Главная Экономика 21:55 26 Марта 2017 15312
Нелегалов кормит вся Россия

По самым скромным подсчетам, нелегальные перевозчики в России зарабатывают несколько сотен миллиардов рублей в год. Лишая легальные компании пассажиропотока и подтачивая экономику регионов, нелегалы все глубже забираются в карманы россиян

Ольга Артёменко

По самым скромным подсчетам, нелегальные перевозчики в России зарабатывают несколько сотен миллиардов рублей в год. Лишая легальные компании пассажиропотока и подтачивая экономику регионов, нелегалы все глубже забираются в карманы россиян, не отвечая за их жизнь и безопасность во время пути из пункта А в пункт Б.

Масштаб бедствия

Ежедневно в России тысячи нелегальных автобусов работают на привычных общественных маршрутах. И если пассажиру, в первую очередь, важны стоимость проезда и комфорт при поездке в автобусе, то регионы терпят колоссальные убытки из-за действий нелегалов.

Только по самым скромным подсчетам, бюджеты российских регионов из-за нелегальных перевозчиков, недополучают миллиарды рублей в год. Все эти деньги уходят в карман  нелегалов, которые, порой, тратятся лишь на то, чтобы вызволить перехваченный автобус или машину со штрафстоянки.

За последние несколько лет количество аварий с нелегальными маршрутками выросло в несколько раз. Виной тому – несоблюдение правил дорожного движения, необразованность и невнимательность водителей, и, конечно, техническое состояние машин, а также пренебрежение правилами перевозки пассажиров, включая, отсутствие страховки пассажиров, необходимой во время аварий.

При этом нелегалы не оформляют официально маршрут перевозки и, естественно, не платят налоги, из-за чего страдают бюджеты регионов. Решить проблему нелегальных перевозчиков раз и навсегда пока не удается. Единственный действенный способ — рейды, которые проводят представители автотранспортного надзора.

По словам руководителя управления по транспорту Ленинградской области Павла Постовалова, в декабре 2016 года в регионе в ходе 70 проверок были осмотрены более 1000 единиц общественного транспорта. По итогам проверки было заведено 558 дел об административном правонарушении, а 53 маршрутки отправились на штрафстоянки.

Рейды, по словам эксперта, проводятся регулярно. И их цель не только в поимке нелегалов, но и надзор за официальными перевозчиками, у которых, порой, тоже хватает нарушений.

«К наименее безобидным, - говорит замруководителя транспортного управления Ленобласти Михаил Присяжнюк, - можно отнести превышение общей вместимости автобуса. Когда транспортное средство, к примеру, рассчитано на 50 человек, а битком в него влезает 60. Это небезопасно при аварии, но в погоне за выручкой возят и так. Штраф за превышение вместимости всего 500 рублей, водители это знают».

Самое страшное, конечно, это неисправное техническое состояние автобуса. Тогда в пути может случиться все, что угодно, начиная от открытой, но заблокированной двери маршрутки, до бушующего огня в двигателе. Бывали и случаи, когда у маршрутки во время движения отлетел руль.

Схема, которую сегодня выбирают большинство нелегалов, проста. Пассажиров собирают за несколько минут до отправления официального рейса зазывалами и буквально под руки провожают к дверям нелегальной маршрутки. Чаще всего это происходит на межрегиональных маршрутах, когда от станции метро нелегалы подхватывают пассажиров и везут их, к примеру, в Кингисепп. Это, кстати, одно из самых прибыльных направлений у нелегалов в Ленобласти.

В настоящее время, по оценке экспертов, в Ленинградской области нелегальных перевозчиков нет только на двух направлениях – Киришском и Выборгском. При поездках в остальные 16 районов Ленобласти есть большой риск попасть к нелегалам, а, значит, и поставить свою жизнь под угрозу.

Бурная активность нелегалов на дорогах всех российских регионов ведет к сокращению автобусов законных перевозчиков из-за падения пассажиропотока. Иногда, вплоть до закрытия маршрута.

«Например, на направлении «Санкт-Петербург – Кингисепп – Сланцы» сейчас курсирует более 30 нелегальных микроавтобусов. В результате резкого снижения количества пассажиров официальные маршруты практически были закрыты кингисеппским и сланцевским автопарками», - рассказывает о ситуации в Ленобласти Михаил Присяжнюк.

Типы нелегальных перевозчиков

Вообще, нелегальных перевозчиков можно поделить на три типа: первый – это те, кто работает без разрешительных документов вообще. То есть, нет документов ни на автобус, ни у водителя, включая права с нужной категорией.

Второй вид – это такси. Сначала они получают разрешение на свою деятельность, а потом начинают возить пассажиров на самых прибыльных маршрутах – в салоне несколько человек.

По словам  Присяжнюка, несколько десятков таких мини-маршруток ежедневно выходит на работу и каждый из водителей приносит прибыль, которая составляет порядка 8 тысяч рублей. Например, только в Кингисеппском районе Ленобласти на одну машину официального перевозчика приходится пять нелегальных. «Вот и выходит, что законный перевозчик недополучает прибыль, от этого страдает бюджет региона, так как и налоговых отчислений платится намного меньше. А чистая прибыль нелегалов остается у них в карманах. Вот и вся арифметика», - поясняет эксперт.

Он добавляет, что из-за низкого качества сервиса и обслуживания маршрутов, именно здесь происходит больше всего аварий. Чего стоит видео, когда водитель такого такси на бешеной скорости при разрешенной 40 км/ч вылетает на встречную полосу и на полном ходу врезается в автобус.

Третий тип нелегальных перевозчиков – это, так называемый, «Заказ». Они встраиваются в маршрут официального перевозчика, добавив соответствующую табличку на лобовое стекло.

В такие маршрутки садиться нельзя. Как правило, они не предназначены для перевозок, а случалось и такое, что в таких транспортных средствах вместо сидений были установлены деревянные ящики. Их даже прозвали «скотовозками». Зачастую все они уже списаны в утиль.

Тем не менее, по словам Михаила Присяжнюка, в Ленинградской области сравнительно благополучное положение. «Нелегалы занимают очень небольшую долю рынка и пытаются хотя бы частично исполнять требования закона — одни получают лицензию, другие маскируются под заказные, большая часть заключает договор страхования пассажиров. К примеру, в Нижнем Новгороде население в 1,5 раза меньше, чем в Ленобласти, а на городских маршрутах работает более 400 нелегальных автобусов. Принадлежат они, в основном, частным лицам. Платят за маршрут от 25 до 40 тысяч рублей в месяц с автобуса, в зависимости от доходности», - резюмирует эксперт.

Получается, что бригадир маршрутчиков большую часть выручки отправляет выше, где ее делят по понятиям: часть в ГИБДД и департамент транспорта администрации, часть в городскую думу, часть бандитам. Все довольны.  Прекрасный пример такого взаимодействия  между нелегалами-перевозчиками и властью подтвержден журналистами в Санкт-Петербурге. Одно из мест размещений нелегальных маршруток расположено в Невском районе Петербурга. 11 января замглавы района Сергей Оверчук сообщил, что выехал на место, упомянутое в СМИ. В распоряжении 47news оказался ответ чиновника на имя заместителя председателя комитета по транспорту Петербурга Андрея Велесевича. В нем Оверчук отчитывается: «Выездной проверкой земельного участка по указанному адресу захламления земельного участка не выявлено, разукомплектованные транспортные средства отсутствуют».

Каждый раз, садясь в автобус к нелегальному перевозчику, жизнь каждого из пассажиров подвергается реальной опасности, за которую, в итоге, никто не ответит. Быстрая поездка к дому может закончиться уже на первом повороте. И хорошо, если пассажиры отделаются только испугом.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5827
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5440
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4816
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?