«Динамика товарооборота России и Китая в последние годы является ярким подтверждением особого статуса наших отношений. За последние четверть века экономическое взаимодействие России и Китая вышло на беспрецедентно высокий уровень. Два года назад цель по увеличению двустороннего товарооборота до 200 миллиардов долларов была с опережением перевыполнена на 20%. В прошлом году объем взаимной торговли достиг рекордных 245 миллиардов долларов», - подчеркнул ответственный секретарь президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК, глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на открытии VII Российско-Китайского энергетического бизнес-форума (РКЭБФ) в Пекине.
«Китай, являясь стратегическим союзником России, занимает первое место среди внешнеторговых партнеров нашей страны», - отметил он. В свою очередь Россия занимает четвертое место по двустороннему товарообороту с Китаем.
Своевременные решения по созданию современной инфраструктуры поставок углеводородного сырья стали важным фактором обеспечения энергобезопасности России и Китая, отметил докладчик. «В этой аудитории мне бы хотелось передать горячий привет тогдашнему сопредседателю энергодиалога «Россия-Китай», легендарному китайскому руководителю Ван Цишаню, стоявшему у истоков создания трубопроводной системы ВСТО. Его личный вклад придал мощный импульс нашему партнерству и в сфере ядерной энергетики, поставок газа, угля, перетоков электроэнергии», - сказал Игорь Сечин. Глава «Роснефти» пояснил, что в прошлом году Россия обеспечила почти 19% китайского импорта энергоресурсов на общую сумму около 100 млрд долларов.
Важно отметить, что расчеты между Россией и Китаем практически полностью переведены на национальные валюты, а доля доллара и евро сократилась до уровня статистической погрешности. По оценке Игоря Сечина, с 2010 года во внешней торговле Китая доля юаня выросла с 2% до 52%, а доля доллара упала почти в два раза – с 83% до 43%.
«Позиции доллара ослабляются не только в качестве платежного средства, но и как мировой резервной валюты, - заявил Сечин. - Способствует этому применение доллара в качестве санкционного оружия».
В итоге создаются предпосылки к использованию альтернативных инструментов – таких как золото, цена которого, как правило, растет накануне глобальных кризисов. «Именно золото сегодня занимает место казначейских облигаций США, постепенно теряющих свой статус «тихой гавани», - подытожил Игорь Сечин.