Главная Культура 13:05 26 Апреля 2016 5398
Японский гопак

Большинство первых призов на российском балетном конкурсе «Арабеск» присуждено танцовщикам с Востока

Сергей Бирюков

В Перми подвел итоги XIV всероссийский открытый конкурс балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Один из самых авторитетных в мире, по сути имеющий международный статус, он подтвердил несколько очевидных истин. Во-первых, даже самой прекрасной классической хореографии противопоказана музейная неприкосновенность: в ней можно быть успешным, только вложив в нее, помимо усердия, настоящее артистическое чувство. Во-вторых, соседство с современной хореографией не просто оттеняет классику, но жизненно необходимо ей, заряжая классических исполнителей драйвом и творческим духом. В-третьих, трудно найти молодого состоявшегося балетного артиста, даже из самых далеких стран, у которого в педагогической родословной не было бы «русского следа»: этих людей, как правило, сразу отличаешь по уверенному владению основами классического танца.

Юлия Бачева из Санкт-Петербурга стала лауреатом второй премии среди хореографов современного танца за номер «Кукольный дом» на музыку Джона Кейджа, который исполнила сама в дуэте с Егором Кабановым

Конкурс в Перми проводится с 1988 года, он стал одним из брендов «третьей культурной столицы России». Состязание проходит в Театре оперы и балета имени Чайковского при поддержке министерства культуры РФ, администрации Пермского края и самого города Перми, а также под эгидой Союза театральных деятелей России и Международного совета танца при ЮНЕСКО. Главным же творческим вдохновителем «Арабеска» на протяжении двадцати лет была великая балетная (и семейная) пара Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. После ухода Екатерины Сергеевны из жизни ее супруг взял на себя художественное руководство состязанием и добился присвоения конкурсу имени Максимовой.

Нынешний «Арабеск» – это около тридцати участников в младшей группе (13-17 лет) и более 80 – в старшей (18-25 лет). Они представляли 14 стран мира, в том числе не только ближайшее окружение России, но также США, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Македонию… Понятно, что самую значительную группу составили российские конкурсанты – в старшей группе это более 30 человек. Но вполне сравнимую по мощи делегацию (18 танцовщиков) прислала Республика Корея. Десять человек представили Японию. Неожиданно большая команда прибыла из Монголии – восемь претендентов. Можно сожалеть, что не было никого с родины балета – из Франции, или из такого «азиатского балетного монстра», как Китай. Хотя автору этих строк куда жальче, что не приехали трое заявленных участников с Украины – глубоко родственной нам балетной державы, чья сильная хореографическая школа тесно связана общим происхождением с русской традицией.

Номер «Андрогин» Павла Глухова исполнили москвичи Анна Акелькина (третья премия среди исполнителей современного танца) и Григорий Сергеев

Должен заметить, что видел только третий тур конкурса в классической хореографии. Почти половина его участников – с Дальнего Востока и из Центральной Азии. Наши конкурсанты выступили крепко. Зал тепло приветствовал москвичку Екатерину Клявлину (вариация Нирити из балета «Талисман» в хореографии Мариуса Петипа), ее земляка Марка Чино (вариация Франца из «Коппелии» в хореографии Александра Горского), Айтала Ефимова из Якутска (вариация Солора из «Баядерки» в хореографии Вахтанга Чабукиани)... Конечно же, особые симпатии достались юным пермякам – Кириллу Макурину (вариация из «Большого классического па» Обера в хореографии Виктора Гзовского), Альбине Колобовой (вариация из балета «Венецианский карнавал» в хореографии Петипа)…

Приз жюри прессы под председательством критика Сергея Коробкова достался Александру Омельченко (вариация Базиля из «Дон Кихота» в хореографии Горского). Зрительские симпатии оказались на стороне ученика Пермского хореографического училища Георгия Еналдиева (вариация Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена).

Вместе с тем бросилось в глаза: пьедестал почета, сформированный международным жюри под председательством Васильева, вовсе не выглядел оккупированным нашими исполнителями. Только Марк Чино в своей младшей группе добрался до первого места. Лучшей среди девочек признана кореянка Ко Ын Ли (па-де-де из «Пламени Парижа»). А в старшей группе первые места – у посланцев Дальнего Востока: кореянки Со Чон Мин (па-де-де из балета «Талисман» в хореографии Петипа) и разделивших эту премию юношей – корейца Чин Соль Ым (партнера своей соотечественницы по «Талисману») и японца Томоха Терада (вариация Остапа из балета «Тарас Бульба» Соловьева-Седого в хореографии Ростистава Захарова). Смело вторглась в ряды лидеров бразильская пара Таис Диоженес – Вагнер Карвалью (второе и третье места соответственно).

Харука Уемура (третья премия) предстала в образе Жизели, партию которую мечтает станцевать целиком в своем театре в Улан-Удэ

Сопутствовал успех и танцовщикам из бывшей советской Средней Азии. При том что численно их было относительно немного. Киргиз Марат Сыдыков органично станцевал вариацию из «Корсара» в хореографии Чабукиани, что было справедливо оценено второй премией. А казахского исполнителя Эркина Рахматуллаева отметили спецпризом за чистоту стиля в вариации Альберта из «Жизели» в хореографии Перро и Коралли.

В этом выдвижении иностранцев на лидирующие позиции – парадокс, ключ к которому, возможно, в том, что многие из них занимались у русских педагогов и/или танцуют в российских театрах. Например, точно и стильно станцевавшие хореографию Александра Горского в па-де-де из «Дон Кихота» бразильцы – воспитанники Школы Большого театра, 16 лет назад открытой в городе Жоинвиле по инициативе Владимира Васильева. А разговорившись с Харука Уемура, тронувшей трепетным исполнением па-де-де из второго действия «Жизели», я выяснил, что она училась в Улан-Удэ и работает в Бурятском театре оперы и балета. Позвал ее туда художественный руководитель балета в этом театре – японец Морихиро Ивата, победивший на «Арабеске» в 1992 году и с тех пор связавший свою жизнь с нашей страной. Другой японец, нынешний обладатель первой премии Томоха Терада, учился в Академии Олега Виноградова в Вашингтоне и теперь служит в Екатеринбургском театре оперы и балета, мечтает, признался мне, о роли Меркуцио.

Эти юные энтузиасты балета с Востока, видимо, обладают такой тягой к любимому искусству, что готовы преодолевать ради него любые трудности, от географических и языковых до собственно художественных. И достигают блестящих результатов, опережая даже природных носителей русской хореографической традиции.

И еще одно обстоятельство. Тот же Терада выступил хоть с классическим, но притом ярко национальным номером. И этот виртуозный гопак Остапа с умопомрачительными прыжками имел у публики заметно больший успех, чем просмотренные по пятому-шестому разу па-де-де из «Дон Кихота» или «Корсара». Индивидуальная краска плюс искренний кураж обеспечили юноше победу.

Москвич Марат Нафиков получил первую премию в номинации «исполнитель современного танца» за номер «Одержимый» на музыку Альфреда Шнитке

В этом смысле исполнителям классической хореографии, думаю, полезно поучиться у тех, кто исполняет современный танец. В первую очередь – отношению к материалу не как к застывшему на века музейному экспонату, а как к живому пластическому высказыванию, которое происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. И очень хорошо, что с этого года в программе «Арабеска» появился современный танец. К сожалению, мне не довелось увидеть сами конкурсные туры, но программу гала-концерта победителей 23 апреля эти несколько номеров чрезвычайно украсили. Правда, все они почему-то оказались выдержаны в одной интонации – стремительно-темповой, остро синкопированной, едко ироничной. Совершенно не было композиций раздумчивого, лирического плана – может быть, все они остались на более ранних этапах, а для финального шоу устроителям понадобились именно такие густо перченые кунштюки. Но в головокружительности им не откажешь, особенно номеру «Одержимый» хореографа Никиты Иванова в исполнении москвича Марата Нафикова, дуэту «Унесенные» петербургского хореографа Константина Кейхеля в исполнении Анастасии Николаевой и Андрея Остапенко, номеру «Сила притяжения» в авторском исполнении челябинца Арсена Именова.

А вот Гран-при на «Арабеске» так и не вручили. Впрочем, за все 28 лет конкурса эту награду присуждали лишь трижды, в том числе уже названному Морихиро Ивата. Хороший общий уровень еще не означает желанного большого артистического открытия. Подождем еще два года, до «Арабеска-2018».

Итоги конкурса «Арабеск-2016»

Младшая группа

Первая премия (девушки):

Ко Ын Ли (Корея)

Первая премия (юноши):

Чино Марк (Россия, Москва)

Вторая премия (девушки):

Клявлина Екатерина (Россия, Москва)

Вторая премия (юноши):

Макурин Кирилл (Россия, Пермь)

Третья премия (девушки):

Колобова Альбина (Россия, Пермь)

Третья премия (юноши) поделена между:

Иконников Григорий (Россия, Москва)

Стенюшкин Руслан (Россия, Воронеж)

Дипломы:

Гаштарска Стефания (Македония)

Гуиди Валентина(Аргентина)

Егорова Диана(Россия, Воронеж)

Ефимов Айтал (Россия, Якутск)

Йе Анна (США)

Музафарова Адель (Россия, Москва)

Одонгоо Хатанбаатар(Монголия)

Платонова Анастасия(Россия, Якутск)

Старшая группа

Первая премия (женская):

Со Чон Мин (Корея)

Первая премия (мужская) поделена между:

Терада Томоха (Япония)

Чин Соль Ым (Корея)

Вторая премия (женская):

Диодженес Таис (Бразилия)

Вторая премия (мужская) поделена между:

Сан Мин Ли (Корея)

Сыдыков Марат (Кыргызстан)

Третья премия (женская) поделена между:

Уемура Харука (Япония)

Кавахара Мики (Япония)

Третья премия (мужская) поделена между:

Омельченко Александр (Россия, Москва)

Карвалью Вагнер (Бразилия)

Дипломы:

Асаи Эрика (Япония)

Афанасьев Сарыэл (Россия, Якутск)

Вон Соль Ли(Корея)

Еналдиев Георгий (Россия, Пермь)

Итимура Аска (Япония)

Каггеджи Алессандро (Великобритания)

Кумайдонов Парвиз (Таджикистан)

Маркова Анна (Россия, Москва)

Нисидзима Хаято(Япония)

Рахматуллаев Еркин (Казахстан)

Сапогова Екатерина (Россия, Екатеринбург)

Со Чон Син (Корея)

Титов Иван (Россия, Москва)

Тхэк Юн Йи (Корея)

Уэно Мизуки(Япония)

Хи Ван Чо (Корея)

Хо Хён Кан (Корея)

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3327
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3225
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?