В минувшие выходные в московских аэропортах отменили и задержали 309 рейсов. Причина — более 90 украинских дронов, сбитых за три дня над столичным регионом, за что хвала службам противовоздушной обороны. Попутно по плану «Ковер» (режим закрытого неба для всех летательных аппаратов) Внуково не принимал и не отправлял самолеты почти 21 час, аэропорт Шереметьево закрывали десять раз (в общей сложности на 12 часов), небо над Домодедово оставалось нерабочим почти 11 часов.
В петербургском аэропорту Пулково, считающемся «запасным» для Москвы, отменили 61 рейс. В аэропорту Храброво (Калининград) под закрытие воздушного пространства попали 12 прилетов и 10 вылетов. Многочасовые задержки объявляли в Мурманске и Сочи, Барнауле и Тюмени, Владивостоке и Хабаровске, в Ростове-на-Дону и Самаре, в Петропавловске-Камчатском и на Сахалине.
Сказать, что аэропорты эти три дня были переполнены, — ничего не сказать. В столицах и провинции тысячи людей оказались заблокированы в воздушных гаванях на много часов, а кто-то и на несколько дней. Перспективы разблокировки были нулевыми, а тут еще отсутствие самой необходимой для пассажиров информации на ближайшее будущее. Аэропорты и сами ничего не знали. Как заявил только что назначенный министр транспорта РФ Андрей Никитин, российским аэропортам приходится подстраивать свою работу при введении плана «Ковер», чтобы обеспечить безопасность пассажиров. А на какой срок «Ковер» стелется — это дело военных. Безопасность остается главным приоритетом. Министр признал, что задержки вызывают неудобства и дискомфорт, но подчеркнул, что рисковать безопасностью пассажиров никто не станет.
Однако и с «подстройкой» тоже больше вопросов, чем ответов. В аэропорту Стригино (Нижний Новгород) больше суток действовал план «Ковер» — все рейсы были задержаны, и пассажирам сообщили, что ждать вылета, возможно, придется больше суток. Люди, включая семьи с детьми, провели в зале ожидания более 20 часов, ютясь на чемоданах и на полу. Единственной поддержкой стал скудный паек — дешевая котлета с макаронами. Хотя после двух часов задержки рейса авиаперевозчики обязаны предоставить пассажирам воду, после четырех часов — горячую еду, после восьми часов — номер в гостинице. Но по действующему законодательству все эти компенсации должен оплачивать виновник задержки, если им является аэропорт или перевозчик: «Перевозчик уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика».
Но кто кому будет доказывать и как? Даже если кто-нибудь из пассажиров Стригино захочет узнать, действительно ли нижегородскому аэропорту целые сутки угрожала атака украинских дронов, кто же ему откроет или опровергнет эту тайну?
В столице правила такие же, хотя ожидание чуть комфортнее... Тем не менее, делать даже в столичной гавани абсолютно нечего, развлечений никаких, кроме кино на экране собственного планшета (у тех, кто взял гаджет в дорогу). В переполненных залах тесно и душно, а размещение в капсульном отеле стоит диких денег. Те, кому не досталось мест на скамейках или креслах, располагаются на чемоданах, полу и искусственном газоне вдоль эскалаторов. Впрочем, в Шереметьево на вторые сутки желающим начали выдавать надувные матрасы — в первую очередь пассажирам с детьми, за что местной администрации огромное спасибо.
Но поесть-попить — еще две проблемы. В Шереметьево, Внуково, Домодедово в конце концов начали выдавать пассажирам воду. О еде рассказал пассажир Максим, летевший из Шереметьево в Тюмень: «Я приехал за три часа в аэропорт и в целом был готов к тому, что рейс задержат на пару часов, но точно не ждал, что его задержат на всю ночь. В два часа рейс перенесли на пять утра. Решил разобраться с бесплатным питанием, ведь мой рейс задержали не украинские дроны. На посадочном талоне есть определенная сумма — 650 рублей, и я решил обойти все-все места, указанные на сайте «Аэрофлота», в которых можно расплатиться с помощью посадочного талона из денег, которые там указаны. В итоге оказалось, что из всего списка есть всего два места, где действительно за 650 рублей можно взять хотя бы одно блюдо. В остальных местах можно было рассчитывать только на скидку, а средняя стоимость одного блюда в аэропорту оказалась в районе 800-1000 рублей».
Еще раньше депутат Госдумы Олег Нилов воспользовался парламентским обсуждением кандидатуры Андрея Никитина на должность министра транспорта и спросил о ценах в российских аэропортах и вокзалах — за парковку, питание и прочее. «Ситуация запредельная, — признал Никитин. — Времяпрепровождение в аэропорту может обходиться дороже, чем стоимость билета». При этом, по его словам, операторы аэропортов ссылаются на высокую стоимость аренды.
Но если в обычных условиях это дорого, но терпимо, поскольку пассажир приезжает в аэропорт не обедать-ужинать, а улетать-прилетать, то нельзя ли для задержавшихся не по своей вине назначать цены на вынужденный сервис с дисконтом в размере той самой арендной платы? И таких проблем видимо-невидимо! Ими все соцсети заполнены. Вот, например.
«Сочи. Огромные очереди на досмотр, нервные люди и еще более нервный персонал. Я, конечно, понимаю, что поток людей большой, кто-то может затупить, кто-то разволноваться, кто-то с детьми и колясками, но зачем орать? Видимо, у нас в России чем громче заорешь, тем больше вероятность, что тебя услышат...
Внуково. Здесь нет ощущения гигантского хаотичного хаба, как в Шереметьево или Домодедово. Минус аэропорта в наши дни — часто вводится план «Ковер». Для пассажиров стыковочных рейсов нужно продумывать достаточное время стыковки.
Шереметьево. Просто крик души: сделайте что-нибудь с очередями на вход в зону вылета! Толкучка, никакой организованности, не хватает контейнеров для вещей, люди обозленные, персонал грубит...
Новосибирск. Сломанные экраны, мало мест, шумно. Еда дороже, чем должна быть.
Хабаровск. При любой заминке некомфортно: сложно найти сотрудников, негде отдохнуть: Псков. Это не очень похоже на аэропорт, скажем так, перевалочный пункт. Там даже чемоданы не уезжают — ты их сам увозишь: Уфа. Нет условий для отдыха ночью. Гостиница работает только на обслуживание летного состава, свободных мест нет, бронирование невозможно. Пассажиры в полуобморочном состоянии кемарят в зале ожидания. Почему не решается эта проблема? Площади есть, а комфорта для пассажиров нет...»
Почти все авторы процитированных отзывов излагали впечатления о сервисе в самые обычные дни, без наплыва дронов и объявления плана «Ковер». Но некоторые телекомментаторы уже утверждают, что нынешние наши авиабеды планируются заранее: мол, враг рассчитывает, что россияне устанут от таких катаклизмов, а иные недовольные «льют воду на мельницу супостата». Но заметьте: 23 июля в Санкт-Петербурге и Москве рейсы Turkish Airlines из Антальи, Бодрума и Стамбула тоже задерживались на 12-13 часов. Из-за чего сдвигались и обратные вылеты из России. Только из Пулково было отменено 10 рейсов из 26 в Анталью и Стамбул, еще четыре рейса задержано. Но ожидавших в турецких аэропортах пассажиров оперативно оповестили о задержках (но не о причинах), вывезли в гостиницы и, когда небо над Россией очистилось, вовремя доставили обратно к самолетным трапам.
А далее еще интереснее: из-за «нестабильной ситуации» с российскими полетами Турция ввела новые правила компенсаций для пассажиров, чьи рейсы задерживаются на три часа и более по техническим или операционным причинам. Размер выплаты: 250 евро — при рейсах до 1500 км; 400 евро — от 1500 до 3500 км; 600 евро — при дальности свыше 3500 км. И теперь пассажир рейса Москва — Стамбул имеет право на компенсацию в размере 400 евро, при условии, что задержка превышает три часа. Однако новый турецкий закон распространяется только на турецких перевозчиков (Turkish Airlines, Pegasus, Southwind и т. д.) и только на регулярные рейсы, выполняемые по обычному расписанию. Если же речь идет о чартерном рейсе, компенсационные меры на него не распространяются. Поэтому, говорят туроператоры, нашим туристам стоит заранее проверять статус своего рейса, быть готовыми к возможным задержкам и уточнять у авиакомпании или туроператора, предусмотрена ли компенсация.
Впрочем, из нашего Пулково тоже сообщают о формировании нового операционного «мастер-плана», предусматривающего помимо высокого уровня безопасности полетов «стараться сохранять нормальный уровень сервиса для пассажира». А в Татарстане после атак БПЛА на республику на одном из сервисов бесплатных объявлений начали продавать антидроновые защитные сетки и детекторы для обнаружения беспилотников. Цены варьируются от 300 рублей до 200 тысяч. Кто и что с новостями на очереди?
А еще у нас проблемы со связью... Утро 22 июля в России начиналось не только с коллапса в ведущих аэропортах страны, но и с обострения проблем с мобильной и проводной связью. Наиболее серьезные перебои были зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Ростове-на-Дону и на Дальнем Востоке. Сбой затронул не только мобильную связь, но и проводной интернет. Синхронные отключения были зафиксированы в 77 регионах и, по заявлениям операторов и Роскомнадзора, «были вызваны плановыми работами и локальными перегрузками». Однако в некоторых регионах власти объясняют отключение и замедление работы мобильного интернета необходимостью противостоять дронам-беспилотникам: мол, «в рамках безопасности населения периодически уменьшается уровень сигнала вышек сотовой связи, на которые потенциально могут ориентироваться БПЛА противника».
Возникает вопрос: как будем жить в условиях таких перманентных ЧП? Ответа пока не слышно.