На фоне переговоров президентов России и США глава РФПИ Кирилл Дмитриев опубликовал пост с выдержками из некоего социологического исследования. Там говорится, что процент довольных своей жизнью россиян достиг наивысшего уровня за всю 32-летнюю историю наблюдений — 57%. С чего бы это? «Труд» попросил наших экспертов порассуждать об этом.
Константин Калачев, политолог
— Что хотел Дмитриев сказать своим постом? Это был сигнал, но не нам с вами, а зарубежной аудитории: мол, у россиян все хорошо. Цифры, на которые он сослался, еще достаточно скромны. Тот же ВЦИОМ рапортует: около 80% россиян счастливы. Правда, на улицах и в метро я почему-то вижу больше хмурых лиц и озабоченных, чем улыбок. Счастье — понятие отвлеченное. Да и как-то неловко респондентам признавать себя несчастливыми. Можно было бы поставить вопрос конкретнее: вы довольны жилищными условиями, медициной, ценами в магазинах, качеством работы интернета? И тогда поводов для оптимизма поубавится. У нас не принято жаловаться на жизнь, но мне сегодня вспоминаются другие времена — начало нулевых. Тогда благосостояние людей росло на глазах, цены на жилье и автомобили были многим по карману, россияне начали открывать для себя заграничные поездки.
Николай Лукинский, артист
— Мы с женой пенсионеры, и хотелось бы, чтобы пенсии были побольше. Это правда. С другой стороны, мы застали пустые полки в магазинах, огромные очереди, в этом смысле материальная жизнь сегодня несравнимо лучше. С духовной же, моральной стороны сегодня время свинцовое, мрачноватое. Это давит. Но если в семье, в вашем кругу все хорошо, как, например, у нас, то жить можно. Это и есть самое главное. Берегите близких и будьте счастливы!
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий
— Публикуя эти цифры, Дмитриев хотел показать внешней аудитории, что санкции не особо повлияли на настроения россиян. Когда сегодня людей спрашивают, довольны ли они, есть два типа реакции. Первые среди довольных — бенефициары нового порядка. Например, работающие в оборонке. Там растут зарплаты. Или те, кто стал выгодоприобретателем от ухода иностранных фирм, ведь кому-то достался лакомый актив. Но эти граждане — точно не в большинстве. Экономисты сегодня говорят о рецессии, и это больше похоже на правду. А еще говорят, что не в деньгах счастье. Я на днях видел комментарий в интернете, там человек пишет, что готов всю жизнь есть консервы — лишь бы Россия победила...
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Назвать себя на все сто удовлетворенным жизнью не могу. А приведенные цифры — они скорее из области психологической, а не социально-экономической. 57% удовлетворенных жизнью — это не про материальный фактор. В массе своей респонденты не стали жить лучше. Цены выросли в два-три раза, а зарплаты у большинства наших граждан не догоняют инфляцию. Да и внешних тревог с избытком. В такие моменты хочется самим себе и другим показывать, что у нас все в порядке. Может, этим все и объясняется?
Николай, фермер из Владимирской области
— Недавно у нас ремонтировали дорогу, и я попал в аварию. Теперь ремонтирую свою машину и поражаюсь, как это дорого. Но здоровье и жизнь куда дороже. Хорошо, что сам цел остался. В такие моменты особенно ценишь жизнь.