Главная Культура 00:02 25 Сентября 2015 4385
Александр Галибин: Собираюсь прожить до ста лет…

Из 60 лет своей жизни полвека актер связан с миром искусства

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Народному артисту России Александру Галибину 27 сентября исполняется 60 лет. Практически 50 из них он связан с миром искусства. Одиннадцатилетним пареньком Саша пришел в Ленинградский Театр юношеского творчества, где сыграл свои первые роли. После громкого успеха фильма «Трактир на Пятницкой», в котором Галибин снялся еще студентом, к нему пришла всесоюзная слава. С тех пор он активно работает в кино, театре, на телевидении, оставаясь одним из самых популярных актеров и одним из самых востребованных театральных режиссеров.

— Александр, как будете отмечать грядущий юбилей?

— Для широкой общественности — никак. Хотя, не скрою, поступали на этот счет предложения симпатичные и вежливые, но я столь же симпатично и вежливо от них отказывался. Собираюсь уехать с семьей в теплые края и побыть какое-то время в тишине и покое. Я так много работал в последние годы, так редко видел жену и детей, что для меня это будет настоящим подарком.

— Ну, наверное, стоит ждать подарка и от жены...

— Она мне его уже сделала. Самый лучший подарок, который я получал в своей жизни, — это сын Василий. Ира (Ирина Савицкова, актриса, третья жена Галибина. — «Труд») родила его 15 сентября год назад. И она сама, и я, и наша 12-летняя дочь Ксюша души в нем не чаем. Еще один подарок я сделал себе сам. Это фильм «Золотая рыбка», который я только что закончил в качестве режиссера. Для меня это очень важное событие в жизни.

— Если коротко, о чем фильм?

— Мне всегда хотелось снять картину о войне, вернее, не о самой войне, а о ее горьком отголоске. И еще мне хотелось снять кино о мире детства, о взаимоотношениях ребят и родителей, о детских представлениях про честь, совесть, достоинство, предательство, боль. Две эти темы, замешанные вдобавок на мифологии сказки Пушкина «Золотая рыбка», соединились в моем фильме, который я посвятил своему недавно ушедшему отцу. Это тоже неспроста. Мои родители — блокадники. Детьми они пережили в Ленинграде тяжелейшую зиму 1942 года. Мама вместе с родителями уехала в эвакуацию, оказалась в Сибири. У папы родители погибли. Сам маленький, он оказался с младшим братом на руках. Когда по Ладоге их переправляли на Большую землю, баржу разбомбило. Брат погиб, мой отец чудом выжил. Потом был детдом, ремесленное училище, поиск уцелевших родственников.

Сюжет фильма не связан напрямую с этими событиями. Более того, действие «Золотой рыбки» происходит в 1946 году в небольшом среднеазиатском городке, где в эвакуации оказалась мать с двумя детьми и где в госпитале долечивается их отец. Но для меня эта история имеет много внутренних перекличек с нашей семейной болью и семейной гордостью.

— Я знаю, что во время съемок у вас были большие разногласия с продюсером фильма Борисом Токаревым...

— Я считаю, что говорить сегодня об этом неэтично. Это наши внутренние разборки, которые мы завершили на стадии монтажа картины. Могу сказать, что в результате я сделал фильм таким, каким он мне виделся, каким я его хотел снять, каким я его покадрово нарисовал вместе с оператором и художником задолго до съемок. Возможно, опытные кинематографисты увидят в «Золотой рыбке» профессиональные огрехи, но я вложил в свой первый фильм душу и сердце без остатка, и я целиком отвечаю за то, что зрители увидят на экране.

— Итак, в канун своего 60-летия вы дебютировали в кинорежиссуре, оставаясь при этом популярным актером. Каким вам видится дальнейший путь?

— Я прекрасно понимаю, что актер и режиссер — разные профессии. А театр и кино — разные виды искусства. По образованию я человек театра: учился актерскому делу у народного артиста СССР Рубена Агамирзяна, а тайны режиссуры постигал у такого мастера, как Анатолий Васильев. Но у меня всегда было чувство неизбывной тоски по кино. Я поставил десятки спектаклей в театре, у меня были большие циклы передач на телевидении, но хотелось снять именно фильм для большого экрана. Я вплотную приблизился к этой цели еще в 2006 году — именно тогда я влюбился в сценарий «Золотой рыбки». Мы уже готовились к съемкам, но в 2008 году грянул кризис, деньги пропали. В это время мне сделали предложение возглавить театр имени Станиславского. Я отработал там три года, но случился нашумевший конфликт с труппой, и я, достойно, как мне кажется, завершив некий жизненный и творческий цикл, ушел из театра. И вернулся к замыслу «Золотой рыбки», который не покидал меня все эти годы. Но вот фильм закончен, в этой волнующей меня истории поставлена точка. Не скрою, рассматриваю возможность работать в кинорежиссуре дальше. Идеи есть. Но и актерскую биографию не собираюсь сворачивать.

— На вашем счету под 90 ролей в кино. Есть среди них любимые?

— Я помню и люблю все свои роли. Все до единой. Но есть, конечно, определенные роли-вехи. Например, мне дорога роль Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой», которая стала путевкой в большой кинематограф. Не менее дорога мне и знаковая роль Мастера в экранизации булгаковского шедевра. Сильно и глубоко повлияла на меня роль Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья», если ее можно назвать ролью. Можно ли сыграть путь царя, восходящего на Голгофу? Это можно только прожить, достав из своего внутреннего мира то, что ты сам о себе порой не знаешь. Благодаря Глебу Панфилову это случилось.

Хотя, скажу честно, работа шла непросто. Готовясь к фильму, я прочитал практически все, что было написано на тот момент о последнем русском царе. И мне это странным образом повредило: давил груз избыточной информации. Помню, у нас состоялся серьезный разговор с Глебом Анатольевичем. Он жестко сказал: даю тебе сутки на размышления. Или ты немедленно выбросишь из головы все, что прочитал, или мы расстаемся. Я пережил страшный стресс, но в итоге за сутки все забыл. И работа пошла на лад.

— Несколько слов о «Мастере и Маргарите». Принято считать, что с каждым, кто прикасается к этому роману, случаются мистические вещи. Неужели вас они обошли стороной?

— Начну с того, что эта роль была мне предсказана одним человеком за много лет до экранизации романа. Это был, если угодно, знак судьбы. Я в такие вещи верю. Что касается мистики, то вокруг романа и личности Булгакова сложилось много мифов, которые иногда имеют под собой почву, а иногда нет. Добавлю и я свой миф в эту копилку. Мы закончили съемки 5 марта 2005 года, а 8 марта вместе с Ирой после спектакля в Александринке, где она играла ибсеновскую Нору, поехали к моей маме поздравить ее с праздником. Маленькую Ксюшу, к счастью, оставили дома. Возвращаясь от мамы, попали из-за гололеда в жуткую аварию. Вылетели на встречную полосу, пару раз перевернулись и свалились в кювет. Мы не были пристегнуты, тем не менее, оба не пострадали. Люди, которые сбежались к нашей смятой машине, так и не поняли, как мы остались в живых. Что это было? Расплата за съемки в «крамольной» экранизации? Некое предупреждение свыше о хрупкости человеческой жизни и превратностях судьбы? Это можно как угодно трактовать, но некий мистический элемент в этой истории, безусловно, присутствует.

— Но перейдем к более приятным материям. Скажите, каково это стать молодым отцом в канун своего 60-летия?

— Если честно, я никак не чувствую свои 60 лет. Иногда ловлю себя на мысли, что в тяжелых рабочих ситуациях бываю повыносливее иных молодых. Подобно моим замечательным старшим коллегам Владимиру Этушу и Владимиру Зельдину, я собираюсь жить долго и по возможности счастливо. Своим внутренним взором заглядываю туда, за столетнюю отметку...

— Знаете секреты долголетия?

— Если честно, моей заслуги в хорошем самочувствии и отменном здоровье нет. Спортом регулярно не занимаюсь, питаюсь как придется, иногда в течение дня росинки маковой во рту не бывает. Выручают родительские гены, фамильные корни. И еще... Мне кажется, что во всех сложных жизненных перипетиях нужно всегда оставаться честным по отношению к самому себе, к своему внутреннему «я». Нужно уметь отстаивать свои взгляды, честь свою и своей семьи. Но при этом жить не в борьбе, а в гармонии с самим собой. Я стараюсь жить именно так, и болезни и возраст поневоле отступают.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11613
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7291
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6972
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6173
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6165
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?