Главная Культура 00:05 22 Апреля 2016 11383
«Экипаж». Дубль второй

На экраны выходит ремейк знаменитого фильма Александра Митты. И от сравнения никуда не деться

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Этот фильм еще до премьеры нарекли самым амбициозным проектом года. Оснований для таких оценок немало. Здесь и звездный дуэт Владимира Машкова и Данилы Козловского — самых ярких, харизматичных актеров своих поколений. Здесь и беспрецедентный бюджет «Экипажа», который продюсерами не разглашается, но миллионы и миллионы долларовых вложений хорошо видны на экране. Здесь, наконец, и очевидная перекличка с «Экипажем» Александра Митты, который собрал в свое время у киноэкранов 100 млн зрителей. Вся эта мифология работала и работает на успех нового «Экипажа».

Конечно, никакие 100 млн зрителей в условиях разрушенного кинопроката новому «Экипажу» не грозят. Хорошо, если зрителей наберется хотя бы миллионов 10. Но юная поросль, в основном населяющая наши кинотеатры, думаю, роскошный киноаттракцион будет смотреть с удовольствием. Такого визуального пиршества, такого буйства эмоций, такого масштаба поистине головокружительных съемок в российском кино, возможно, и не было — даже с учетом весьма затратных фильмов Никиты Михалкова («Утомленные солнцем — 2») и Андрея Кончаловского («Щелкунчик»).

Разумеется, новый «Экипаж», начиненный спецэффектами (1,5 тысячи кадров с компьютерной графикой), превзошел в этом плане и одноименный фильм 1979 года, авторы которого были ограничены техническими возможностями своего времени. Но вот станет ли блокбастер Николая Лебедева и студии «ТРИТЭ» таким же прорывом в российском кино, каким был в советском кино старый «Экипаж», — тут я, пожалуй, затруднюсь с утвердительным ответом.

Когда фильм Александра Митты вышел на экраны, это была подлинная революция в отечественном кинематографе. Фильмы-катастрофы до того были уделом «загнивающего» западного кино, у нас их показывали специалистам только на закрытых сеансах. На семинаре для молодых кинокритиков в Болшево мне, помнится, году в 1978-м довелось увидеть несколько лент из голливудской серии «Аэропорт», старт которой был дан в 1970 году. Там тоже самолеты терпели в воздухе крушение, но мужественные американские пилоты самоотверженно разруливали ситуацию и вели дело к полнейшей виктории над суровыми природными и техногенными катаклизмами.

Притом что мы шли в мировом кино «своим путем», на чужие успехи мы все-таки оглядывались, тем более что советский кинематограф к середине 70-х начал терять зрителей. «Экипаж» Митты в известном смысле стал нашим ответом популярной голливудской франшизе, соединив в себе занимательность доселе чужеродного жанра фильма-катастрофы и традиционный для нашего кино производственный кинороман, утепленный, впрочем, смелыми лирическими и даже, не побоюсь сказать, эротическими мотивами. Этот невиданный жанровый микс и обеспечил фантастический взлет фильма.

Что касается нового «Экипажа», то в нем, увы, нет взрывного эффекта жанровой, или тематической, или принципиальной содержательной новизны. Мы столько всего видали-перевидали за последние десятилетия, что нас пересказом, пусть даже вольным, фильма-катастрофы почти 40-летней давности удивить трудно. Как авторы нового «Экипажа» в своих интервью ни открещиваются от слова «ремейк», но они сняли именно что ремейк — что с английского переводится как «переделка», а толкуется словарями как выпуск в коммерческих целях «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик».

Конечно, Николай Лебедев и его продюсеры могут сказать (и неустанно говорят), что герой Леонида Филатова не похож на героя Данилы Козловского, а персонаж Георгия Жженова имеет не так много общего с персонажем Владимира Машкова. Во-первых, как мне кажется, даже чисто физиономически, типажно разница между героями старого и нового фильма не сильно бросается в глаза. А главное, сама несущая конструкция нового «Экипажа», основанная на противоборстве опытного, жесткого командира корабля и его своенравного, но талантливого помощника, сам сюжетный каркас фильма, начинающегося как бытовая, семейная драма и внезапно переходящего в режим катастрофы, наконец, череда невозможных в реальной жизни сказочных по-двигов, которые совершают пилоты и бортпроводники сначала на охваченном пламенем и залитом вулканической лавой аэродроме, а потом на борту терпящего крушение лайнера, — все это, как ни крути, вдохновлено содержанием, стилистикой, энергией, канвой старого фильма.

А своего, оригинального в новом «Экипаже» не так уж много, что вообще-то странно — учитывая, в каком критическом состоянии по сравнению с советским временем находится сегодня наш авиапром, какие серьезные проблемы испытывают авиаотряды с квалифицированными летными кадрами, как часто падают у нас самолеты по вине технических неисправностей и пресловутого человеческого фактора. Слабые отголоски этих проблем однажды прозвучат в словах отца главного героя (Сергей Шакуров), но действие быстро свернет в проторенное старым советским фильмом русло героического эпоса. А ремейк, пусть и отлично исполненный, виртуозно снятый, замечательно сыгранный — он и есть ремейк. Случаев, когда копия, дубль были ярче, лучше, смелее, интереснее оригинала, я навскидку и не вспомню.

В этом смысле предыдущий фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» представляется мне более цельной и оригинальной работой. Это был подлинный прорыв в жанре зрелищного спортивного байопика. Оказалось, что спорт, который доселе считался у нас «некинематографичным», — подлинный кладезь сюжетов, конфликтов, характеров, драм. «Легенда», по сути, открыла новую щедрую жилу, которую сейчас активно разрабатывают десятки режиссеров на большом и малом экране. Сам же Лебедев, судя по финальному витку фильма, похоже, оставил себе возможность для продолжения «Экипажа». Не уверен, что это сильный ход талантливого режиссера, начинавшего когда-то в авторском, а не продюсерском кино.

 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5498
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4521
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?