артистами театра голоса «Ла Гол», ансамбля InterACTive и других компаний, героически воспроизводящими все эти вокальные причуды, но ведь на одних ритмических хорах и иронических сплетениях словесных и мотивных банальностей (прием, чрезмерная повторяемость которого бросилась в уши) большой оперы действительно не построишь. Как не построишь динамичного спектакля на узком наборе режиссерских ходов вроде бесконечно ползающего по авансцене миманса на фоне статичных солистов. Хотя какие-то моменты зрелища запомнились, вроде, например, проносимого по сцене фанерного макета самолета, медленно и оттого еще более страшно распадающегося в воздухе. Но надо еще посмотреть, как спектакль, который нам обещают оставить в репертуаре МАМТа, будет посещаться и восприниматься обычной, не премьерной публикой с ее повышенным процентом «родственников и знакомых Кролика».

Инициаторы проекта хотят продолжить его на следующий год. Прекрасное намерение, которое, верю, обогатит наш «оперный дискурс» еще порцией разнообразных имен, представляющих разные города, консерватории, композиторские и литературные школы. Только бы эти имена выделившись из общего хора на краткий миг, не канули опять в него, подобно тем самым «истинам» и утверждениям графоманки «и стала писать стихи-хи-хи-хи». Тут уже надежда и на кураторов, и на их опекунов из названных в начале заметки солидных организаций. Опера – самое сложное из искусств, которое делается только сообща.

Кстати, не подумать ли уже сейчас над общим названием будущего спектакля? «КоОПЕРАция» – это ведь скорее жанр или, по-газетному говоря, рубрика. Будет название или, если угодно, мегасюжет – укрепится и общий стержень, осмысленность работы. А значит – ее шанс перерасти границы отчасти все-таки еще инфантильного (обратили внимание на демонстративно уменьшительные имена некоторых авторов проекта?) экзерсиса и остаться жить в большом оперном мире.

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 11093
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10348
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8766
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 8159
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?