В конце октября в редакцию обратились читатели, сообщившие о закрытии (пока на капитальный ремонт) ГБУ «Социально-реабилитационный центр ветеранов имени В. Г. Михайлова» столичного департамента труда и социальной защиты населения. В это было трудно поверить. Как же так? Идет специальная военная операция, тысячи бойцов возвращаются с фронта, нуждаясь в лечении, реабилитации и помощи в устройстве в обычной, нормальной жизни. Где, как не в таком Центре, этим должны заниматься? Уникальное учреждение, предназначенное для ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы, было введено в эксплуатацию в 2000-м, оснащено современным оборудованием, а в 2020- 2022 годах здесь уже проходил капремонт. И вот опять?
«Труд» обратился в Центр с просьбой помочь разобраться в этой ситуации и рассказать о работе, которая проводится для реабилитации ветеранов и инвалидов войн. Но наше письмо осталось без ответа. 5 декабря мы направили на имя директора ГБУ СРЦ В. А. Петросяна запрос редакции, на который нам, по закону «О СМИ», должны были ответить в течение пяти дней. Однако до сего момента ответа не последовало.
Журналистам не впервой сталкиваться с игнорированием запросов СМИ со стороны госструктур. Призывать их соблюдать федеральные законы — дело прокуратуры. Но молчанка, в которую сыграли чиновники, зародила подозрения: какую информацию они не хотят обнародовать и почему? После настойчивых звонков одному из заместителей директора с автором связалась дама, которая представилась сотрудницей пресс-службы департамента социальной защиты населения правительства Москвы (при этом ее телефон определился как принадлежащий комитету по делам строительства). Она подтвердила информацию «об уходе Центра на капремонт» и попросила журналистов «снять вопросы», то есть, как можно понять, ничего не выяснять и не писать. Странная ситуация, не так ли?
Но из одного из официальных ответов на жалобы родственников пациентов СРЦ из Управления по работе с обращениями граждан администрации президента России мы все-таки узнали, в чем дело. В этом документе нет оценки происходящего со стороны АП — там лишь пересказ того, что, по-видимому, сообщили из мэрии Москвы. «В настоящее время в Москве реализуется комплексная программа по благоустройству и развитию городских территорий, в рамках которой проводится масштабное обновление инфраструктуры Мещанского района.
Данные преобразования являются частью планомерной работы по созданию комфортной среды и затрагивают в том числе объекты, непосредственно прилегающие к Екатерининскому парку и ГБУ «Социально-реабилитационный центр ветеранов имени В.Г. Михайлова».
Далее сообщается, что это часть работы по созданию комфортной среды и что мэрии Москвы пришло в голову придать этому району «единый архитектурный облик». Наличие в каждом предложении пугающего слова «благоустройство» и выражений «комплексная реконструкция» и «новый подход к благоустройству», как показывает практика, ничего хорошего району и, в частности, Социально-реабилитационному центру не сулит.
Как следует из этого документа, одновременно запланирован капитальный ремонт и комплексная модернизация СРЦ имени Михайлова. «Также эти работы являются временными, и после их окончания Екатерининский парк и ГБУ СРЦ им. Михайлова возобновят свою работу». Может, оно и так. Но 30 декабря 2025 года ветеранов, проходивших реабилитацию в Центре, попросили на выход с вещами. Хотелось бы верить правительству Москвы, что это временно, однако есть большие сомнения, связанные с тем, что СРЦ и структуры мэрии отказались от открытого диалога со СМИ. Сколько лет будет длиться ремонт, не сказано. А по прошествии этого времени кто вспомнит об обещаниях, данных в письме родственникам ветерана? Нельзя не заметить, что СРЦ находится на Олимпийском проспекте, по сути, в центре города, что важно для ветеранов, их родственников и тех, кто помогает Центру. Но это и лакомый кусок для так называемых инвесторов.
Похожим образом закрывали в прошлом году, например, филиал ГАУЗ МНПЦ МРВСМ имени Спасокукоцкого ДЗМ, известный как Центр реабилитации в Некрасовке. Там столь необходимую им помощь получали и вернувшиеся с фронта бойцы СВО. Учреждение поначалу отправили на капитальный ремонт, после которого Центр так и не вернулся к своей деятельности. «Медицинская реабилитация продолжает оставаться доступной для населения в полном объеме», — сообщал департамент здравоохранения Москвы в ответ на обращение по поводу ликвидации Центра реабилитации в Некрасовке. Однако почти одновременно было закрыто Медико-реабилитационное отделение ПНД № 19 при психиатрической больнице имени Ганнушкина.
А всего в 2023-2024 годах из списка столичных медучреждений, проводящих медицинскую реабилитацию, исключено 10. Их было 44, а стало 34. Казалось бы, таких учреждений должно быть больше, а их, наоборот, сокращают. Понять логику руководства Москвы в этом вопросе трудно. Неужели и здесь речь идет о банальной экономии бюджета и так называемом развитии города в угоду застройщикам? И все это под аккомпанемент бесконечных речей о помощи и поддержке ветеранов Великой Отечественной и бойцов СВО.
Конечно, в столице еще остаются специализированные госпитали для ветеранов, но они нацелены в основном на лечение, оказание медицинской помощи. Реабилитация же — это другая история, там иные подходы и методики, этим занимаются другие специалисты.
В принципе остаются еще санатории, которые активно подключились к реабилитации бойцов СВО. Но число таких объектов в стране сокращается ежегодно и неуклонно. По подсчетам консалтинговой компании Commonwealth Partnership, в декабре 2024-го их было 1708, а на конец 2025-го осталось 1695. А если посмотреть данные Росстата за 2002 год, то тогда их было 2347.
Это невыгодно бизнесу? К тому же санаторий дорог, и не каждый боец СВО сможет его себе позволить, особенно с учетом транспортных расходов. Тут тоже нужна помощь государства, но готово ли оно ее оказывать? Один из пациентов СРЦ имени Михайлова предложил собирать деньги на реабилитацию ветеранов через СМС, как это до сих пор делают родители тяжелобольных детей...
Как видим, ненасытный монстр «благоустройства» и «развития города» добрался и до самых, можно сказать, чувствительных объектов. Ему уже мало природных заказников, в мгновение ока перелицованных мэрией в «зеленые зоны», мало парков и скверов, которые «благоустроители» готовы застроить и закатать под плитку и асфальт, мало уничтоженных памятников архитектуры.
Понятно, участников Великой Отечественной остаются единицы. Но теперь уже сотням тысяч бойцов СВО предстоит возвращение к мирной жизни. Многим из них нужна физическая, психологическая и социальная реабилитация. Как они поведут себя, увидев не показуху, а реальное отношение к ним властей?
Слово эксперту
Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
— Я был в СРЦ имени В. Г. Михайлова около года назад. Знаю, что там реабилитируют в том числе участников специальной военной операции. Это современное реабилитационное учреждение, оснащенное всем необходимым оборудованием. Оно находится в прекрасном месте, почти в центре столицы, там получают помощь как стационарно, так и амбулаторно. В целом там отличные условия: хорошее питание, есть свой бассейн и зона для прогулок. Пациенты, проходившие лечение в Центре, очень его хвалили. Зная внимательное отношение правительства Москвы к вопросам социальной поддержки, я не думаю, что там так радикально стоит вопрос: о закрытии СРЦ. Мне, во всяком случае, об этом ничего не известно. Думаю, речь идет о ремонте, об изменении статуса или перепрофилировании. Уверен, что после обновления Центр продолжит свою нужную и важную работу.