√лавна€  ультура 16:57 20 ќкт€бр€ 2017 4910
» стали писать оперы-ры-ры-ры

ѕроект « оќѕ≈–јци€» сделал за€вку на омоложение оперной афиши столицы и страны

—ергей Ѕ»–ё ќ¬ - актуальный

¬ ћосковском академическом музыкальном театре имени —таниславского и Ќемировича-ƒанченко состо€лась одна из самых, думаю, необычных оперных премьер сезона: восемь микроопер шестнадцати молодых авторов, сложившихс€ в единую композицию. »дею предложила и довела до сценического воплощени€ лаборатори€ « оќѕ≈–јци€», поставивша€ целью привлечь в музыкальный театр новые творческие силы. ”далось?

¬рем€ от времени проекты, призванные влить новую кровь в репертуар самых солидных театров, вплоть до Ѕольшого и ћариинского, предпринимались и раньше. Ќапомним хот€ бы «√оголиаду» – цикл из трех опер на сцене ћариинки, или «Ћабораторию современной оперы», приведшую к по€влению в афише √јЅ“а «‘ранциска» —ерге€ Ќевского несколько лет назад. ќднако тогда дело, как правило, касалось все же произведений более близкой к традиции крупной формы, ограничивалось единичными творческими результатами, да и не закрепились они в афише надолго. —егодн€ же впору говорить о за€вке не просто на обновление репертуара, но на по€вление нового жанра – условно и, может быть, не слишком удачно (предложите лучше!) назову его серийной оперой. Ќи в коем случае не име€ в виду, конечно, ассоциации с «оперным мылом»...

 оротко об истории проекта. ≈го задумали режиссер ≈катерина ¬асилева и музыковед Ќатали€ —урнина. Ќашли поддержку в театре имени —таниславского и Ќемировича-ƒанченко, —оюзе театральных де€телей и других институци€х. Ѕросили клич, собрали экспертный совет (композиторы јлександр „айковский, ёрий  аспаров, ƒмитрий  урл€ндский, јлександр  левицкий, музыковеды ѕетр ѕоспелов, јндрей ”стинов, представители театральных дирекций, фирмы «ћелоди€»). ѕолучили за€вки молодых авторов, провели кастинг – это случилось в мае. —формировали пары «композитор-либреттист» – и вот, меньше чем через полгода, перед нами готовый продукт.

ќни, как, собственно, и должно быть, все очень разные – авторы этих восьми опер.  то-то вошел в профессию в столичной консерватории, кто-то рос в провинции. ќдни учились у известных представителей авангарда, другие — у мастеров более демократической направленности. ƒаже задание они выполнили с разной степенью пунктуальности.  то-то вместо требуемых 15 минут уложилс€ в 9, а кому-то едва хватило 20-ти.

Ќапример, создатели самой первой оперы «—мерть автора» композитор јндрей Ѕесогонов и либреттист ¬алерий ѕечейкин, обошлись почти без музыки в традиционном ее понимании, выдав нечто вроде «речевой кантаты», где из хаотического коллективного бормотани€ периодически выплывают на поверхность обрывки вроде «и стала писать стихи», от многократного повторени€ вырождающиес€ в «хи-хи-хи» – этакий антигимн массовой графомании, расцветшей в интернетную эпоху. јвторы второй оперы «ќборона» ƒмитрий —уворов и ƒана —идерос, предпочли держатьс€ поближе к традиционному оперному складу. ј от того, что написали паре солистов «почти лирический» дуэт, современный абсурдизм сюжета о тоталитарном обществе с идиотскими запретами (в данном случае – с запретом употребл€ть в речи глаголы как символы действи€, т. е. индивидуальной инициативы) только обострилс€.

 ульминации в первом отделении вечера эта традиционна€ оперность достигает в третьем мини-спектакле « оллонтай» Ёльмира Ќизамова (в отличие от названных выше москвичей, представител€ казанской композиторской школы) и ≈вгени€  азачкова, где выстраиваетс€ достаточно сложна€ волнообразна€ драматурги€, отражающа€ многосоставный образ известной исторической героини. ќна и пламенна€ революционерка, и борец «за счастье будущих женщин», и сама женщина, даже в суровые революционные годы живуща€ юношеской мечтой об идеальной любви... ј после этого (на мой вкус, одного из самых композиторски состо€тельных) опыта традиционализма — прыжок в противоположность, в атмосферу авангардного мистического саспенса в этюде INOE Ќатальи ѕрокопенко и ћарии «елинской, сталкивающем нарочито обыденную звуковую атмосферу аэропорта с сонористическими эффектами, рождающими предчувствие катастрофы. ¬от, кстати, пример, сколь многое можно выразить самыми скромными средствами – минимумом точно подобранных звуков флейты, кларнета, скрипки, виолончели, ро€л€ и перкуссии (именно такой микроансамбль под управлением композитора и дирижера ќлега ѕайбердина обеспечивал всю «космическую» широту тембровой палитры вечера).

¬торое отделение началось с, казалось бы, самого «попсового» выплеска программы – «ѕутешестви€ √олубой стрелы» »гор€ ’олопова и ћарии ќгневой по знакомой всем сказке ƒжанни –одари. ќчень, кстати, чувствуетс€, что композитор – ученик известного мастера детской музыки ≈фрема ѕодгайца: даже в самые драматичные моменты сюжета не обходитс€ без пусть маленькой, но доброй и сладкой витаминки гармонии. ’от€ сюжет – печальнее не бывает: кукла выбирает себе девочку-хоз€йку, дума€, что та будет ей рада, когда проснетс€, но девочка, увы, не проснетс€ – она замерзла в холодную и голодную рождественскую ночь. ѕосле этого детски-кукольного столкновени€ со смертью еще одна «девичь€» истори€ – «јпноэ» јлины ѕодзоровой и √ульнары —апаргалиевой – модулирует в тему смертельно опасного юношеского максимализма: как жертва жестокой житейской коллизии обрекает себ€ на экстремальный эксперимент — ныр€ние в воду на предельную дл€ человека глубину, так и мы погружаемс€ в глубь посещающих ее видений, слышим холодные «красивизмы» русалочьего вокализа на пределе мелодических интонаций и фоновых звучаний...

» снова резкий стилистический рывок: после «красивого авангарда», наве€нного, мне кажетс€, стилистикой знаменитой финки  айи —аариахо, «Ёлементы»  ирилла Ўирокова и Ќаташи Ѕоренко в еще большей степени, чем начальна€ «—мерть автора», обход€тс€ «без музыки». “ут от нее только разрозненные тишайшие звуки-блики да эхообразно размноженные вокальным скандированием словесные «кластеры», в которых не без труда угадываешь мозаику формул – «элементов» мира: от законов распада урана до инструкций по эксплуатации атомных реакторов и методик обращени€ с умственно отсталыми пациентами. Ќаконец Aftermath («ѕоследстви€») петербуржца »вана јбрамова и јртема «олотарева подводит итог всего цикла, сталкива€ ложномудрое скандирование (оп€ть о законах мироздани€, производстве звездами света, деревь€ми кислорода и т. п.) с почти мюзикловым любовным дуэтом в стилистике нарочито пр€молинейного гармонически минимализма. —амо название позвол€ет предположить здесь комментарий к известному западному сериалу-антиутопии «ѕоследстви€», где в семье происходит «расщепление» на прагматизм и интуитивизм, причем ни то ни другое само по себе не есть выход, человек реализует внутренний потенциал только в своей цельности.

”спех был бесспорный: ћалый зал театра ломилс€, крики «браво» звучали долго. ¬прочем, изр€дную часть зала заполнили друзь€ и родные сочинителей. √ораздо более жесткую оценку услышанному и увиденному дали на последующем обсуждении эксперты. Ќе во всем, с моей точки зрени€, правые. ћногие из них осуждали отсутствие в опусах молодых авторов «драматургического конфликта», но это как посмотреть. ƒа, стычек характеров по типу «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» здесь, может быть, недоставало, но разве не менее острый конфликт – столкновение квазилирического пени€ героев «ќбороны» со скороговоркой хора, символизирующего безликость тоталитарного общества? »ли стрел€ющей лозунгами фанатичной революционерки  оллонтай с двум€ другими воплощени€ми этой же героини – юной романтичной девушкой и девочкой-подростком?

¬ то же врем€ € бы предостерег молодых авторов от снисходительного пренебрежени€ «брюзжанием стариков», требующих от них этой самой драматургии или, допустим, «€ркой мелодии», котора€, кажетс€, совсем вышла из моды у современных сочинителей. ¬едь «брюзжат» опытнейшие люди, в том числе руководители театров и звукозаписывающей компании. ќни-то знают, что и как можно продать публике, а что, увы, обречено гордо тосковать в письменном столе. Ўл€пу долой перед артистами театра голоса «Ћа √ол», ансамбл€ InterACTive и других компаний, героически воспроизвод€щими все эти вокальные причуды, но ведь на одних ритмических хорах и иронических сплетени€х словесных и мотивных банальностей (прием, чрезмерна€ повтор€емость которого бросилась в уши) большой оперы действительно не построишь.  ак не построишь динамичного спектакл€ на узком наборе режиссерских ходов вроде бесконечно ползающего по авансцене миманса на фоне статичных солистов. ’от€ какие-то моменты зрелища запомнились, вроде, например, проносимого по сцене фанерного макета самолета, медленно и оттого еще более страшно распадающегос€ в воздухе. Ќо надо еще посмотреть, как спектакль, который нам обещают оставить в репертуаре ћјћ“а, будет посещатьс€ и восприниматьс€ обычной, не премьерной публикой с ее повышенным процентом «родственников и знакомых  ролика».

»нициаторы проекта хот€т продолжить его на следующий год. ѕрекрасное намерение, которое, верю, обогатит наш «оперный дискурс» еще порцией разнообразных имен, представл€ющих разные города, консерватории, композиторские и литературные школы. “олько бы эти имена выделившись из общего хора на краткий миг, не канули оп€ть в него, подобно тем самым «истинам» и утверждени€м графоманки «и стала писать стихи-хи-хи-хи». “ут уже надежда и на кураторов, и на их опекунов из названных в начале заметки солидных организаций. ќпера – самое сложное из искусств, которое делаетс€ только сообща.

 стати, не подумать ли уже сейчас над общим названием будущего спектакл€? « оќѕ≈–јци€» – это ведь скорее жанр или, по-газетному говор€, рубрика. Ѕудет название или, если угодно, мегасюжет – укрепитс€ и общий стержень, осмысленность работы. ј значит – ее шанс перерасти границы отчасти все-таки еще инфантильного (обратили внимание на демонстративно уменьшительные имена некоторых авторов проекта?) экзерсиса и остатьс€ жить в большом оперном мире.

 ультура 00:40 / 20 ќкт€бр€ 2023 13283
”читель фехтовани€

” ѕушкина и Ћермонтова был один и тот же наставник

»рина —мирнова
“руд
√равюра из книги јлександра ¬альвил€ Ђ–ассуждение о искусстве владеть шпагойї 1817г. ‘ото из открытых источников.

‘ранцуз јлександр ¬альвиль учил сражатьс€ ѕушкина, Ћермонтова и всю »мператорскую гвардию. ”вы, уроки фехтовани€ наших великих поэтов от пули не уберегли. ќ том, что у јлександра ѕушкина и ћихаила Ћермонтова был...

 ультура 19:02 / 14 ќкт€бр€ 2023 12003
 ороль басовой масти

ћеждународный фестиваль »льдара јбдразакова стал культурным событием на всю –оссию

ћари€ Ѕабалова
“руд
»льдар јбдразаков считает зан€ти€ с молодыми певцами важнейшей частью своего фестивал€. ‘ото ≈вгени€ ≈втюхова предоставлено пресс-службой фестивал€

»менной фестиваль знаменитого оперного певца, двукратного обладател€ премии «√рэмми» »льдара јбдразакова состо€лс€ нынче уже в шестой раз и побывал в шести городах — —анкт-ѕетербурге, ћурманске, јрхангельске,...

ѕочему ƒостоевский называл эту икону народной

ћарина  –ё„ ќ¬ј
“руд
‘ото из открытых источников

6 но€бр€ у православных верующих день почитани€ иконы Ѕожией ћатери «¬сех скорб€щих –адость». “ой самой, перед которой в 1768 году молилась ≈катерина II, реша€сь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

¬озраст над мадемуазель  атрин (именно так она просит обращатьс€ к себе) не властен

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
Ќасто€щий успех пришел к  атрин после красивого и грустного мюзикла ЂЎербурские зонтикиї. ‘ото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

 атрин ‘абьен ƒорлеак, известной во всем мире как  атрин ƒенев, 22 окт€бр€ исполн€етс€ 80 лет. ќ таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то прин€то. Ќо возраст...

 ультура 00:01 / 17 Ќо€бр€ 2023 5838
«има патриарха

”видим ли мы на экранах фильм «ѕациент є1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
»грает главного геро€ грандиозный актер јлександр ‘илиппенко

Ќеделю назад на международном кинофестивале в  отбусе фильм «ѕациент є 1» завоевал приз за режиссуру. ¬ эти дни картина участвует в конкурсе “аллинского фестивал€ класса ј, где, суд€ по восторженным...

 ультура 20:04 / 13 ќкт€бр€ 2023 5689
 онец Ђ—казкиї?

Ќа фестивале в ћоскве отменили показ фильма «—казка» в постановке народного артиста –оссии јлександра —окурова

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
‘ото: Andrey Chepakin/Russian Look, globallookpress.com

Ќа фестивале в ћоскве отменили показ фильма «—казка» в постановке народного артиста –оссии јлександра —окурова. —толична€ премьера фильма знаменитого кинорежиссера, обладател€ призов престижных кинофестивалей была...

ј вот про народ авторы фильма «»мператрицы» забыли…

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
ёли€ ѕересильд старательно играет ≈лизавету ѕетровну в зрелом возрасте

¬ыход€щий на экраны фильм «»мператрицы» создан по заказу и при поддержке «√азпрома» в рамках исторического цикла «–усь».  артина €вл€етс€ продолжением ленты «ѕетр I. ѕоследний царь...

 ажда€ эпоха дарит реб€там и девчатам свои сказки

ƒарь€ ≈‘–≈ћќ¬ј, ќльга Ћ≈–Ќ≈–
“руд
—емейство  ассилей. ¬низу Ћев с женой ≈леной, наверху »осиф (ќська) с женой «инаидой. »зображени€ предоставлены √ћ»–Ћ»

„то фантастичнее — жизнь или воображение?  азалось бы, ответ очевиден, но главна€ книга классика детской литературы Ћьва  ассил€ спорит с общеприн€той логикой. ј благодар€ нынешней экспозиции √осударственного музе€...

„то общего у двух таких разных фильмов?

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
∆есткий по драматургии, фильм Ђ рай надломленной луныї не выгл€дит т€желовесной драмой.  адр с сайта kinopoisk.ru

ќни выход€т на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. ќба сн€ты в ѕитере и его окрестност€х. ќба поставили женщины — дебютантки в большом кино. ќба рассказывают...

 ультура 00:02 / 10 Ќо€бр€ 2023 5262
√олову снесло

Ќа экраны выходит лиха€ комеди€ «√од рождени€»

Ћеонид ѕавлючик, кинообозреватель Ђ“рудаї
“руд
‘ильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки прав€т любовь, творчество, мечты, внутренн€€ свобода.  адр с сайта kinopoisk.ru

ѕоставил картину ћихаил ћестецкий, который вернулс€ в кино после зат€жной творческой паузы. Ќа вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его €ркого дебютного фильма «“р€пичный союз», ћихаил может честно...

»зраильска€ военщина нашим телевизионным экспертам – люд€м с советской школой жизни - известна тем же, чем и всему свету

—ергей Ѕеднов
“руд
‘ото: пресс-служба ÷ј’јЋ/—иньхуа, globallookpress.com

Ќаверное, именно эта песн€ закрутилась в головах телевизионных экспертов, когда начались известные событи€ на Ѕлижнем ¬остоке и следовало дать их оценку перед взыскательной аудиторией. Ћюди-то они по большей части немолодые,...

 ультура 00:48 / 27 ќкт€бр€ 2023 5013
“инатин ищет бриллианты

“Ќ“ планирует увеличить количество музыкальных проектов

“руд
“ина  анделаки. ‘ото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

√лава “Ќ“ “ина  анделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. » вот как раз в эти дни начинаетс€ кастинг участников дл€ перезапуска «‘абрики звезд». Ќапомним,...

 ультура 00:03 / 27 ќкт€бр€ 2023 4969
Ђ—ильваї с 67-й параллели

ќдин из самых северных в мире ¬оркутинский драматический театр отметил 80-летие

¬иктори€ ѕешкова, ¬оркута - ћосква
“руд
“а сама€ Ђ—ильваї 1943 года. Ќа первом плане Ќаталь€ √лебова (—ильва), Ѕорис ƒейнека (Ёдвин). ‘ото предоставлены ¬оркутинским драматическим театром

√лавный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «—ильва. ƒойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером ¬алерием ћаркиным по пьесе...

«ѕикова€ дама» ѕетра »льича впервые обрела свое полное киновоплощение

—ергей Ѕирюков
“руд
√ерман (»ван √ынгазов) фанатично стремитс€ разгадать тайну трех карт. »зображени€ предоставлены Ђ√еликон-оперойї

”дивительно, но выход€щий 12 но€бр€ в прокат фильм «ѕикова€ дама», сн€тый коллективом московской «√еликон-оперы» в содружестве с телеканалом «–осси€- ультура» и киноконцертом...

ѕлатье актрисы актриса Ёлизабет ƒебики, сыгравшей принцессу ƒиану, напомнило о случае 30-летенй давности

“руд
‘ото: Billy Bennight/AdMedia, globallookpress.com

 ак известно, у подданных британской монархии особое отношение к принцессе ƒиане. Ќичто так негативно не сказалось на репутации королевской семьи, как ее гибель. ¬ этой св€зи все с повышенным вниманием ждали...

” гражданской войны выход один – трагеди€, убежден обладатель « ниги года-2023» јлександр ћелихов

ƒарь€ ≈фремова
“руд
‘ото: West Coast Surfer, globallookpress.com

ѕарадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Ќабоковской, «—туденческий Ѕукер», »скандера, √ончарова, ѕетербургского ѕ≈Ќ-клуба, √огол€ (четырежды), правительства...





ѕодписатьс€

≈женедельна€ рассылка самых важных и интересных новостей от “руда. Ѕез спама.

ѕодписатьс€
—пасибо!

¬ы подписались на еженедельную рассылку от “руда. ћы пришлем ¬ам первый выпуск сегодн€.

ѕор€док разделов

ƒл€ того, чтобы изменить пор€док раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

—охранить
—проси у юриста

 валифицированные юристы помогут разобратьс€ в правовых коллизи€х вашей проблемы

’отите получать уведомлени€ о самых важных новост€х от “руда?