Главная Культура Афиша 00:06 28 Февраля 2025 13075
От бульваров Парижа до русской глубинки

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной 1874-го еще не имевшего привычного нам названия.

Вателье фотографа Надара среди работ 30 художников безымянной тогда группы находился пейзаж Клода Моне, ухватившего в родном Гавре момент рассвета, но не сумевшего дать картине название. За коллегу и друга это сделал Огюст Ренуар, вписав в каталог выставки: «Впечатление. Восходящее солнце». Столь непривычное в мире салонной и академической живописи наименование вызвало гнев и насмешки, а один из критиков, Луи Леруа, поместил в журнале убийственную рецензию, в которой вдоволь поиздевался над словом «впечатление». Так у нового искусства, чьи творцы и тем более критики даже не подозревали, что вскоре оно покорит мир, появилось имя.

В России, то и дело стремящейся перевести иноземные слова на язык родных осин, приверженцев этого стиля долго называли «впечатленцами». Надо ли добавлять, что среди активно посещавших Европу, а также издалека следивших за новыми явлениями в искусстве русских художников быстро появились поклонники импрессионизма? Пред его чарами не устояли столь значимые мастера, как Василий Поленов, Илья Репин или Исаак Левитан.

Музей русского импрессионизма (МРИ) предложил серьезный разговор о сути собственного предмета собирательства спустя почти 10 лет с начала работы. За это время небольшая частная институция, чье собрание размещено в объекте индустриальной архитектуры, прорвалась в лидеры столичной арт-жизни. Здесь, на бывшей кондитерской фабрике на задворках Ленинградского проспекта, прошла череда проектов, представивших многие дарования, зачастую неизвестные широкой публике. В их числе такие самобытные мастера, как Николай Мещерин или Елена Киселева, в той или иной мере причастные к стилистике импрессионизма. Каждая выставка, будь то персональная ретроспекция или подборка работ разных авторов «на заданную тему», — рассказ о личных судьбах, исторических параллелях и крутых поворотах в русском искусстве.

А.Архипов. Молодая крестьянака. 1920. Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма 

Особенно щедр катаклизмами оказался ХХ век. Мы слышим отголоски бурных событий, когда из забвения выплывает имя какого-нибудь художника, покинувшего Россию сто лет назад и, казалось бы, канувшего в Лету. Так происходило и с «русскими французами» Константином Кузнецовым и Николаем Тарховым: в последние десятилетия они вернулись в нашу художественную жизнь.

Немало подобных имен вобрала в себя программная выставка в МРИ «Изображая воздух». Это полторы сотни картин, подчас известных лишь в том городе, в музее которого хранятся, и семь десятков имен от знаменитых до полузабытых. Как и прежде, МРИ высвечивает нестандартные персоналии русского искусства. Однако на сей раз музей поставил задачу разобрать по косточкам само парадоксальное явление, каким является русский импрессионизм.

В самом деле, термин «импрессионисты» вызывает ассоциации прежде всего с французскими залами Пушкинского музея, Эрмитажа или, если вам посчастливилось, с парижскими музеями Орсе и Оранжери. К славному ряду имен, который возглавляет Эдуард Мане (хотя сам он импрессионистом себя не считал), не каждый добавит Валентина Серова или Константина Коровина, первыми в России создавших полотна с явными признаками этого стиля. Притом что серовские «девушки», давно хрестоматийные, — по сути, манифест художника, которому после юношеской поездки в Венецию захотелось писать «только отрадное». К сожалению, добившись успеха в освоении нового для России стиля, который он постиг самостоятельно, не посещая парижских студий, Серов отошел от импрессионизма. А его учитель Илья Репин, безусловно, великий, к «впечатленцам» проявлял неподдельный интерес, однако работать вровень с французами так и не сумел.

Кураторы выставки и авторы каталога помогают понять, почему настоящих импрессионистов в России оказалось совсем мало, хотя попробовал себя в этой роли как минимум каждый второй художник начиная с 1880-х.

Итак, вплоть до 1 июня все здание МРИ отдано феномену «русский импрессионизм» — для кого-то век назад основному методу, а для прочих — крат-кому увлечению. Впрочем, главный дар импрессионизма граду и миру един для всех: он навеки закрепил право художника на эксперименты. В чем их особенность у разных живописцев, пояснят творения кисти маститых и знаменитых вроде Игоря Грабаря, Станислава Жуковского или того же Коровина, долго шедших под знаменем импрессионистов, а также на время ими ставших «бубново-валетцев» Петра Кончаловского или Роберта Фалька. Перечислить всех отдавших дань «французскому методу» немыслимо. К нему как источнику вдохновения приникали самые несхожие персонажи — вспомним хотя бы Виктора Борисова-Мусатова и антипода ему Казимира Малевича.

Все эти увлечения юности из отдельных эпизодов складываются в эпическое полотно, когда речь идет о целой стране. В мире много разных вариантов импрессионизма. Тот же МРИ, скажем, показывал его извод в Испании, веками обладавшей своей мощнейшей традицией, но тоже сдавшейся на милость победителя. Вот и представьте, учитывая размеры России, сколь широко размахнулось это течение в отечественном арт-ландшафте на рубеже XIX-XX веков.

Сегодня ушли в прошлое споры вокруг термина «русский импрессионизм». А ведь еще недавно специалисты допускали только осторожную формулировку «пленэризм»! Теперь на выставке в МРИ нас учат различать черты этого стиля, не путая его с другими при наличии общих мотивов вроде изображения природы или мимолетных житейских сцен. Нынешняя выставка не пытается проследить весь путь импрессионизма в России — это потребовало бы грандиозных пространств и ключевых экспонатов многих музеев — либо составить полный свод российских «впечатленцев». Тем не менее зритель может уяснить основные признаки импрессионистической стилистики и выявить ее черты в русской живописи.

Вводят в экспозицию полотна с реальной попыткой «изобразить воздух» и познать природу света. Вслед за ними показаны работа живописца с цветом и парадоксальный результат экспериментов на русской почве. Это чуждая французам темная гамма с эффектами ночного освещения и невской водой, по замыслу куратора, — «черный импрессионизм».

Большое внимание уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака и их ровесников. Этюды, прежде вспомогательный этап работы над картиной, у импрессионистов обрели права самостоятельных произведений. Внедрение нового стиля можно понаблюдать в разделе «Мастерская», где мы будто входим в учебные классы Академии художеств и Московского училища живописи, вая-ния и зодчества.

Немало добавляют к пониманию отличий импрессионизма в России «русские мотивы»: на смену шумным бульварам Парижа пришли улицы уездных городов, любимые Константином Горбатовым и Петром Петровичевым, а на место француженок-актрис и балерин явились крестьянки Абрама Архипова. Общими стали новаторские композиционные приемы, которые художники подсмотрели на фотографиях и в модных японских гравюрах. Наконец, в атмосферу трудов на пленэре, то есть свежем воздухе, мы проникнем, листая «Фотоальбом», где запечатлены и патриархи Поленов и Репин, и мастера других поколений: Исаак Бродский, Лукиан Попов, Зинаида Серебрякова, Константин Юон и прочие обладатели этюдника и тюбиков с краской, между прочим, революционного изобретения середины ХIХ века.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4802
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3373
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2886
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2294
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1471
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1251
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1071
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 923
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?