22 декабря в Государственном музее архитектуры открылась выставка «Мир – театр», которая станет настоящим подарком для всех интересующихся историей отечественного театрального искусства с точки зрения архитектора и художника. Представленная на экспозиции и в монументальном каталоге информация столь многостороння, что проект можно назвать шагом к созданию энциклопедии на театрально-архитектурную тему, охватывающей последние два с половиной века.
Экспозиция рассказывает о театре как целостном объекте – произведении архитектуры, инженерного искусства, помещении для зрелищ и месте, где развивается художественное творчество. Впервые так пристально исследуется родство между идеями, направляющими театральных зодчих и театральных художников.
Начиная рассказ с праздничных церемоний императорского двора, когда театра как социального явления в России еще не было, устроители затем уделяют большое внимание театру эпохи барокко, в частности построенному Варфоломеем Растрелли Эрмитажному, который, к сожалению (как и почти все барочные театры России), не сохранился, но остались изображения. Большие «главы» выставки посвящены эпохе классицизма и ее главным образцам – Петровскому (впоследствии Большому) театру в Москве, Большому каменному и Александринскому театрам в Петербурге, чье строительство связано с именами Осипа Бове, Тома де Томона, Карла Росси, Альберта Кавоса…Следующий раздел – эпоха модерна, наиболее яркие образцы которого дали Федор Шехтель (Московский художественный театр) и Илларион Иванов-Шиц (Купеческий клуб, ныне Ленком).
Чрезвычайно интересен раздел советского авангарда с его грандиозными проектами – как реализованными, вроде Большого театра Беларуси в Минске, так и оставшимися на бумаге, вроде Театра Московских профсоюзов. На проекте Театра армии можно наблюдать, как идеи ранних советских лет переходят в моделирование имперского духа. Советский модернизм подробно исследуется на примере Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Интересно не только то, что архитектурные эскизы, чертежи, макеты сочетаются с показом декораций – виртуозно-иллюзионистических на всем протяжении XIX века, ярко-экспрессионистических и условных в начале ХХ столетия… На открытии присутствовали сами создатели театров. И высказали свои мнения относительно современной театральной архитектуры. Сергей Гнедовский рассказал о строительстве Театра-студии Петра Фоменко. Выдающийся театральный художник, архитектор по первому образованию Борис Мессерер выступил за развитие прежде всего камерных архитектурных форм: в студиях, а не в гигантских дворцах, по его мнению, рождаются новые режиссерские идеи. Интересно было услышать рассказ архитектора Александра Анисимова о строительстве Театра на Таганке, которое проходило в тесном контакте (иногда и конфликте) с режиссером Юрием Любимовым. Также ценны высказывания Александра Викторовича об опыте посещения Второй сцены Мариинского театра в Петербурге, которой он дал высокую оценку с точки зрения организации творческой жизни и выпуска высококачественных спектаклей.
Вместе с тем нельзя не прислушаться к тем специалистам, которые продолжают критиковать строителей Мариинки-2 за недостаточно бережное внедрение в архитектурную среду Петербурга. Владилен Красильников (автор здания театра имени Сац) прямо сказал: «Это градостроительное преступление – построить громадное здание без соответствующих подъездов, стоянок, публику после спектакля выбрасывать прямо на улицу…» Впрочем, Александр Анисимов тут же предложил возможности исправить ситуацию – например, расширить существующий мост через Крюков канал, разделяющий две сцены Мариинского театра, превратить его в площадь, на которой возможно проведение летних фестивалей…
Иными словами, вернисаж стал не просто открытием экспозиции, но дискуссионной площадкой для тех, кого волнует состояние театрального строительства и шире – театрального искусства. Хорошо, если подобные встречи с участием самых авторитетных деятелей продолжатся (выставка будет работать до 19 февраля).
На вернисаже выставки
Ну и несколько слов о каталоге, выпущенном под руководством куратора Александры Степиной. Это действительно шаг к созданию энциклопедии – по многочисленности статей, написанных ведущими специалистами, по обилию и разнообразию иллюстраций, собрать которые помогли многие музеи, включая театральный имени Бахрушина, музеи ведущих театров и даже хранилища Дмитровского кремля. Достаточно сказать, что начинается он с декораций императорских фейерверков 1730-х годов, а заканчивается фотографиями премьеры «Манон Леско» в Большом театре с участием Анны Нетребко, которая прошла всего два месяца назад. Завидная и редкая для столь обстоятельного издания оперативность.
Единственное замечание: подписи к экспонатам, видимо, рассчитаны на узких специалистов и не всегда понятны непосвященному. Что такое, например, тот же театр МОСПС? Что из конкурса на его создание вышло (или не вышло) и почему? Может быть, стоило сделать экспликацию более развернутой – раз уж этому сюжету посвящена целая группа изображений, и хватило бы одного пояснения на всю тему. Думаю, за два остающихся месяца устроители смогут сделать этот не очень сложный, но важный шаг навстречу зрителю.
