Главная Культура Афиша 17:04 21 Декабря 2024 4507
Что кроме «Щелкунчика»?

В новогодние праздники московские театры предлагают массу интересных постановок

Дарья Ефремова
Искрометная рождественская фантасмагория «Черевички» в «Геликон-опере». Фото: www.helikon.ru

В декабре Большой театр представит 18 показов традиционного рождественского балета «Щелкунчик». Развернувшаяся борьба за обладание билетами выглядит уже просто неприлично: парные билеты на вечер 31 декабря продаются с аукциона, и ставка достигла 500 тысяч рублей при начальной в сотню тысяч. При всей любви к сказке Гофмана и па-де-де хочется послать этих грызунов куда подальше. Тем более есть и другие очень интересные предложения в праздничной афише.

«Черевички»

Самая веселая опера Чайковского с колоритной Солохой, хвостатыми бесами и разудалыми казаками посвящена памяти великой княгини Елены Павловны. Это произведение Петра Ильича пользовалось успехом при дворе Романовых — там любили малороссийской колорит. А сам маэстро Петр Ильич обожал Гоголя. И когда в 1874 году Российское музыкальное общество объявило конкурс на создание оперы на либретто «Ночи перед Рождеством», написанное поэтом Яковом Полонским, Чайковский сразу же откликнулся. Над оперой под названием «Кузнец Вакула» молодой композитор работал неустанно, через три месяца была готова партитура. Представленная на конкурс, она получила самые высокие оценки жюри, в состав которого входили мэтры Римский-Корсаков и Рубинштейн.

Вторая редакция, которую мы обычно сегодня слышим, появилась десятилетие спустя и получила название «Черевички». Она была дополнена вокальными номерами, оркестровка стала не такой насыщенной, а с премьеры 31 января 1887 года в Большом началась регулярная деятельность Чайковского в качестве дирижера.

Так вот, искрометная рождественская фантасмагория «Черевички» идет нынче в «Геликон-опере» в постановке режиссера Сергея Новикова и на Камерной сцене Большого театра, где спектакль был поставлен выдающимся режиссером Ольгой Ивановой. Новогодняя сказка с запорожским колоритом, чудесами, разгулом нечисти, приемом у Екатерины Великой и безоговорочной победой добра над злом — все это как бокал шампанского перед боем курантов. С той лишь разницей, что и детям не возбраняется.

«Болеро+»

В рамках «Крещенского фестиваля» в «Новой Опере» вас ждет премьерный танцевальный дивертисмент «Болеро+», в котором, как явствует из названия, прекрасно уживаются классика и современность. Представленные в спектакле танцевальные миниатюры можно рассматривать как краткий экскурс по направлениям современной хореографии: от старого доброго танго до стрит-дэнса. А открывается вечер антологией любовного танца Максима Севагина — винтажным триптихом, составленным в эстетике 1950-х.

В финальной части спектакля зрителей ждут самые яркие и часто исполняемые произведения Мориса Равеля. Хореограф Анна Дельцова поставила танец к фортепианной сюите «Ундина» из поэмы «Ночной Гаспар» — ирреальный мир ночных сновидений, населенных странными существами, темы огненной страсти и ее усмирения. Хореограф Кирилл Радев очень интересно трактует «Болеро»: идет вслед за композитором, повторяя его завораживающее ритмическое крещендо. Равель постепенно увеличивал количество инструментов, усиливая звук, Радев же увеличивает количество танцовщиков, уплотняя хореографический текст:

Такое зрелище и такое «Болеро» вы точно не забудете!

«Иоланта/Карлик»

Удивительный диптих, объединяющий две одноактные оперы: последнюю, камерную «Иоланту» Чайковского и символистского, по-вагнеровски яростного «Карлика» композитора венского модерна Александра фон Цемлинского. И все это в постановке режиссера, основателя студии «Московский молодежный оперный дом», постановщика «Гоголь-центра» и экс-худрука Театра Романа Виктюка Дениса Азарова обретает выразительную логику: в основе спектакля — парадигма слепоты и прозрения.

В сказке Оскара Уайльда «День рождения Инфанты» и драме датчанина Генрика Герца «Дочь короля Рене», которые легли в основу опер, Азаров видит две притчи о героях, находящихся в полном неведении: о незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве. И если принцесса исцеляется от слепоты благодаря любви, то судьба Карлика трагична: он умирает, когда ему открывается правда о своей внешности и о жестоком отношении к нему окружающих, прежде всего Инфанты, в которую несчастный юноша влюблен:

«Иоланта» в «Новой Опере» лишена намека на романтику. Действие происходит в современном мире, в частной клинике. Незрячая девушка окружена прислугой и врачевателями, а отец-король готов отдать полцарства тому, кто ее вылечит: Действие же «Карлика» разворачивается в атмосфере аристократической вечеринки, очень похожей на ту, что изображена в «Сладкой жизни» у Феллини. На авансцене демонстрируют искусство оперные артисты, а в глубине схожие события «переживают» неуклюжие трехметровые куклы, будто бы сошедшие с полотна Веласкеса «Именины инфанты».

По мне, это удачный пример перевода классической оперы на язык современного музыкального театра, рассчитанного не только на знатоков. Кстати, либретто транслируется на флеш-экраны над сценой. Многие театралы этого не выносят, зато зритель «освежает» в памяти сюжеты прямо по ходу спектакля.

В общем, есть что послушать и на что посмотреть.

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6740
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6296
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4294
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2493
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1817
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 338
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?