Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной ситуацию, при которой самой рейтинговой передачей недели в аудитории активного возраста оказываются сомнительные «Экстрасенсы»? В то время как «Вечера с Владимиром Соловьевым» даже в сотню лучших не попадают!
«Ваша любимая программа стала еще больше, — объявляет в эфире Скабеева, — теперь «60 минут» будут идти четыре часа!» В смысле единиц измерения времени звучит, конечно, не очень. Но еще страннее выглядит решение канала увеличить хронометраж проекта, интерес к которому, как и ко всей телевизионной пропаганде, неуклонно снижается. Неужели надеялись количеством взять? Тогда уж надо было 60 минут растягивать на круглые сутки.
Необходимо уточнение. Да, общественно-политические ток-шоу и итоговые программы теряют аудиторию, но процесс этот в разных группах неодинаков. К примеру, те же скабеевские «Минуты» по результатам прошлой недели в топ-100 оказались на 54-м месте у зрителей в возрасте от 18 до 54 лет (данные компании «Медиаскоп») с рейтингом 1,3%. И на 14-м — с рейтингом 3,1% — у всех зрителей старше 4 лет. Понятно, что дополнительные очки во второй категории передача набирает за счет пенсионеров. Для сравнения: в 2022 году средний рейтинг «Минут» был на полпроцента больше. Существенная разница для ТВ. У соловьевских «Вечеров» тогда он составлял 3%, сегодня — почти вдвое меньше.
Еще нагляднее — падение популярности именного канала Владимира Рудольфовича. Когда-то в топовом списке каналов, расположенных в соответствии с их среднесуточной долей аудитории, «СоловьевLive» светился на 13-14-м местах. Теперь — на 32-м. Ниже только «2×2» и «Ru.TV». Его зрители — сотые доли процента от всего населения. Кто они? Те же пенсионеры? «А вот и нет! — похоже, уверено канальное руководство. — Молодежь!» Иначе с чего бы это каждые полчаса показывать социальную рекламу, именно молодежи и адресованную?! Да не абы каким непонятным юношам, обдумывающим житье, а продвинутым геймерам.
Странное впечатление производят эти ролики. На экране — компьютерные солдаты, дроны, взрывы. За кадром — текст, звучащий, предположительно, на языке 18-летних: «Ты молод, заряжен, стремишься к новым победам? А хочешь стать настоящим героем? Переходи на другой уровень! Здесь все по-серьезке! Стань легендой, пройди рубикон!» Вместе — это призыв идти на СВО в качестве оператора БПЛА. В самом его факте нет ничего дурного. Но подан он так, будто мальчишкам предлагают лишь продолжить игру, осознанно опуская то, что там, в реальности, могут и убить или превратить в калеку. Нравственно ли это? Или цель оправдывает средства?
Что же конкретно лежит в основе процесса угасания интереса к общественно значимым программам? Конечно, для каждой есть свои причины. Вот, например, характерный зрительский отзыв на «60 минут»: «В самом начале передача радовала актуальностью, остротой тем, важностью информации. Дневной выпуск отличался от вечернего. Потом они стали близнецами. В каждом выпуске актуальны лишь первые 15 минут. Дальше... Пони бегает по кругу. Ну если не о чем больше говорить — заканчивайте!» Или вот еще: «Вы минимум полчаса показываете речи всяких вражин, а потом еще полтора — смакуете ими сказанное».
Это частности. Есть и претензии общего характера. Без конца слышен упрек в единомыслии участников ток-шоу. Некоторые политологи говорят столь горячо, буквально на разрыв души, словно выступают адвокатами страны перед небесной канцелярией. Но при отсутствии оппонента, пусть и лояльного власти, но обладающего хоть сколько-то альтернативной точкой зрения, слушать это скучно. А активным людям еще и жалко потраченного времени. Наконец, многих уже достало бесконечное «переобувание в воздухе».
Смеем предположить, что в стремительное падение рейтингов за последние месяцы внес весомый вклад... Дональд Трамп. С момента его вступления в должность оценки президента США телевизионные эксперты кардинально меняли десятки раз. Извращенцев запретил? Молодец! Зеленского поприветствовал? Предатель! Зеленского унизил? Умница! Обещал Украине «Томагавки» дать? Пра-а-тивный! Передумал? Садись, пять! Ну и так далее. Один только саммит на Аляске уж склоняли-склоняли то туда, то сюда. Сразу по завершении ведущие всех новостей и гиганты мысли из ток-шоу заверили, что тот войдет в историю, о нем будут писать учебники. А уже месяц спустя... Сами знаете. Лучше нажать другую кнопку на пульте, а то крыша поедет.
Ну и нельзя отрицать фактор усталости от информационной повестки. Тут и там закрытые аэропорты, то и дело горящие из-за «обломков дронов» нефтебазы, рапорты о ежедневном победном наступлении, сопровождаемые панорамами на воронки, оставшиеся на месте ранее никому не известных населенных пунктов...
Плюс постоянное чувство тревожности из-за неясных перспектив, без конца муссируемой темы третьей мировой и постоянных призывов к применению ядерного оружия, звучащих в «ящике». А куда людей тянет в таком состоянии? Опыт прошлого показывает — в мистику. Отсюда и триумф «Экстрасенсов».
