Главная Культура 13:34 24 Марта 2017 5164
«Песни важнее политики. По крайней мере для рок-н-ролльщиков»

Илья Лагутенко – о предстоящих концертах и 20 годах истории группы «Мумий Тролль»

Сергей Бирюков

29 и 30 марта «Мумий Тролль» отметит 20-летие выхода альбома «Морская», с которого началась популярность группы — сегодня одной из самых востребованных команд русского рока. В московском Крокус Сити Холле музыканты вспомнят ту давнюю пластинку, а также сыграют по песне с каждого из последующих 13 альбомов. Насколько изменились внутренне участники группы за это время — а может быть, вовсе не изменились? Что удалось сделать для того, чтобы крепче связать родной для «Троллей» Владивосток с «Большой российской землей» — или не удалось? Что показали опыты по компьютерному моделированию стиля «Мумий Тролля» — сможет ли в будущем искусственный интеллект заменить живого сочинителя? Об этом и многом другом лидер группы Илья Лагутенко поговорил с журналистами, ответив и на вопросы «Труда».

Встреча была колоритной: Илья пригласил прессу в московский бар, носящий имя его команды. К публике музыкант вышел в форменной, как у всех служащих этого заведения, тельняшке — намек на приморское происхождение группы. Сам встал за барную стойку, за которой, как признался, немало постоял в начале своей трудовой карьеры. Предложил небольшое угощение — но от приготовления своих фирменных коктейлей отказался, объяснив, что «время суток слишком раннее, могут помешать исполнению журналистского долга, и вас больше никогда не отпустят на встречу с «Мумий Троллем».

Пластинка «Морская» — первый выпущенный «по-взрослому», на CD и кассетах альбом «Мумий Тролля», в котором воплотилась детская мечта Ильи: сочинять и играть песни он начал вместе со своими товарищами еще в 11-12 лет. Утверждает, что за прошедшие два десятилетия не очень сильно изменился. Вот с 70-х до 90-х годов, говорит он, музыка претерпела огромную эволюцию. А 90-е, считает, «так сильно застряли в наших головах, то можно было пластинку и сегодня выдать за современную. Если переиздать и никому не сказать, что она выходила, то никто и не догадается».

Тем не менее, с конца 1990-х команда прошла большой путь, выпустила более 10 студийных альбомов. Совсем другим стал статус музыкантов. Если на первый выпуск «Морской» она долго не могла найти звукозаписывающий лейбл (компании считали тихую и неагрессивную музыку «Мумий Тролля», спетую гипнотическим голосом Лагутенко, неформатной для русского рока), то сегодня эти песни охотно берет в свой репертуар такой известный западный певец, как Брайан Ферри. У «Троллей» есть свой фестиваль V-Rox во Владивостоке, каждый август собирающий в Приморье десятки групп и десятки тысяч поклонников. Кстати, в этом году он тоже празднует маленький юбилей — пятилетие, и организаторы решили, что естественно будет начать его с исполнения юбилейной программы «Морская-20».

О том, насколько «Мумий Тролль» воспринимается синонимом современного состояния популярной музыки в России, свидетельствует такой факт. Компания Яндекс провела компьютерный анализ множества песен группы и выработала программу, по которой робот сможет сочинять в том же стиле. Несколько таких песен уже написано и будет исполнено в нынешних концертах. Какие именно — Лагутенко не уточнил: пусть, говорит, публика сама догадается, где мы, а где машина. Саму идею он охарактеризовал как «фантастическую и сумасшедшую, дающую понять, что с нами происходит сегодня и как завтра мы, возможно, будем ностальгировать по вчера».

Рассказал Илья и о готовящемся новом альбоме. Диск уже записан, это произошло очень быстро, за две недели. «Очень хороший, добрый эмоциональный опыт, — утверждает Лагутенко, — честно говоря, по такой схеме мы никогда не работали: просто зашли в студию и без долгих приготовлений записали все, что пришло в голову. Получился самый, может быть, непродуманный альбом «Мумий Тролля», но нам он очень нравится. Думаю, полностью работу издадим к зиме. Наверное, на виниле, потому что там ровно 45 минут звучания. Но, конечно, будут и современные формы массового распространения — технологии, идущие на смену не только компакт-дискам, но уже и стримингам, за которыми даже нам, не старым вроде музыкантам, тяжело поспевать, но приходится».

А самая первая песня диска будет выпущена уже на днях, сразу после московских концертов. Не исключено, что она войдет и в последующие программы юбилейного тура «Морская-20». Кстати, саму нынешнюю концертную программу запишут в формате VR, и ее потом можно будет смотреть через очки «виртуальной реальности» с круговым обзором, почувствовав себя на сцене рядом с музыкантами.

На несколько минут получил в руки микрофон и корреспондент «Труда». Я напомнил Илье, с каким восторгом лет 10 назад он рассказывал о первой поездке группы в Америку, о том, как тепло принимали ее в столичных и провинциальных рок-клубах. Недавно «Мумий Тролль» вновь побывал в Штатах — интересно, каким был прием сейчас, когда Россия перестала быть той хроменькой лошадкой, которая вызывала жалостливую симпатию заокеанской публики.

— Сейчас многие очень преувеличивают степень проникновения политики в пласт культуры,— был ответ. — Да никаких особых изменений в смысле людских отношений в музыкальной среде не произошло. Ну да, мы читаем их политические новости, они читают наши. Но на повседневной рок-н-ролльной жизни это не очень сказывается. Песни в ней гораздо важнее. Я даже думаю, что музыка, творчество вообще остаются тем единственным нормальным внятным языком, на котором люди могут общаться, даже если они не понимают друг друга словесно.

—Тогда позвольте вторую часть вопроса: вы много ездите и по нашей стране. Наверняка знаете, что она живет совсем не так, как это видится некоторым из пределов Садового кольца. Никогда не хотели написать об этом в песнях — вот как Алексей Кортнев в своих «Шла Саша по шоссе», «Я офигеваю, мама»?..

— Я как раз из тех, кто Садовое кольцо знает гораздо хуже, чем то, что за его пределами. Но жизнь, и ее радости, которые здесь и сейчас, каждый из нас передает по-своему. Это очень долгий разговор. Скажу лишь, возвращаясь к нашему фестивалю V-Rox: каждый год мы испытываем огромные проблемы, чтобы все те участники, которых хотелось бы пригласить во Владивосток, до него доехали. В памяти прошлогодняя история, когда мы пытались одного всем понравившегося артиста привезти из Иркутска, и он был готов ехать в плацкартном вагоне трое суток в одну сторону, потом трое в другую. И все равно билет на поезд стоил дороже, чем из Владивостока в Москву на самолет. Это я к тому, чтобы вы поняли, насколько не решены многие, в том числе транспортные проблемы Дальнего Востока и насколько он все еще остается дальним.

Была у нашего общения с Ильей Лагутенко и вторая часть, эксклюзивная. Правда, заочная: я отправил лидеру «Мумий Тролля» вопросы, которые не успел задать во время общего разговора, и вот по почте от него пришли ответы.

— В продолжение моего сегодняшнего вопроса о приеме группы в Америке: вы там показывали то же, что и русской публике? Чем наша публика отличается от заокеанской или, допустим, китайской, которую вы тоже хорошо знаете?

— Отношения публики и артиста на самом деле всегда одинаковые, что в Китае, что в Америке, что в России. Артист хочет быть понятным всему миру и каждому человеку по отдельности. Так уж устроена душа артиста. Даже если он об этом не говорит вслух. А публика и каждый отдельный взятый ее участник понимают и любят только то, что им нравится по тем или иным причинам. Они тоже требуют внимания к себе. Дальше встают не только вопросы языка и менталитета, но и то, насколько артист готов не просто записывать песни, а еще и общаться с публикой. Будь то ведение собственных социальных сетей, активное появление в различных медиа, раздача автографов или публикация собственных селфи. В общем, артисту приходится учитывать все пожелания тех, кто потенциально может им заинтересоваться. Это довольно тяжелая и изнурительная работа. Угодить всем просто невозможно. Выступая для интернациональной аудитории, мы обычно останавливаем выбор на тех песнях, где в музыке больше «грува» и изысканных звуковых решений. Например, «Брат», «Мошка», «Поспи, рок-н-ролл», «Товарищ» обычно «заходят» публике с первого раза, несмотря на незнакомый язык.«Утекай» мы играем в стиле электро-рок, так как оригинальный русский вариант с припевом «Лалалай» вызывает прилив ностальгии и веселья лишь у носителей русского языка. А однажды мы играли на многотысячной площади в совершенно немодном и индустриальном китайском городе, где производят половину кроссовок всего мира, и зал ревел от восторга. Я даже не понимал, неужели наша музыка так близка этим людям, в основном, работникам заводов? Потом оказалось, что организаторы к «зарубежной группе», то есть к нам, добавили еще и танцующих девушек в серебряных платьях по краям сцены. В общем, ларчик открывался просто!

— Слыхал ваши рассуждения о том, что не надо бояться китайской миграции на наш Дальний Восток, что это лучше, чем миграция среднеазиатская. Звучит странно — как представишь себе полуторамиллиардный монстр у нас под боком, которому ничего не стоит откусить в несколько недель половину нашей территории... Да и кусать не надо, именно ползучая миграция и будет означать вытеснение России с Дальнего Востока. Я неправ?

— Возьмите лучше интервью у создателей «Магазеты» или ekd.me (популярные российско-китайские интернет-ресурсы о Китае. — «Труд»). Они вам дадут материала еще на пять интервью по этой теме! Я кстати, полностью разделяю их мнение (эти ресурсы продвигают идею сотрудничества с Китаем как динамично развивающейся страной. — «Труд»).

— Сегодня вы дали понять, что несмотря на обилие наблюдений во время странствий по России, отражение их в песнях (подобно тому как это сделал Алексей Кортнев в «Шла Саша по шоссе» или «Я офигеваю, мама»), не входит в ваши задачи. Но при этом вас продолжает беспокоить культурная, транспортная оторванность Дальнего Востока от «большой России».

— Я отражаю собственные эмоции, и в них есть все — и романтические прогулки в белые ночи по Санкт-Петербургу, и камни, залетающие в окно автобуса из сибирского леса по дороге из Красноярска в Иркутск, и рассветы на рейде у Русского острова. И в мои задачи не входит расшифровывать эти образы, люди их сами интерпретируют. Может быть, потому «Владивосток 2000» и распевают как гимн не только во Владивостоке, но в Екатеринбурге, Одессе, Риге, Кишиневе и т. д.

— Кстати, в мыслях о Дальнем Востоке вы во многом пересекаетесь с Валерием Гергиевым, который теперь ведь отчасти и владивостокчанин, после того как здешний оперный театр вошел в корпорацию Мариинского театра и стал его очередной, четвертой сценой. Не приходило в голову затеять с Валерием Абисаловичем нечто совместное? Во владивостокском театре — роскошный зал, подходящий и для классической музыки, и для современной. Вы бы, может, таким способом расширили жанровый охват, освоили помимо собственно песни, допустим, жанр рок-оперы.

— На открытии этого театра я предлагал его дирекции для привлечения публики устраивать концерты с программой из классики рок-музыки в исполнении симфонических оркестров. Это популярная и «экономически безопасная» форма развлечения аудитории. Но думаю, мне не стоит лезть в корпоративные отношения большого бизнеса классической музыки. Я всего лишь «местечковый» рок-н-ролльщик. Кстати, первый альбом, который я записал в жизни — мнетогда было примерно 11-12 лет, — вот он был ни много ни мало рок-оперой под названием «Полет на Марс». И создана эта рок-опера была на основе рассказа, который я сам написал. О семицветной палочке, которая досталась космонавтам на другой планете.

— Знаю, что раньше вы много ездили на Украину. А в последнее время? Сохранились какие-то контакты с тамошними коллегами — Вакарчуком, Скрипкой, Дорном, Русланой?.. Музыка может что-то сделать в нынешней ситуации? Или наивно так ставить вопрос?

— Музыка и музыканты продолжают делать свое основное дело. Теперь (с теми, кто упомянут в вопросе. — «Труд») мы встречаемся чаще в других странах на фестивалях. В этом году мы отмечаем 20-летие песен с альбома «Морская». Там есть песня «Забавы». Я вам напомню слова: «Мне бы твои пули переплавить в струны — может быть, другая песня получилась бы...»

— Почему вы всегда говорите, улыбаясь? Помню, вот так же давал интервью первый постсоветский министр обороны Шапошников, независимо от того о чем он говорил: о стремительном продвижении демократии в России или о том, каким карам будут подвергнуты путчисты... Ради Бога не обижайтесь, но внешне похоже.

— В моей школе мне как-то поставили «неуд» за поведение — не потому что дрался или набедокурил. И даже не за то, что смеялся... А потому что «улыбался». Мне не очень свезло с учителями, как видите. Но не плакать же мужчине из-за этого?

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3583
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3327
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2973
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...

Андрей Николаевич приступил к созданию своей радиостанции

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пожалуй, за долгие годы измерений телесмотрения компанией «Медиаскоп» такой случай встречается впервые. Вот уже который месяц подряд на верхних строчках лучших передач среди всех зрителей оказываются только два проекта....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?