Главная Культура 21:24 22 Марта 2018 3003
Вячеслав Гордеев: Чайковский - самый балетный композитор в мире!

Основатель и худрук «Русского балета» рассказал «Труду» о подробностях больших гастролей по городам Сибири

Анатолий Журин
Гастрольный тур начался с представления балета «Лебединое озеро» в Чите

В эти дни Московский областной государственный театр «Русский балет», информационным спонсором которого является «Труд», совершает большое гастрольное турне по городам Сибири, посвященное 50-летию творческой деятельности своего художественного руководителя, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.

Гастрольный тур начался с представления балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в Чите. В программе турне показ этих двух шедевров на музыку Чайковского в Улан-Удэ и в Иркутске, в Братске и в Ангарске, в Красноярске, в Новокузнецке и в Кемерово. Организаторы юбилейного гастрольного тура поставили своей задачей вызвать всплеск интереса к искусству классического танца, вдохновить на творческий поиск исполнителей и балетмейстеров, критиков и журналистов, пишущих о балете. О подробностях турне рассказал «Труду» основатель и худрук «Русского балета», заведующий кафедрой хореографии Института театрального искусства РАТИ (ГИТИС) Вячеслав Гордеев.

— Особенность тура — не только демонстрация творческих достижений нашего театра за годы его существования. В процессе выступлений ведущие педагоги коллектива проведут мастер-классы для учащихся местных хореографических учебных заведений, балетных студий. Такое своеобразное продолжение нашей творческой деятельности, призванной еще больше укрепить плодотворное сотрудничество театра с новым поколением артистической молодежи, посвятившей себя искусству хореографии. А еще — популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы. Известное выражение «Пушкин — наше все» для деятелей балетного театра трансформируется в «наше все — это Петипа». С Петипа, 200-летие которого мы отмечаем в марте, по сути, начался русский балет, его мировая слава и мировые достижения.

Француз по происхождению, Мариус Иванович не просто десятилетия работал в России, но и вошел в наше сознание как истинно русский художник. Итогом его совместной работы с Чайковским стали спектакли, которые востребованы во всем мире. Они — точка отсчета для любого художника, берущегося за воплощение этих партитур. И, к слову, никто еще не смог превзойти Петипа. Неиссякаемая фантазия сочинителя хореографических композиций от вариаций до многофигурных ансамблей не просто заложила постановочные традиции, но и стала той плодородной средой, на которой произрастали балетные цветы последующих гениев танца — балетмейстеров и исполнителей.

Напомним, что Вячеслав Гордеев — звезда мировой балетной школы, обладатель Первой премии Международного конкурса артистов балета, престижных призов «Душа танца», Мориса Бежара, «Танцующий Икар», выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог. В 1970-80-е годы премьер Большого театра, на самом пике своей творческой карьеры возглавил небольшой концертный ансамбль классического танца и сумел вывести его на высокий художественный уровень, подтвержденный присвоением статуса государственного театра. За эти годы коллектив превратился в один из ведущих России, в его репертуаре многоактные спектакли, огромный концертный репертуар.

Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в России. В своей гастрольной деятельности за рубежом он вносит огромный вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Большая часть репертуара — классическое наследие: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполино». Значительную часть репертуара составляют постановки самого Вячеслава Гордеева. В труппе более семидесяти танцовщиков, среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. В труппе постоянно работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.

По мнению английской газеты «Western Morning News», «редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием TheJournal «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио. Есть у театра и высокая российская театральная награда — престижная национальная премия имени Федора Волкова — основателя русского театра.

— Почему театр был назван «Русским балетом»?

— Сначала это был ансамбль «Классический балет», состоящий из 16 танцовщиков. Создавала его замечательная балерина Большого театра Ирина Викторовна Тихомирнова. Недомогание вынудило ее искать преемника, и она, зная о моем увлечении собственными постановками, предложила эту миссию мне. Поначалу, конечно, мы были еще слабенькими и ограничивались на гастролях показом концертных номеров — на целые спектакли тогда не замахивались. Но площадки были самые престижные: «Россия», Дворец съездов, «Олимпийский». Постепенно мы двигались к собственным полнометражным спектаклям. Фрагменты-то ведь были из самой что ни на есть балетной классики: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спящая красавица». Обратите внимание — сплошь русская классика. Так стало очевидным и название коллектива: «Русский балет».

— Балеты на музыку Чайковского стали визитной карточкой коллектива?

— Скажу больше: организаторы гастролей театра за рубежом чаще всего просят нас привезти им именно знаменитую триаду: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Объяснение простое: во-первых, считаю (и не только я!), что Чайковский — самый балетный композитор в мире. Плюс, конечно, Прокофьев и Стравинский. И в этом я вижу еще одну миссию театра — пропагандировать русское классическое хореографическое искусство. Потому, несмотря на свою большую занятость, согласился несколько лет назад возглавить кафедру хореографии в ГИТИСе.

— Балет, как известно, требует большой физической и эмоциональной нагрузки...

— Я бы добавил, что покоряется это искусство сильным, энергичным и образованным людям. Я и в далекой молодости вставал раньше других коллег к станку, и сегодня стараюсь не терять формы — каждое утро начинаю с класса. Вспоминаю давние гастроли вместе с Марисом Лиепой на Кипре. Он уже был довольно известен, а я только начинал карьеру в театре. И вдруг он заболевает, и мне приходится его подменять. Приходилось танцевать по семь номеров в концерте. Помню, меня переодевали 13 человек из обслуги. Я танцевал и «Пламя Парижа», и «Дон Кихот», и «Шопениану». Уставал так, что на ноги трико не мог натянуть — руки не слушались. Потом он мне признался: «Ты видишь, я в таком возрасте, что в любой момент могу заболеть, и это печально». Я вспоминаю теперь тот разговор и все время думаю, а смогу ли быть в такой же форме через две-три недели, чтобы выглядеть собранным. Поэтому и заставляю себя придерживаться того же режима, что и много лет назад.

— Что помогает вам рассмотреть в своих учениках будущую балетную звезду?

— Я вообще противник, чтобы кого-то называли звездой. За долгие годы пришел к мысли, что талантливее нашей молодежи в мире нет. Именно она, исполняя за рубежом русскую классику, помогла России занять ведущие позиции в балете. А вообще, когда я беру на свой курс талантливых новичков, мой принцип — не мешать им совершенствоваться.

— Наверное, не все знают, что вы, пожалуй, единственный в мире артист балета, который умудрился еще и окончить журфак МГУ?

— За что очень благодарен своему наставнику Ясену Николаевичу Засурскому — дай бог ему здоровья. А получилось это, когда я принимал участие в создании журнала «Советский балет». Не люблю дилетантов, которые берутся рецензировать наше искусство, разбираясь в этом, мягко говоря, не очень. И, кстати, после окончания учебы я пошел и в аспирантуру.

— Оглядываясь в прошлое, могли бы назвать самую памятную гастроль руководимого вами театра?

— Это было под Новый 2015 год в Германии, где, кстати, мы гастролируем подряд уже более трех десятилетий. Мы стали тогда единственным российским коллективом, удостоенным чести выступить на праздновании, посвященном годовщине Евросоюза. Танцевали под Девятую симфонию Бетховена при плюс четырех градусах. Представляете состояние артистов в тонких трико и в пачках? Но ребята не ударили лицом в грязь перед миллионной аудиторией у Бранденбургских ворот. За три с половиной минуты мы показали фрагменты из 14 балетных постановок. Публика сотрясала воздух овациями, зрелище было грандиозное. Это незабываемо!

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

Культура 00:01 / 12 Января 2024 6882
Слово чушпана

Субъективные заметки о сериале «Слово пацана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Бандитские разборки с эффектным мордобоем и разливанным морем клюквенной крови – хорошо продающийся на кинорынке товар. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Завершившийся в канун Нового года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» до сих пор будоражит умы и вызывает дискуссии. Я не люблю смотреть сериалы в онлайн-кинотеатрах на гребне хайпа, предпочитаю...

Телезрители ждали новогоднего эфира с особым чувством

Сергей Беднов
Труд
В то, что ТВ вырежет отовсюду проштрафившегося Киркорова, мало кто верил. Но Филиппа нигде не было. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Покажут? Не покажут?» — гадали они и жали на кнопки, чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос. Потом звонили знакомым — поделиться наблюдениями. В то, что ТВ вырежет отовсюду...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Труд
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом?...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Знаменитый сериал «Клан Сопрано» отметил серебряный юбилей

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Ровно 25 лет назад — 10 января 1999 года — вышла первая серия знаменитого сериала НВО «Клан Сопрано». Эта черная криминальная драма, выдержавшая шесть сезонов (86 эпизодов), хорошо известна и нашему...

Новогодний концерт обязательно состоится

Анжелика Заозерская, Белгород
Труд
Тимур Халиуллин не представляет себе жизнь без белгородского органа и публики прекрасного южнорусского города. Фото из открытых источников

Вот уже 12 лет белгородские меломаны не представляют себе музыкальную жизнь города без Тимура Халиуллина — пианиста, органиста, клавесиниста, исполнителя на карильоне (род колоколов). 31 декабря в здешней...

8 января литератора сбила машина на нерегулируемом пешеходном переходе

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Известный российский поэт и публицист, член Союза писателей РФ Лев Рубинштейн скончался на 77-м году жизни в столичном НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Об этом вечером пятницы, 12 января сообщили ряд российских Telegram-каналов. По сведениям...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

На экраны выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, задающий новый градус правды в военном кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Боль режиссера по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Режиссер отдал этой этапной для него работе пять лет жизни. Сценарий начали писать еще в 2018 году вместе с Еленой Киселевой (ранее она работала с Андреем Кончаловским над лентами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд

Даже людям сугубо сухопутным порой снится море и приключения, и тянет покачаться на этих волнах. А глянешь за окно — там по-прежнему зима, все белым-бело, и время будто застыло в холодном ожидании...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?