В течение недели в Гатчине царила настоящая «культурная революция». Потому что здесь не только показывали фильмы, снятые по добротной литературной основе, но и всерьез разговаривали о сегодняшнем непростом времени. О месте культуры в мире, наполненном суетой и гаджетами. О том, что люди все меньше размышляют о смысле жизни, читают умные и важные книги, а в погоне за быстрыми деньгами обходятся клипами и краткими телефонными сообщениями.
Об этом, кстати, предупредил и народный артист России Сергей Юрский, получая губернаторский приз:
— Литература и кино — это совершенно неразрывные виды искусства, — сказал Юрский. — Если из нашей жизни исчезнет или сократится до минимума чтение книг, то не будет ни кино, ни театра. У меня колоссальная просьба ко всем — господа, читайте, не поддайтесь этому натиску кратких сокращений в интернете, в Википедии. Читайте то, что писали для вас сегодняшних. Для вас будущих. Не дайте пропасть этому. И тогда литература будет цвести не один отведенный ей год, а десятки, сотни лет!
С артистом оказался солидарны и его коллеги, приехавшие в Гатчину с творческими встречами (Вениамин Смехов, Наталья Крачковская, Светлана Светличная), и директор Музея-усадьбы Михаила Шолохова Александр Шолохов, внук писателя. На фестивале его наградили специальным призом от Центра национальной славы России.
— В Гатчинском дворце я ощутил удивительное ощущение сотворчества, — сказал Шолохов. — Соучастия в том, что создали твои предки, и ты сейчас можешь это возродить. Литература и кино — это тот же самый процесс сотворчества. Пока книга не ожила во впечатлениях читателя, это мертвая материя. И в кино так же. Все люди хотят творить. Хочется пожелать всем нам этого замечательного чувства — соучастия и сотворчества.
И такое активное зрительское сотворчество в гатчинском кинотеатре «Победа» царило всю неделю. В конкурсной программе оказались собраны почти все самые заметные ленты последнего времени. Уже фильм открытия — «Дедушка моей мечты» по сценарию Леонида Якубовича произвел сенсацию. В картине, так и не вышедшей в широкий прокат, Якубович сыграл без единого слова роль волшебного деда, исполняющего мечты. Причем в парике и гриме его было непросто узнать.
— В этом сложном гриме невозможно ни пить, ни есть, все через трубочку, — пожаловался Леонид Якубович корреспонденту «Труда». — Его наносили каждый день восемь часов! Я играю на сцене, но в кино снялся впервые. И теперь просто преклоняюсь перед актерами, которые снимаются в кино. Я так не могу — восемь дублей подряд на надрыве. Это же невозможно!
Вызвала интерес и конкурсная «Клетка» Эллы Архангельской по сценарию Юрия Арабова — оригинальная версия «Кроткой» Достоевского в жанре психологического триллера. В главной роли снялся Даниил Спиваковский. Авторы ввели в ткань истории православного батюшку, который сопровождает героя по всем кругам его домашнего ада.
— Это история о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины, — говорит Элла Архангельская. — Актуальна ли она сегодня? Любовь актуальна всегда! К ней можно по-разному относиться, но в нашем фильме любовь витает в воздухе, проникнутом трагической глубиной отношений между мужчиной и женщиной.
Еще одно бытовое чистилище представили театральный режиссер Михаил Угаров и драматург Елена Гремина. На этот раз это история взаимоотношений молодого еще Антона Чехова с братьями и отцом. «Братья Ч.» получились тонкой и чувственной историей любви и ненависти в одной семье. Яркие актерские работы, в первую очередь Егора Корешкова, сыгравшего Чехова, и чуткая камера оператора Алишера Хамидходжаева создали почти осязаемую атмосферу уходящего века «вишневых садов». Наконец, Вера Глаголева привезла в Гатчину «Двух женщин» по повести Ивана Тургенева «Месяц в деревне» с Рейфом Файнсом и Анной Астраханцевой в главных ролях. Забегая вперед, скажем, что эта пара была отмечена призами за лучшие актерские работы. Картина, которая снималась в аутентичных интерьерах смоленской усадьбы Михаила Глинки, проникнута бережным отношением авторов к русской классике. Кроме того, фильм получил приз жюри за лучшую музыку.
.jpg)
Фильм «Класс коррекции» Ивана Твердовского завоевал главный приз фестиваля
Ну, а главный приз — «Гранатовый браслет» — увез в Москву дебютант Иван Твердовский за свой «Класс коррекции» — пронзительную историю девочки-инвалида, которую травят одноклассники. По сути — еще один вариант знаменитого быковского «Чучела». Но более жесткий. Фильм, снятый по одноименной повести Екатерины Мурашовой, также победил в номинации «лучшая операторская работа» (Федор Стручев).
В неигровом кино событием стал «Мой Гамлет» с участием Людмилы Абрамовой, матери сыновей Владимира Высоцкого. Она проводит экскурсию по Музею Высоцкого и напоминает о всех Гамлетах, которые когда-либо были... В фильме много драгоценных документальных кадров самого Театра на Таганке, его руководства и артистов.
— Мы не думали, что сделаем картину, — призналась Людмила Владимировна корреспонденту «Труда». — Просто среди выставок нашего музея эта — особенная. И я уже чувствовала, что мне пора на пенсию. Но хотелось, так сказать, спеть лебединую песню. И получилось, причем с помощью других музеев. Хотя многого сказать не успела. Так, главное, что создало Театр на Таганке, — это публика. Она вызвала его к жизни. Юрию Петровичу Любимову удалось сделать общедоступный театр. Он был понятен всем — как и Володины песни. И его «Гамлет» был понятен простому труженику, а не только интеллектуалу. Колоссальный темперамент Володи очень многое дал спектаклю...
Но приз в этом разделе получила яркая лента Павла Печенкина из Перми «Варлам Шаламов. Опыт юноши». Фильм рассказывает о первом сроке заключения известного писателя на севере Прикамья. Автор сценария — историк Виктор Шмыров, изучающий эпоху ГУЛАГа. Причем фильм полностью основан на архивных фотографиях и кинохронике.
Напомним, что в этом году фестиваль был посвящен 70-летию Великой Победы. Не только фильмами времен Великой Отечественной войны отметили эту дату в Гатчине, но и интересным круглым столом «Военная слава России: факты и парадоксы», который провел киновед Андрей Шемякин. Обсуждая «правду о войне» (не только Великой Отечественной) писатели, историки, режиссеры собрались в одной из городских библиотек. Среди них был и сын Константина Симонова, режиссер и писатель Алексей Симонов. У него своя, высокая мерка. Отметив, что сама идея такого разговора очень полезна, Симонов остался не очень доволен аудиторией:
— Она оказалась не совсем подготовлена к разговору о войне. А ведь речь шла о главном — о правде на войне. И как выясняется, весь объем этой правды не знает никто. Даже мой отец к концу жизни пришел к этому выводу. Только народ. Но он по-прежнему безмолвствует. У каждого своя правда о войне. Некоторые стараются ее забыть. Некоторые помнят до конца жизни. И в книжках, тем более, если они пишутся историками из Генерального штаба, будет все наврано. Я лично проверял тут одну... Поэтому нет и не может быть абсолютной истины о войне — это слишком страшная и противоречивая ситуация.
В военной хронике Алексей Симонов тоже увидел немало странного.
— Я подбирал хронику под одну песню для своего фильма, — вспоминает Алексей Кириллович. — И обнаружил, что в нравящихся мне кадрах есть дубли! То есть оператор заставлял людей в тяжелейших условиях не раз подниматься в атаку! И потом я столкнулся с этим неоднократно. А ведь если оператор снимает бой с высоты собственного роста, значит, его уже убили. Если нет — то это репетиция или постфактум. Но это искусство конечно адово и очень опасно. Фронтовые операторы все герои. Независимо от результата... Им надо было забыть о собственной жизни и думать о том, что у них в кадре.
А приз зрительских симпатий получила картина «Охота жить» Сергея Никоненко по мотивам рассказов Василия Шукшина с участием самого Сергея Никоненко, Нины Усатовой и Станислава Любшина. Это история о том, с каким настроением приходят к «осени жизни» самые разные люди.
...Зрители соскучились по кино умному и честному — вот главный результат форума. И ценят они сегодня не просто искусство высокохудожественное, а проникнутое особым духом милосердия, сострадания, духовного полета. Тем самым, о котором писал Пушкин, живший совсем недалеко — той самой «милостью к павшим» (не случайно каждый год гости фестиваля посещают дом его няни Арины Родионовны). А «павших» на нашем социальном фронте, как ни грустно, все больше...
