Главная Культура 17:49 28 Марта 2023 1997
С несвоевременными мыслями о прощении

Их навеяли Валерий Гергиев и «Китеж» Римского-Корсакова

Сергей Бирюков
«Китеж» требует от исполнителей (Феврония – Ирина Чурилова, Всеволод – Александр Трофимов) не только музыкантской, но и большой человеческой зрелости. Фото Александра Шапунова предоставлены Фондом Валерия Гергиева

Ну какой еще театр может не просто привезти в Москву «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, но сделать это даже более чем однажды на протяжении года? При том что опера эта – одна из ключевых и сложнейших для исполнения во всем русском репертуаре. И в столице уже много лет ни на одной сцене не идет… Конечно, такое под силу только Мариинскому театру неуемного Валерия Гергиева.

Уточним: год назад мариинцы привозили в зал «Зарядье» лишь третье действие. Это было нечто вроде гергиевского экспромта, когда во внезапно грянувшей после 24 февраля ситуации надо было срочно уравновесить запланированный старт «космополитичного» вагнеровского «Кольца нибелунга» сильным русским «зачином». Тогда Валерию Абисаловичу показались наиболее соответствующими моменту самые трагические страницы «Китежа».

За прошедший год мы многое передумали, и пусть картина мира далеко еще не утвердилась хоть в какой-то новой полноте, Гергиев, похоже, счел, что пришла пора исполнить самую масштабную и философскую из русских классических опер во всей ее целостности.

Снова уточним: речь о целостности музыкальной. Привезенная на минувшей неделе в полюбившееся мариинцам «Зарядье» версия – так называемая полусценическая. Когда лишь самые лапидарные декорации оттеняют музыкальное действие. И результат поразил. Более того – он, на мой вкус, сильно аргументирует против сформировавшейся за последние десятилетия культуры так называемой режоперы, когда в анализах постановок три четверти их объемов посвящались тому, насколько режиссер перевернул вверх дном замысел композитора. И если, допустим, речь о «Китеже», то мы долго чесали затылок, пытаясь расшифровать, что за тьму символических жестов и мелких швыряемых предметов обрушил на нас Эймунтас Някрошюс в спектакле Большого театра 2008 года или как четырьмя годами позже стараниями Дмитрия Чернякова в Нидерландской опере поэма о всепрощающей любви обернулась кровавыми приключениями наивной селянки в бандитском городе.

Ничего этого в версии Алексея Степанюка, приспособленной Кристиной Лариной для «Зарядья», нет. А есть простейшие задники, соответствующие (по большей части – буквально) тому, что написано в либретто Владимира Бельского – деревянный Малый Китеж, белокаменно-златоглавый Великий Китеж и главный визуальный лейтмотив этого спектакля – заповедный лес, вначале живой, потом спаленный войной и под конец волшебно преобразившийся в райский сад, за которым – небесная синь грез умирающей Февронии. Все!

А что еще надо, если опера и так до предела насыщена символикой, от легендарного сюжета о чудесном спасении города от врага до музыкального языка, полного аллюзий едва ли не на все пласты традиционной русской интонационности. Здесь и знаменный распев, и духовный стих, и колокольные ритмы, и плачи, и протяжная песня – в окружении птичьего щебета и лесного шелеста. Не забыты и смелейшие открытия русских композиторов: как, например, «по-мусоргски», в духе староверческой мистики «Хованщины» вдруг начинают петь в самые сокровенные моменты оперы Феврония и Всеволод! Не обойден стороной и высочайше ценимый Римским-Корсаковым Вагнер. Но в каждой ноте – это именно он, Римский-Корсаков с его и не снившейся Вагнеру напевностью и, да простится мне это бесхитростное неискусствоведческое слово – добротой, к которой нараспашку устремляется в ответ слушательская душа. В этом качестве у Николая Андреевича нет конкурентов даже среди самых гениальных композиторов. А ведь она, доброта, в таком дефиците не только в сегодняшнем искусстве, но в самой жизни…

В безграничной доброте – главная сила героини на ее пути к подвигу (татарский богатырь Бурундай – Глеб Перязев, пьяница-предатель Гришка – Николай Гассиев)

Задача постановщиков – лишь не помешать этому прекрасному плетению музыки. И они с ней справились.

А Гергиев и его сценическая дружина сполна тем воспользовались. Что, надо признать, даже таким суперпрофессионалам, как мариинцы, дается не всегда («Не спеши, когда спешить нельзя», 22.11.2022), но сегодня не о том речь. На высоте были практически все: исполнитель благородно-трагической роли Поярка Алексей Марков, монументальный Юрий Воробьев в партии князя Юрия, смачные «татары» Глеб Перязев и Мирослав Молчанов, светлоголосый Александр Трофимов – княжич Всеволод. Заслужил свою отдельную овацию интерпретатор апокалипсической по смыслу роли Гришки Кутерьмы Николай Гассиев. Ну и особый респект – Ирине Чуриловой. Если прошлой весной она более-менее аккуратно воспроизводила нотный текст партии Февронии, огорчая металлической резкостью голоса, то теперь «металл» почти совсем ушел, а на его место пришли благородная глубина и вдохновенная лепка образа несравненной теплоты. Гергиев все-таки лучше нас, сторонних наблюдателей, знает, кого из артистов пестовать и на кого делать ставку.

Заслуженный поцелуй исполнительнице главной женской роли от ее «супостата» по сюжету и коллеги по сцене

Сам же он на протяжении трех с лишним часов уверенно вел исполнение музыки потрясающего мелодического богатства и многокрасочности. Отдельные сбои (вроде легкого разброда на пару тактов в начале четвертого действия с его особенно сложной хроматикой) не в счет. Что пенять за такие мелочи, если уже несколько дней благодаря мариинцам в голове не перестают звучать дивные мотивы «Китежа». Да ведь и сама эта опера – о прощении, в котором – главное спасение.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3298
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3182
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3081
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...

В РАМТе состоится премьера «Каренина» режиссера Данила Чащина по мотивам романа Льва Толстого 

Анна Чепурнова
Как призналась играющая Анну Ангелина Стречина, она мечтала об этой роли со времен студенчества, когда посмотрела фильм с Кирой Найтли

Театральное агентство «Арт-Партнер ХХI» 24-25 ноября выпускает в РАМТе премьеру «Каренина» режиссера Данила Чащина по мотивам романа Льва Толстого. Играющая Анну Ангелина Стречина, известная зрителям по своим киноработам,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?