Главная Культура 00:01 24 Ноября 2023 6584
Приключение испанцев в России

Пушкинский музей впервые открывает «испанский сезон»

Елена Широян, искусствовед
«Мальчик» и «Девочка» Мурильо дружно жили в Эрмитаже, пока советские чиновники не разлучили их. Фото Антона Баклыкова, предоставлено ГМИИ им. А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина намерен до февраля согревать зрителя отсветами самой жаркой страны Европы. Главные пространства для выставок в двух зданиях отданы двуединому проекту, созданному в содружестве с Государственным Эрмитажем и еще тридцатью музеями России. Впервые за 85 лет, прошедших с исторического показа в поддержку республиканской Испании, в фокусе крупнейшей отечественной площадки оказались великие мастера этой страны. Голова кружится от имен XVI–XIX веков: Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя...

Давно стали классиками и модернисты Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. А также обрели славу те художники России, которые и два века назад, и совсем близко к нашим дням черпали вдохновение в испанской культуре, вступая с ней в диалог порой не без иронического подтекста, а то и споря с классическими образцами, по-своему прославляя и обыгрывая облик знаменитых героев. Эти портреты, путевые зарисовки, театральные эскизы и большое полотно современных модных авторов на тему мифа об Испании можно увидеть на выставке «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». Но прежде чем отправляться в Галерею искусства стран Европы и Америки, необходимо посетить Главное здание Пушкинского.

В Белом зале, где на возобновленных «Декабрьских вечерах» вскоре зазвучит музыка Иберийского полуострова, и на соседней Розовой колоннаде развернута выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев». Она соединила свыше полусотни картин, графических листов, скульптур из ГМИИ и Эрмитажа. Есть и совсем редкие в наших пенатах предметы декоративного искусства — нагляднейшие образцы соединения трех великих культур, ставших дрожжами для искусства Испании и соседней Португалии. На протяжении двух тысячелетий эти страны претерпели не одну волну нашествий и религиозных войн: свою лепту внесли римляне, арабы и изгонявшие завоевателей вестготы. Христиане то уживались с мусульманами и пришедшими вслед за ними иудеями, совместно строя и украшая крепости, дворцы и святилища, то под нажимом католических королей ополчались на былых соседей, бросая их святыни в костры инквизиции. Однако ближневосточное узорочье навсегда осталось в испанском искусстве, как мечети сохранились в основе многих церквей, где католики, как в Кордобе, несмотря на память о Реконкисте, молятся среди подковообразных арок и каллиграфических надписей, оставленных Халифатом. Гитара и кастаньеты, веер и мантилья — эти «фирменные» атрибуты испанской культуры, к нашему времени уже перешедшие в штампы, — суть отблески той мультинациональной реальности, под сенью которой формировались великая живопись и архитектура.

При этом ни перечисленных «знойных» предметов, ни прочей туристской экзотики в залах «Испанской коллекции» не сыщешь. Здесь лишь портреты строгих королей и вельмож, суровых или милосердных святых да замечательные детские образы. Еще вопрос, что доминирует на выставке: желание показать эволюцию испанской живописи «от маньеризма до импрессионизма» либо все же предъявить историю того, как в России коллекционировали искусство этой страны. Главным хранилищем ее артефактов был и остается Императорский, ныне Государственный Эрмитаж, где испанскую живопись начали собирать еще в XVIII веке. Ныне там более 150 работ испанских авторов, и это крупнейшая за пределами Испании коллекция ее искусства. Но то ли еще было бы, не случись драм ХХ столетия!

Ведали б Екатерина II и ее венценосные внуки, с размахом скупая европейские коллекции, как бесцеремонно перетряхнут монаршее собрание большевики! При «красных хозяевах» России произошли поистине тектонические разломы в сфере собирательства искусства. Комиссары не ценили ни целостность ансамблей, ни витиеватость судьбы той или иной коллекции. А ведь порой это были истории на грани детектива, авантюры и провидения. Откуда узнала немка из затхлого крошечного Цербста о значимости испанской живописи, когда во всей Европе этого не понимал почти никто? Однако в 1779 году Екатерина решает прибрести коллекцию Роберта Уолпола, премьер-министра британских королей Георга I и Георга II. Внук сэра Роберта из-за долгов выставил знаменитое собрание на продажу, но английское правительство отказалось его выкупить, и 204 произведения итальянских, испанских и французских мастеров за 40 тысяч фунтов стерлингов были проданы в Россию. Так в Эрмитаже появились семь картин из Испании, что в европейских собраниях той поры было редкостью. Затем последовали царицыны покупки у Иоганна Эрнста Гоцковского и графа Генриха Брюля, пока инициатива не перешла к Александру I. В его правление, совпавшее с походами Наполеона, испанские артефакты стали массово вывозить после вторжения Франции на Иберийский полуостров. Это дало толчок всплеску интереса европейцев к живописи Испании, и одно из отличных ее собраний оказалось в руках банкира из Амстердама Уильяма Кузвельта. Русский император тайно посетил его галерею в Голландии летом 1814 года и принял решение скупить все испанские картины; семь из них показаны на выставке в ГМИИ.

Финальный аккорд испанской сюиты Романовых прозвучал при Николае I: в 1834 году к нему обратился посол Испании Хуан Мигель Паэс де ла Кадена. Проживший в России десять лет дипломат славился просвещённостью и прекрасным кабинетом картин. Но, наделав долгов, перед отъездом из Петербурга был вынужден расстаться с коллекцией. Полсотни работ различных школ, из них половина испанские, перекочевали в Эрмитаж. К сожалению, не все они потом в музее остались...

Одна такая история разлуки связана с парой детских портрета кисти Мурильо, купленных еще в 1772 году князем Дмитрием Голицыным на распродаже коллекции герцога де Шуазеля в Париже. Кажущиеся картинами бытового жанра «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой» на деле полны скрытой символики, но раскрывается она при восприятии обеих картин как частей единого замысла. Увы, в 1930 году приказ Музейного фонда разлучил «Девочку...» с «Мальчиком» под предлогом, что новой столице необходим хотя бы один «Мурильо», который и прописался в ГМИИ. Лишь теперь эти картины на время воссоединились. Та же участь постигла два натюрморта Антонио Переды — «с поставцом» и «с часами», вместе образующие размышление на тему «суета сует», а порознь кажущиеся просто изображением предметов быта.

Но эти произведения по крайней мере остались в стране. А были и те, которых мы лишились в ходе сталинских распродаж 1930-х, когда готовившемуся к войне вождю нужны были деньги на индустриализацию. Отголосок такой драмы, постигшей Эрмитаж, сведущий зритель уловит в лучшем на выставке холсте. Это «Портрет графа-герцога де Оливареса» (1638) Веласкеса. Картину отличает лаконизм колористического решения при богатстве психологической нюансировки. Однако экспозиция стала бы на порядок значительнее, если бы сюда привезли еще один портрет кисти великого испанца, о котором сам его герой, а это был никто иной как папа римский Иннокентий Х, сказал «Troppo vero!» — «Чересчур правдиво» (итал.). Хотя основной вариант этой картины 1650 года издавна находится в Риме, Эрмитаж владел превосходным эскизом. Увы, теперь он — предмет гордости Вашингтонской национальной галереи.

Подобные истории можно было бы рассказать о многих экспонатах выставки. Этот рассказ неминуемо вобрал бы не только покупки русских дипломатов и дары аристократов либо купцов, но и мрачные события, связанные с революцией и национализацией художественных сокровищ. Так что экспозиция получилась не только о путях испанского искусства и судьбах картин — она и про войны, перевороты, грабежи. Как и про то, что картины живут дольше людей, ухитряясь не погибнуть в пожарах и эвакуациях. Несколько экспонатов побывали в немецких штольнях, где их прятали нацисты, и в руках солдат, спасших эти сокровища после окончания Второй мировой. После чего великолепные картины и гравюры снова на полвека попали в тайники, теперь уже в СССР. Лишь в постсоветских 1990-х годах музеи начали показывать «перемещенные ценности», наличие которых в фондах прежде категорически отрицалось, в «нулевых» — постепенно включать их в экспозиции Эрмитажа и ГМИИ. Теперь уже, похоже, навсегда: на этой выставке ясно, что разговорам о возможной реституции положен конец.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11528
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7231
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6900
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6118
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6035
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?