На этой неделе краснодарская полиция начала проверку информации о крупном мошенничестве, жертвами которого стали более 20 молодых жительниц Сочи. Там «финансовый коуч» присвоила почти 20 млн рублей участниц так называемых курсов личностного роста, после чего стерла все электронные записи, закрыла доступ к сайту и исчезла в неизвестном направлении.
Схема придумана для простаков, но действует безотказно. Каждая из участниц курсов передала «наставнице» суммы от 500 тысяч до 5 млн рублей для «эффективного управления средствами». Взамен коуч обещала своим клиенткам гарантированный высокий доход с их вклада, финансовое благополучие и независимость. А в итоге всего лишь освободила подопечных от накоплений.
Желание поумнеть то и дело сталкивается с желанием облапошить, и чья тут возьмет, догадаться несложно. Объем российского рынка интернет-образования по итогам прошлого года превысил 145 млрд рублей, показав рост в 19%, а число обучающихся достигло 10 млн. Особым спросом пользовались дополнительное профессиональное образование и детские обучающие курсы. Однако, пользуясь популярностью и удобством формата, индустрию наводнили многочисленные мошенники и проходимцы.
Такие персонажи, как Елена Блиновская, Валерия Чекалина и Гусейн Гасанов, сегодня всем известны. Однако тысячи последователей и сподвижников остаются в тени. Так называемые коучи продолжают активную деятельность, раздавая заоблачные обещания и предлагая доверчивым гражданам услуги, не имеющие ничего общего с образовательными программами. А между тем в России как не было, так и нет механизмов контроля за организациями и деятелями, проводящими онлайн-курсы. Минпросвещения занимается оценкой только государственных образовательных организаций или тех, кто работает за счет федерального бюджета. В остальном — полная свобода, а точнее, безнаказанность.
Даже самых одиозных «коучей» привлекают к ответственности за финансовые преступления, а не за их «образовательный» контент, к которому ни у государства, ни у правоохранительных органов вопросов не бывает. Вся инфоцыганская реклама отличается хвастовством и бахвальством. Ролики обещают постоянный контакт с автором курса, круглосуточную поддержку, гарантированное трудоустройство и многократное увеличение ежемесячного дохода. Невыполнение любого из этих обещаний могло бы стать основанием для подачи иска, но много ли вы о таких случаях слышали?
Суды встают на защиту интересов граждан, но только если те выполнили одно условие: не требуют лишнего. В рамках закона «О защите прав потребителей» можно рассчитывать разве что на расторжение договора и возмещение убытков в размере стоимости курса.
Больше всего исков к псевдообразовательным организациям подается в начале года и осенью, когда люди активнее приобретают разнообразные онлайн-курсы, а уже потом, через несколько месяцев такого «обучения», разочаровываются в результатах. Основные претензии пользователей: фактическая программа сильно отличается от обещанной, связь с кураторами очень слабая или отсутствует вовсе, а вместо «гарантированного трудоустройства» люди получают банальную рассылку резюме по общедоступным базам работодателей.
Но чтобы не портить себе нервы и не тратить время на судебные разбирательства, лучше изначально внимательно подходить к выбору образовательных организаций, отдавая предпочтение тем, которые имеют соответствующие лицензии. Хотя порой и документы государственного образца не являются гарантией получения качественных услуг. Еще свежа в памяти история казанского онлайн-университета, от деятельности которого, по данным МВД, пострадало около 7 тысяч человек.
Тех же, кто прячется за словами «консультация», «авторская программа», «информационные услуги» и при этом обещает гарантированный результат, лучше сразу за километр обходить стороной. Стопроцентно обманут.