Главная Культура 00:01 21 Июня 2024 3443
Лиза Лосева: В архивы донской полиции на базаре закручивали селедку

«Автор года» по версии телеканала «Русский детектив» – о ростовском мифе, молодом Антоне Павловиче и «той единственной Гражданской»

Дарья Ефремова
«Русский детектив» наградил Лизу Лосеву фирменным «магическим кристаллом» - золотой лупой. Фото предоставлены издательской группой «Эксмо-АСТ»

Победительница премии «Русский детектив», организуемой одноименным телеканалом, Лиза Лосева хорошо знакома поклонникам детективного жанра благодаря своим ретродетективам о временах Гражданской войны. Звание «Автор года» писательница получила за роман «Мертвый невод Егора Лисицы». О Ростове-на-Дону революционной поры, фанатах судебной медицины и мастерской по готовке «синеньких» (какой же ростовский миф без баклажанов!) Лиза рассказала «Труду».

— Лиза, вы взяли детективный Гран-при, несмотря на очень сильный состав конкурса: с вами соперничали Дарья Донцова, Шамиль Идиатуллин, Майк Омер, Николай Свечин: Насколько важна для вас эта победа, или у детективщиков и без того всегда есть свой круг читателей?

— Премии, безусловно, служат мощным стимулом и знаком того, что вы отмечены профессионалами и читателями. Победивший в конкурсе роман «Мертвый невод» я писала больше года. Ездила в этнографические экспедиции в станицы на Дону, где происходит действие. Поднимала архивные материалы, связанные с кладом в кургане. Изучила потрясающе самобытные поверья этой части страны — они очень отличаются от фольклора и суеверий, например, средней полосы России. Само собой, я очень надеялась, что эту работу оценят. И на финальной церемонии расплакалась на сцене: признание коллег очень важно для любого пишущего. Второй раз едва удержалась от эмоций, когда прочла отзыв писателя Сергея Литвинова на мою книгу: он выделил «Мертвый невод» среди всех романов на конкурсе.

Как представить себе труд писателя без читательского признания?

— А вы сами коллег читаете?

— Конечно. Например, моего уважаемого друга Свечина. Детектив — очень пластичный, емкий жанр, способный соединять в себе самые разные черты. Я и для чтения выбираю книги, которые не только развлекают, но дают информацию, и сама стараюсь писать такие же. Например, стремлюсь в романах точнее передавать исторические события и личностей, перерабатывать в художественный текст архивные материалы. А главное, я воссоздаю работу криминалистов начала XX века. Интересное, бурное было время!

— Помню, пару лет назад в тренде был скандинавский нуар, который читали не из-за фабулы, а ради атмо-сферы и психологических причуд героев, потому что зачастую сразу было ясно, что «убийца — дворецкий». А сейчас какой период переживает детективный жанр? Он на подъеме или уступает нонфику, фэнтези, «прозе тридцатилетних»?

— Детектив всегда на подъеме. Помните, как в знаменитом фильме: один убегает, другой догоняет. Такое никогда не устареет. Пусть даже это гонка не мышц, а интеллектов. Жанр сейчас переживает интересную трансформацию, вбирая в себя самые разные элементы. Например, «Человек с большим будущим» Абира Мукерджи — это одновременно и криминальная история, и социальный роман о британцах в Калькутте 20-х годов прошлого века. Или «Там, где раки поют» Делии Оуэнс — детектив, написанный женщиной-биологом.

Я и свои романы определяю в первую очередь как исторические и приключенческие — с детективной составляющей. Но особенно интересно показать в них происходящий слом — быта, языка, огромного количества мелочей, о которых мы не задумываемся. Условно говоря, рассказать, как «матлот из рыбы» стал «котлетами из судака» в советском ресторане. Быт моих героев — неотъемлемая часть всех моих историй.

— Сквозной герой ваших ретродетективов Егор Лисица — молодой человек, увлеченный судебной медициной. Как возник этот образ, присущи ли ему ваши собственные черты, а может быть, тут сказалось влияние других популярных персонажей — Эраста Фандорина, Каменской?

— При всем моем уважении и любви к упомянутым героям Егор Лисица стоит от них особняком. Ну разве что с Фандориным его немного роднят границы эпохи, и то не слишком — мой герой работает в 1920-1930-е годы.

Общими чертами с Каменской можно назвать их увлеченность интеллектуальными методами расследования и «масть» — мой герой тоже блондин. На этом все сходство заканчивается.

Я сознательно хотела написать детектив о человеке, увлеченном как нау-кой, так и криминалистикой. А вот реальный прототип у Егора Лисицы есть. Это Александр Игнатьевич Шибков, гениальный врач, создавший в годы разрухи после Первой мировой и Гражданской войн крупнейшую на юге страны криминалистическую лабораторию. И мой герой, ему под стать, книголюб и одновременно практик. У него нет «метода» — истории, когда гениальный сыщик шевелит серыми клеточками, раз, два, три — и готово решение, вот он, свеженький преступник. Егор ведет расследования, опираясь на методы науки, судебной психологии, пробы крови и так далее. О важности такого подхода можно судить по фразе, встречающейся в самых разных книгах по истории криминалистики: «До появления криминалистов главным методом получения доказательств была пытка».

Думаю, что по психотипу мой герой ближе к Холмсу. И одновременно доктору Ватсону. Но в то же время это молодой, вспыльчивый человек, несчастный в личной жизни, фанат судебной медицины: Такой молодой Антон Павлович немного.

Количество историй медика-сыщика Егора Лисицы уверенно растет

— Вы пишете о Ростове-на-Дону в годы Гражданской войны. Почему выбрали это время и место? Из-за особого «ростовского мифа», который, безусловно, свойствен этому городу, как есть свои мифы у Москвы, Питера или, допустим, у Сибири?

— В третьем и четвертом романе события происходят в других местах — например, в Москве. Но вы правы, полноправный герой нескольких книг серии — Ростов. Он заслуживает отдельного внимания. Например, прозвище «русского Чикаго» получено им за деловую хватку жителей. Еще это место интересно тем, что объединило в себе русский город, собственно Ростов, и армянский Нор-Нахичевань. В результате мы получили колоритнейший замес традиций, нравов, ценностей.

— Почему о Гражданской войне у нас пишут куда меньше, чем, скажем, о Великой Отечественной или, допустим, о «лихих девяностых»?

— Писать о Гражданской очень сложно прежде всего из-за проблемы — как там вычислить «наших» и «не наших». Мой герой ведь тоже делает сложный выбор — он остается в новой России и решает быть ей полезным. Добавьте и то, что после 1917 года полицейские архивы были уничтожены, в бумаги донской полиции на базаре закручивали селедку. Очень непросто восстанавливать тогдашние методы работы милиции, судебных врачей, криминалистов. Пришлось изрядно поработать в самых разных архивах, изучать переписку, собирать личные истории. Дома у меня накопилась библиотечка книг о том времени, включая даже учебник криминалиста издания 1928 года.

— Расскажите, как пришли в литературу и начали писать детективы.

— Я журналист, много лет проработала на телевидении. Имею опыт написания сценариев. Но, как всегда, главные корни — в детстве. Моя мама, актриса, усаживала меня с книжкой, чтобы ребенок не путался под ногами на сцене. И я читала все подряд, но сильнее всего увлекали детективы. Постепенно созрела мысль написать что-то самой. Издаться оказалось непросто. Порой препятствия подстерегали там, где их вовсе не ждешь, — например, отказы коллег дать отзыв о книге. В таких случаях думаешь: ведь вы тоже были начинающими? Но повезло, поддержку коллег я все же нашла. Конечно, по-человечески нелегко пережить критику, особенно поверхностную. Но такой, к счастью, в адрес моих романов очень мало.

И потом, если хочешь рассказать историю своего героя, то расскажешь, куда деваться? Иначе он тебе не простит. Я историю своего героя знаю и держу в голове и текстах от начала и до конца. Более того, знала ее с самой первой книги, о нестандартном для детектива финале которой много говорили. Могу сказать, что он неслучаен. Как говорится, подробности — в следующей серии.

— Когда и как предпочитаете работать?

— Работаю всюду, где есть возможность. «Красный парфюмер», новый роман серии, был почти целиком написан в командировках, буквально в поездах. Часто шучу, что мне не хватает собственной Софьи Андреевны, чтобы налаживать быт. Хотя и во многом другом я, конечно же, понимаю свою разницу с Толстым. Изрядно времени забирает работа журналиста и редактора, которую пока не хочу бросать. Так что пишу вечерами, по выходным.

Сама себе и Толстой, и Софья Андреевна

— Как отдыхаете, есть ли у вас хобби?

— На отдых времени маловато, разве что мою кошку можно назвать хобби. Но она с характером, может обидеться на такое определение. Люблю готовить — отлично жарю «синенькие», то есть баклажаны. Много читаю — просто для удовольствия. Но с еще большим удовольствием пишу или ищу фактуру для своих книг.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 12918
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?