Российской картины в этом году нет в основном конкурсе (напомним, что в прошлом году нашу страну представлял «Левиафан» Андрея Звягинцева). Тем не менее, продолжая хорошую традицию, в нынешнем году российские кинематографисты участвуют в работе всех основных площадок 68-го Каннского международного кинофестиваля и кинорынка.
Так, в одну из наиболее престижных программ Cinéfondation вошли две картины из России – работа выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров Марии Гуськовой «Возвращение Эркина» и фильм «выпускника Московской школы нового кино Максима Шавкина «14 шагов». Последний получил приз за лучший короткометражный фильм на ММКФ в минувшем году.
– Это неожиданно для меня, – говорит Максим Шавкин. – И очень приятно. На наградах я не зацикливаюсь, чтобы потом не расстраиваться. Участие – уже награда. О чем картина? Вкратце это история о том, как девушка из провинции налаживает свою жизнь в Москве. И тут приезжает ее знакомый и возвращает в прошлое.
История Марии Гуськовой более печальна и брутальна. Она – о человеке, который отсидел в тюрьме срок за непредумышленное убийство. Он возвращается в жизнь, но время изменилось. И он испытывает определенные трудности.
– Мы послали фильм в Канны и ни на что не рассчитывали, – говорит Мария. – А нам перезвонили уже через неделю. Это приятная неожиданность. Тем более что над этим фильмом мы работали три года.
Напомним, что лауреату Cinefondation предоставляется право на премьерный показ своего следующего проекта в официальной программе Каннского кинофестиваля следующего года.
Российский павильон силами Роскино уже восьмой год официально представляет нашу страну в рамках Каннского кинофестиваля и кинорынка Marché du Film. Сюда «протоптали» тропинку не только наши кинематографисты, но и зарубежные. Павильон, по сути, стал универсальной площадкой для продвижения российского кино на международном рынке.
Генеральный директор Роскино Екатерина Мцитуридзе рассказала журналистам на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» о том, как велась подготовка в этом году. Основная проблема – финансирование. В связи с кризисом пяти миллионов рублей, которые выделит Минкульт, хватит лишь на четверть бюджета. И здесь пришли на помощь партнеры. В первую очередь – благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
Особый интерес у кинематографистов, по словам Мцитуридзе, вызвала программа копродукции.
– Мы получили 72 заявки, – говорит Екатерина. – К сожалению, многие из них оказались сырыми, пустыми. У людей не было конкретного представления, как и с кем они собираются сотрудничать, а было только желание поехать в Канны. Поэтому мы отобрали шесть наиболее интересных проектов, отличающихся самобытным киноязыком и высоким зрительским потенциалом.
Среди них – «Бейрут» (продюсеры Дмитрий Рудовский, Федор Бондарчук, Дмитрий Табарчук), «Философский пароход» (продюсеры Александр Цекало, Петр Щедровицкий), «Ленин» (продюсеры Елена Яцура, Юрий Крестинский, сценарий Владимира Сорокина).
– «Философский пароход» – это знаменитая история высылки лучших умов из России в 1922 году по указу Ленина, – говорит продюсер Александр Цекало. – Страна сама просто отсекла свои мозги. Эти люди уехали в другие страны и способствовали их развитию в разных областях. Поэтому у меня даже была идея назвать фильм «Страна без ума». Но решил не вносить ненужный подтекст. Идею подал Петр Щедровицкий, который издает работы российских философов...
Рубрика «В фокусе новое российское кино» представит дистрибьютерам и отборщикам в российском павильоне новые фильмы, готовые для международного проката и фестивалей. Среди заявленных проектов: «Тряпичный союз» (режиссер Михаил Местецкий), «Синдром Петрушки» с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым (режиссер Елена Хазанова), новые «Смешарики: Легенда о золотом драконе» (режиссер Денис Чернов).
А в ежегодном альманахе российских короткометражных фильмов Global Russians, продюсируемом Роскино, на этот раз войдут фильмы под эгидой Александра Сокурова. Это четыре короткометражные картины с его курса в Кабардино-Балкарском университете и одна лента победителя лаборатории К.Л.А.С. на Петербургском международном медиафоруме-2014.
– В этот раз мы решили сфокусироваться на киношколах, – поясняет Екатерина Мцитуридзе. – И расширили географию. Теперь у нас не только Москва и Санкт-Петербург. Мы пригласили Александра Сокурова с его курсом. Работы очень интересные, новое поколение смело идет вперед без оглядки…
.jpg)
Российский павильон на Каннском кинофестивале. Фото автора
Также в российском павильоне по традиции будет представлена программа грядущего Московского международного кинофестиваля. Пройдет и конференция на тему «Новые правила копродукции в Европе» (совместно с Гильдией продюсеров России). А Молодежный центр СК РФ покажет работы призеров Национальной премии «Страна». Среди них «Семен» (режиссер Александр Брынцев) и «Absolution» (режиссер Вадим Ватагин).
А в рамках официальной программы Каннского кинорынка Marche du Film – Producers Network Роскино как партнер познакомит 550 продюсеров более чем из ста стран мира с российскими проектами с международным потенциалом. На этот раз пять продюсеров аккредитовано от Роскино для участия в этой рыночной программе.
