- Многие поклонники вашего творчества бьют тревогу: "Учитель - мастер тонкого, психологического кино, знаток человеческой, особенно женской души, стал снимать очень мужское, более того, военное кино". Судя по декорациям фильма "Поезд", все эти опасения верны?
- Что же плохого в настоящем мужском кино? Впрочем, в фильме "Поезд" женщинам отведена очень важная роль. Две главные героини - немка Эльза (ее играет молодая немецкая актриса Аньорка Штрехель) и Софья (Юлия Пересильд) любят одного мужчину - Игната (Владимир Машков), и в этой борьбе есть и драматизм, и психологизм. Особенность этой борьбы - в том, что Эльза после ареста своего отца, который строил в Сибири мост, четыре года в полном одиночестве прожила в лесу, не имея даже представления о том, что в это время была Вторая Мировая война.
- Вы впервые работаете с иностранной актрисой, каковы результаты?
- Аньорку Штрехель я увидел случайно в немецкой картине на фестивале в Карловых Варах. Аньорка - театральная актриса, которая к моменту нашей с ней встречи снялась только в одном фильме. После единственной пробы я сразу утвердил ее на роль Эльзы и ни разу не пожалел об этом. Помимо замечательной игры она сама выполняла всю, кстати, тяжелую мужскую работу в фильме - и огромные камни таскала, и бревна...
- Зато немецкая актриса играет любовь с секс-символом Владимиром Машковым, а за это можно и камни потаскать. Кстати, как вам удалось заполучить из Голливуда одного из самых востребованных и высокооплачиваемых российских актеров?
- Мы с Володей Машковым давно мечтали о том, чтобы вместе поработать, но все как-то не складывалось. Я послал Володе сценарий будущего фильма, который написал Александр Гоноровский, не питая при этом большой надежды на его согласие сыграть роль Игната. Но буквально на следующий же день Володя мне позвонил и сразу же без малейшего сомнения сказал свое "да". Не стану скрывать, что раньше я не горел желанием снимать звезд, побаиваясь их капризов, занятости в других проектах. Но за пять месяцев работы с Владимиром Машковым я не устаю поражаться его отношению к роли, его самоотдаче и фанатизму.
- В чем же проявляется фанатизм Машкова?
- За полгода до начала съемок Володя уже серьезно готовился к роли Игната - сильно худел, таскал тяжести, изучал литературу о Великой Отечественной войне, смотрел военные фильмы. Забегая вперед, замечу, что столь глубокий подход актера к роли даст потрясающий результат. Отснятый материал, поверьте, очень впечатляет.
- Газеты писали, что во время съемок фильма Машков едва не утонул?
- Действительно, Володя едва не погиб, когда плыл в реке (кстати, в холодной воде): его понесло по течению. Но я, будучи на берегу, ничего не знал о случившемся. Более того, когда Володя вышел из воды, я ему заявил: "Ну что ты медлишь, давай быстрее, ведь свет уходит". На его месте любой другой актер послал бы меня куда подальше, но Володя спокойно, по-мужски ответил: "Дай мне пять минут на передышку".
- Ваша энергетика совпадает с энергетикой Машкова, словом, он ваш актер или нет?
- Боюсь, что с Володей у нас разная энергетика, но актер он - по крайней мере, я хочу так думать - моего кинематографа. Если я на съемочной площадке все время хожу мрачный, недовольный, все время брюзжу, то Володя - источник оптимизма, юмора и счастья. Он очень радостный человек, я бы сказал - необычайно радостный для России. Кстати, Володя по аналогии с моей фамилией прозвал меня "мучителем". Актера обожает вся съемочная группа, а наши женщины всегда встречают его с поклоном. Свой актерский вагончик Володя обклеил фотографиями членов съемочной группы, там есть и мое фото. В Машкове нет ни капли так называемой звездности - он очень простой, искренний, веселый, искрометный человек.
- Недалеко от Петергофа вы построили поселок, где вполне могут жить люди, - с домами, баней, магазином. Не проще было бы найти подходящее для съемок местечко в одной из сибирских деревень? Ведь действие фильма происходит в Сибири?
- Если бы нам удалось найти такой поселок в Сибири, чтобы там была и железнодорожная станция, и были проложены рельсы, и быт соответствовал 1945 году: но увы! Пришлось на территории заброшенного завода в питерском поселке Большая Ижора, где были только железнодорожные рельсы, полностью построить поселок, где в конце 1945 и начале 1946 года живут герои картины. Впрочем, очень многие из побывавших на съемочной площадке фильма, в один голос утверждают, что наш поселок очень похож на настоящие, находящиеся в Сибири.
- С какой главной трудностью вы столкнулись в процессе съемок?
- В этой картине чего только нет - и раритетные паровозы, которые носятся на огромной скорости, и маленькие дети, и даже медведь. Сложностей много, но они преодолимы.
